Уникальная фишка
В силу многих факторов, библиотеки довольно-таки неповоротливы, маломобильны в части определенных изменений, актуальных запросам общества. Во всяком случае, именно так было в конце XX — первом десятилетии XXI века. Сформировалась и бешеными темпами развивалась индустрия развлечений (интеллектуальных в том числе), аудитории предлагались все более интересные форматы проведения свободного времени. А библиотеки, обладая неисчерпаемыми ресурсами, которые можно было предложить публике бесплатно, стремительно отходили на обочину жизни общества – просто потому, что не умели пока встроиться в тренды, не говоря уже о том, чтобы их создавать и задавать тон в сфере просвещения и интеллектуального досуга. Однако и накопившаяся «критическая масса», и риск вовсе исчезнуть с карты мира современной публики и смена руководящей команды «Шишковки» привели к тому, что началось глобальное переформатирование деятельности библиотеки, — и массовой работы это коснулось максимально сильно. Отдел культурных программ, в ведении которого все мероприятия, проводимые библиотекой, переживал кризис: мы пользовались инструментарием, актуальным лет этак 30 назад, и на этой лошади уехать далеко на пути к сердцу молодой аудитории было невозможно. И вот в середине 2015 года в команду влилась Наталья Сычева, за плечами которой был колоссальный опыт работы в журналистике и режиссуре. Пришла, лелея мысль аккуратно вносить свою лепту в нечто большое и прекрасное. Но сумма факторов была такова, что вскоре Наталья оказалась у руля отдела и, глубоко вздохнув, принялась вершить революцию. Сменился состав подразделения, стали ощутимо корректироваться форматы работы и собственно подход к ней. А окончательный поворот к фееричному будущему успеху случился с появлением в «Шишковке» Литературного театра.
Профессиональный режиссер увидел в недрах библиотеки потенциал, который бы никогда не осознать библиотекарям. Мысль о том, что транслировать библиотечные ценности и литературный текст можно так, оживляя их и интегрируя в современность, обеспечивая порой весьма пожелтевшим страницам не только вторую жизнь, но популярность, а клишированным темам дарить восхитительно свежий поворот, окончательно оформилась к сентябрю, и в информационное пространство региона вышло объявление о наборе в труппу. Потенциальные артисты, среди которых была вся возрастная палитра от студента до пенсионера, собрались моментально и принялись усердно познавать технику речи и другие премудрости.
Первый показ состоялся 25 декабря – новоиспеченный театр показал коллективу библиотеки постановку «Зима – это время когда…» (в обновленной версии этот спектакль снова показали через год, на открытии выставки «Новый год шагает по планете»). Артисты впервые вышли на зрителя, — максимально «своего», доброжелательного, таким образом репетируя «боевые условия». Они случились в январе 2016 года, на настоящем «массовом мероприятии»: труппа подготовила небольшую чтецкую постановку по сказкам М. Салтыкова-Щедрина, изящно дополнив научно-популярную лекцию по теме от кандидата филологических наук Сергея Манскова. Волновались страшно, но публика решила не обращать внимания на огрехи исполнения и была щедра на аплодисменты. Вдохновленные успехом, участники театра сразу начали готовиться к Библионочи, где показали музыкально-поэтическую композицию «Айда в кино!», а потом был «Граф Нулин» на Пушкинский день, «На привале» к 9 мая, первая версия «Реквиема» по произведениям А. Ахматовой …. Постановки Литературного театра отныне украшали большинство презентаций книг, открытий крупных экспозиций и мероприятий, становились самостоятельными событиями в годовой афише «Шишковки». Состав труппы менялся, и с каждым новым участником Наталья Сычева упорно проходила все заново. Среди артистов побывало и несколько библиотекарей (некоторые, к счастью, прочно окопались в труппе), которым компетенции, полученные в ходе занятий, очень украсили и собственно библиотечную работу: выступления на различных семинарах и конференциях стали проходить куда артистичнее! Константой труппы из небиблиотечных артистов была будущая звезда мировой сцены барбер Ольга Зенкова – пришедшая по объявлению просто заодно с подругой, она прижилась. Однако в остальном труппа была непостоянна и это не позволяло Наталье реализовывать многие идеи: не успевающие набрать артистического «мяса» участники даже в теории не могли вывозить большие и серьезные в актерском плане постановки. Шепот в мироздание был услышан и, сначала просто артистом, а с 2018 года и штатным сотрудником «Шишковки» стала Галина Блинова – профессиональная, да еще и поющая актриса.
С этого момента начался подлинный расцвет Литературного театра нашей библиотеки. «Аты-баты шли солдаты» с Русским камерным оркестром под управлением А. Кузнецова, усовершенствованные версии композиций «Реквием» и «Зима — это время, когда…», — эти и другие постановки собирали аншлаги и шли на бис вне плана, были гастроли по городам и районам края, идеи кипели: теперь и материал и возможности его трансляции были в гармонии. Популярность театра приводила в труппу новых интересных людей, в числе которых – нынешний «динозавр» нашей сцены Алиса Скобелина, самая юная участница труппы: тогда ей было всего 14 лет. И в этом же 2018 году отдел культурных программ сам себе устроил глобальный творческий вызов: разрабатывая план мероприятий на 2019 год, к 90-летнему юбилею В. М. Шукшина, решили замахнуться на спектакль по его рассказам. И показать его не только в родных стенах, но и на крупнейшей книжной площадке мира: Франкфуртской книжной ярмарке (Frankfurter Buchmesse). Для решения творческой задачи в помощь был призван режиссер Сергей Лебедев (который, к слову, после этого остался у нас работать), и вместе команда сотворила чудо. О том проекте в двух словах не скажешь, поэтому читайте все подробности о «Кукушкиных слезках», покоривших планету, здесь. Овации мировой общественности подарили артистам крылья, а «Шишковке» — еще много возможностей блеснуть, в том числе и на профессиональную аудиторию. Дело в том, что литературный театр – вроде как и не новая в библиотечном мире штука, но такого уровня и масштаба никто в стране еще никогда не достигал. А потому коллеги со всей страны, глядя на нас в соцсетях, бывая «живьем» или слушая о нашем театре выступления на различных профессиональных форумах, с восхищением наблюдают это чудо. И, вместе со средствами массовой информации, располагая довольно объективной картиной мира культурного пространства страны, говорят, что наш Литературный театр – это, бесспорно, уникальная фишка.
И это так. Без особых декораций и в костюмах, собранных «по миру», без театрального света и других спецэффектов профессиональной сцены, Литературный театр «Шишковки» каждой своей постановкой знакомит публику с поэтическим, прозаическим, биографическими и даже научным материалом так, что та плачет и смеется, страдает и любит, проникает в историю сердцем и головой. Многие постановки для людей дали толчок для настоящего погружения в тему. Так, молодежь и представить не могла, что «какой-то там» Шукшин – это так круто! А как открылся многим И. Бунин после наших «Антоновских яблок»? А сколько людей узнали культового в 1990-х поэта Бориса Рыжего благодаря нашему спектаклю «Я вас любил, без дураков…»! И какими ультрасовременными красками заиграли строки Роберта Рождественского, когда их в постановке «Эхо любви» читали наши артистки: в 2021 году, на фестивале Роберта Рождественского, на огромной, заполненной людьми площади у театра Драмы….
Наши постановки, о чем бы они ни были, одинаково любит молодая и зрелая публика, просто для кого-то тот или иной спектакль – новое воплощение чего-то знакомого, а для кого-то – подлинное открытие. Причем бывает, что открытие случается у всех, безотносительно возраста, эрудиции и культурного бэкграунда. Так, например, было со спектаклем «Праздник одиночества» о художнике Нико Пиросмани. Сергей Лебедев и Галина Блинова начали работать с материалом практически внезапно: в силу ряда обстоятельств нужно было выдать что-то срочно, и это что-то должно на время затмить все прочее. В итоге Литературный театр создал постановку, которую показывал много раз и в «Шишковке», и на сцене театральной площадки «Спичка», и на небольших театральных и музейных площадках Москвы и Подмосковья (в музее В. Высоцкого, в центре искусств, в драматическом театре г. Чехов и в музее-усадьбе Мелихово). Постановку, которая знакомит с мало кому известной судьбой, разрывает тебе сердце, — и лечит душу.
И, несомненно, такое открытие было у зрителей спектакля «Дядюшкин сон» по мотивам повести Ф. Достоевского. Классик, который для одних прекрасен в своей драматичности, а для других – безмерно скучен и устарел, обрел новое звучание в интерпретации нашего театра. Ко всему прочему, некоторые фразы из старого текста оказались в пору премьеры чрезвычайно актуальными («Говорят, у вас тут холера была?» — весьма на злобу дня в дни отступающей пандемии!), да и само произведение многим было совершенно незнакомо, — а тут такое! Роль дядюшки взять на себя Сергею Лебедеву – ну куда очевиднее? Поэтому играла героя Галина Блинова, на каждом показе безжалостно сажая голос и доводя публику до спазма лицевых мышц.
Когда-то в части «массовой работы» наша библиотека не поспевала за потребностями аудитории и отчаянно старалась встроиться в актуальные тренды. Сейчас она – трендсеттер для коллег по отрасли и место, в пользу которого все больше людей делают выбор, решая, как провести время с пользой и удовольствием. Конечно, не только Литературный театр тому причина: библиотека меняется в принципе. Но он – видимая всем без исключения вершина этого чудесного айсберга, созданного украшать мир и делать его интереснее.