Skip to main content

«ВИТЯЗЬ» АЛТАЙСКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ»

К 100-летию со дня рождения К. В. Осколкова

«В России радость – до боли в сердце». Так говорил о Родине легендарный инженер-машиностроитель Константин Владимирович Осколков. И, видимо, не случайно он родился 8 мая, накануне великого праздника Победы: всю жизнь он посвятил служению родной стране как боец и как инженер.

К. В. Осколков – участник Великой Отечественной войны. Награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени, орденами Ленина и Октябрьской Революции, медалями, в том числе «За освоение целинных земель», золотой и бронзовой медалями ВДНХ.

После войны вернулся домой и начал работать на эвакуированном из Харькова в г. Рубцовск Алтайском тракторном заводе. Он – выпускник Алтайского института сельскохозяйственного машиностроения (1954 г.). На заводе трудился испытателем тракторов, начальником СКБ, где начал вести разработку первых сочлененных гусеничных машин, которую затем продолжил, работая главным конструктором Рубцовского машиностроительного завода.

Когда начали возводить Ишимбайский филиал Рубцовского машиностроительного завода (1981 г.), на предприятии было организовано специальное конструкторское бюро по двухзвенным транспортерам (вездеходам), возглавил которое К. В. Осколков. Двухзвенный вездеход на гусеничном ходу представляет собой транспортную машину большой грузоподъёмности (до 30 тонн) и грузовместимости с высокими показателями проходимости и манёвренности в тяжёлых дорожно-климатических условиях. Используется для транспортировки в сложных климатических условиях Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии, Аравии  на грунтах с низкой несущей способностью (болото, снежная целина, бездорожье, пересечённая лесистая местность, песчаные пустыни, сверхвысокая влажность, разреженность воздуха) при температуре окружающей среды от минус 50 до плюс 40°С. Благодаря универсальности конструкции транспортеры «Витязь» применяются в качестве базовых шасси, для размещения на них комплексов вооружений, грузоподъемного, погрузочно-разгрузочного, землеройного и другого технологического оборудования различного назначения.

На сегодняшний день вездеходы активно используются в военном деле: эта техника может перевозить до 10 тонн груза или до 60 военнослужащих в условиях любой местности и любого климата. Кроме того, эта техника помогает бороться с пожарами и незаменима для нужд МЧС. У «Витязя» уникальная система по складыванию звеньев в продольной и вертикальной плоскостях. Гидравлические цилиндры, расположенные между звеньями, могут работать в нескольких режимах: осуществлять поворот машины, обеспечивать плавность хода, работая в качестве своеобразной пневмоподвески, и блокировать звенья для преодоления преград высотой до полутора метров. Эти характеристики машины отражены в патентных документах (и других источниках информации), представленных на выставке «Витязь» алтайского машиностроения: к 100-летию со дня рождения Осколкова К. В.», которая экспонируется в сентябре 2023 г. в центральном зале 4-го этажа библиотеки.

X