Skip to main content

Как пройти в библиотеку

Был в нашей стране такой термин: «по блату». У кого он был в особо нужных сферах или отдельно взятых местах – все, считай, счастливчик. По блату доставали  продукты, одежду, бытовую технику, попадали к особенным врачам, учителям и… проходили в библиотеку без очереди. Да-да, именно так. А без блата вплоть до 2006 года приходилось стоять в очереди минут по 40, и не только потому, что «хвост» желающих попасть в «Шишковку» нередко начинался далеко на улице, а еще и потому, что не хватало мест в гардеробе, номерков! И, хотя в конце 1990-х зону гардероба расширили и прибавили номерков, существенно положение это не улучшило. Гардеробщицам в помощь выделялись дежурные из отделов: по расписанию библиотекари покидали кафедры и стеллажи и принимались таскать неподъемные шубы-пальто-дубленки-куртки. С такой ношей было тяжело протискиваться между узковатыми рядами, петельки на одежде отрывались, люди интеллигентно «кипятились»… Но у нас всегда было «все для победы» — читай, для блага читателей. Так что не роптали. Студенты тоже не возмущались: они тихо искали обходные пути. Например, Сергей Мансков, который тогда еще не подозревал, что возглавит факультет массовых коммуникаций филологии и политологии АлтГУ, просек: для сумок номерков хватает всегда. Предприимчивый будущий филолог складывал куртку в сумку, сдавал ее в гардероб и без промедления шел в читальный зал! Свои преимущества, причем, совершенно официальные, были у молодых ученых: на их читательских были специальные наклейки с книжкой и очками, что означало обслуживание без очереди. Иногда, правда, ловили и «поддельных» ученых, — и под угрозой изъятия читательского билета вообще возвращали в очередь. Ну и не стояли в очереди те, кто «по блату», а именно: дети и внуки сотрудников и любимые читатели, — «свои», которых раздевали в отделах. С родственными связями понятно, а вот как попадали в категорию «своих» другие люди? Все просто: по разным причинам они стали не просто читателями, а друзьями и помощниками библиотеки или ее отдельных подразделений. Они годами содействовали в организации каких-то мероприятий, участвовали в них, помогали профессиональными советами и контактами, облегчали жизнь библиотекарей, таская за них тяжелые стопки, связки… Некоторые из тех «своих», кстати, сейчас украшают стенд с почетными читателями «Шишковки»: ни годы, ни расстояния не нарушили многолетнюю дружбу.

Истории с продолжением

На снимке – «счастливые» номерки, которые обычно стремятся заполучить дети и студенты

X