Однажды 20 лет спустя
Тому 20 лет, на радость зрителям,
Придумали текст удивительный
Тамара Негреева да Суставова Ольга.
И так ту спектаклю помнили долго,
Что решили новые поколения
Чуток изменить то творение
Да побаловать библиотекарей снова.
И пусть не все у нас вышло толково,
Но мы старались: честное слово!
Так начинался спектакль «Федот, да не тот – 2», который спустя 20 лет после показа, в год 130-летия библиотеки был возрожден в «Шишковке». Взяться за дело было непросто. Во-первых, ответственность – ибо оригинальная версия до сих пор была жива в памяти многих сотрудников как некая феерия творческой мысли. Во-вторых, переделывать переделанное (а первый спектакль стал тематической «переделкой» филатовского «Сказа про Федота») – это, пожалуй, специфический труд. И, в-третьих, сказывалась напряженка юбилейного года: мероприятий было запланировано чрезвычайно много и все они требовали существенных усилий коллектива. Однако желание пересилило все, и за месяц спектакль был переделан: за дело взялась пиарщик библиотеки Екатерина Пушкарская. Качеству и скорости в немалой степени способствовал тот факт, что она – дочь той самой Ольги Суставовой, и «старший товарищ» весьма охотно подключился к процессу, добавив пару идей и песен в сюжетную канву. Многостраничный труд лег на стол главному «массовику-затейнику» библиотеки Наталье Сычевой, которая, повздыхав для приличия, принялась за постановку и кастинг. Все роли, кроме одной, были определены новым людям, и только Баба Яга, которая совсем не карга, снова досталась Наталье Турубаровой – никого другого авторы не видели в этой роли. В отличие от первой версии, в спектакле появился и настоящий мужчина – роль Царя с удовольствием взял на себя большой друг «Шишковки», фактурный и артистичный телережиссер Алексей Сазонов. Переборов точечные капризы артистов, автор с режиссером приступили к репетиционному процессу в январе, а в мае, на День библиотек, состоялась премьера. Конечно, сотрудники библиотеки к тому моменту уже были в курсе затеи, — чему способствовал и бесконечный топот репетирующего кордебалета, и «Шишковка» гудела от предчувствий и предположений – «как оно будет». Артисты нервничали, теребя шикарные костюмы, взятые напрокат в «???», режиссер, которая также была занята в спектакле в качестве старушки-веселушки, отдавала последние распоряжения, а автор слегка напрягался, сжав в руках фотоаппарат – в зале то, кроме коллектива, был еще и автор первой версии, по совместительству – мама. Однако же волнения были напрасны: труппа отыграла отлично и получила горячий прием. Но этот факт ничуть не сказался на количестве последовавших за спектаклем новых репетиций: второй показ должен был состояться перед ветеранами, на День мудрости.
Переждав отпускной сезон, в сентябре команда снова принялась сбегать с работы на репетиции. И вот тут начались сюрпризы: артисты забывали текст так, словно видели его лишь однажды, путали слова, забывали перестроения и движения. Вместо «социяльный оборот» Генерал в лице Марины Верхотуровой выпалил «сексуальный оборот», у Яги появился «Трус бубновый», а Федот, которого исполнила Елена Векман, и вовсе выдал фразу, едва не сорвавшую репетиционный процесс: труппа просто рыдала. К слову, интеллигентнейшая Елена Кузьминична даже не осознала, что случайно выдала, да и мы не будем приводить здесь смешной эпизод: пусть он останется за кадром. Однако в итоге все получилось еще лучше, чем в день премьеры: артисты были на сцене свободнее, чувствовался определенный опыт и в результате все, кто видел оба представления, сошлись во мнении, что второй раз был круче. А как принимали наших артистов пенсионеры!
Завершив «театральный сезон», труппа возжелала на гастроли, — мол, столько репетировали, а всего два раза показали. Однако в планах Министерства культуры наш тур не значился, и пока идею отложили. Но начались новые репетиции! Взрослый коллектив библиотеки оказался чрезвычайно рад возрождению былых творческих капустников, актуальных в «Шишковке» в 1980-1990-х, а молодежь впервые открыла для себя такую сторону библиотечной работы. И всем захотелось «продолжения банкета»! Если до начала репетиций спектакля некоторых приходилось уговаривать идти в артисты, то сейчас библиотекари были готовы на любые роли, делать что угодно, — лишь бы попасть в какую-то новую творческую затею. И «банкет» не заставил себя ждать, пусть сначала и не столь же масштабный, как спектакль – мы начали формировать грандиозный хор! Но это уже другая история…