Skip to main content

«Краеведение как концепт модернизации библиотек»: на Алтае прошла XX Летняя библиотечная школа

С 23 по 25 июня Алтайская краевая библиотека им. В. Я. Шишкова провела XX Летнюю библиотечную школу для руководителей и специалистов общедоступных библиотек региона. Юбилейная Школа прошла при поддержке гранта Губернатора Алтайского края в сфере культуры, что обеспечило проекту небывалый масштаб в содержательном и территориальном аспектах. 

Летняя библиотечная школа традиционно проходит в июне на базе регионального методического центра – АКУНБ им. В. Я. Шишкова. Каждый год программа школы для специалистов муниципальных библиотек формируется сообразно определенной актуальной в отрасли теме. Школа позволяет обеспечить обмен опытом, повысить квалификацию, в сжатые сроки получить экспертную поддержку по широкому спектру вопросов. Победа в конкурсе грантов Губернатора Алтайского края в сфере культуры позволила «Шишковке» сделать программу юбилейной Школы, посвященной 85-летию Алтайского края, максимально масштабной во всех отношениях, а «школьникам» — пройти обучение у ведущих специалистов библиотечной отрасли страны и региона. За три дня 78 участников из 43 муниципальных образований края и 10 гостей из других регионов поработали на трех площадках региона, приняли участие в проектной лаборатории и практическому краеведению и мастер-классе по цифровой трансформации библиотек

Тема XX Летней библиотечной школы обозначена как «Краеведение как концепт модернизации библиотек». И основной задачей «школьников» было познакомиться с опытом коллег, чтобы найти в своих библиотеках новые точки роста и развития темы краеведения не только с точки зрения его популяризации, но с позиции глобального обновления роли библиотек в обществе. Старт Школы был в Павловске, где все окунулись в «Библиотечное краеведение как территорию больших возможностей». Своим опытом поделились специалисты Павловской межпоселенческой модельной библиотеки им. И. Л. Шумилова, выступили эксперты краевой библиотеки им. В. Я. Шишкова, которые представили, в том числе, инновационные подходы к познанию территорий. Интересный опыт привезли коллеги из Иркутской области: они рассказали о работе туристско-информационного центра, действующего на базе Центральной городской библиотеки им. Н.С. Клестова-Ангарского, которая стала модельной благодаря национальному проекту «Культура». Центр создан в январе текущего года для решения ряда задач: предоставления максимально полной информации для комфортного отдыха для туристов и местных жителей, повышения качества туристских услуг, сбора и обработки информации о туристических возможностях города и района, разработки изданий краеведческих продуктов и повышения профессиональной компетенции сотрудников библиотеки. В ходе проекта формируется единая электронная база данных «Туристско-краеведческий портал Приангарье РФ», который призван повысить интерес к туристическому потенциалу Иркутской области, увеличить количество туристов и разработанных библиотеками туристических маршрутов, аудиогидов для активного отдыха гостей региона, привлечь внимание к сохранению культурного и исторического наследия.

Второй день Школы прошел в Алтайской краевой библиотеке им. В. Я. Шишкова, где участников ждали московские эксперты. Проектную лабораторию «Практическое краеведение как ресурс местного развития» приготовил собравшимся Андрей Лисицкий, директор библиотеки им. Ф. М. Достоевского  ГБУК г. Москвы «ЦБС ЦАО». В течение трех часов спикер не позволял аудитории выдохнуть: его рассказ о том, что такое символические ресурсы, каков их потенциал и как вывести краеведческую работу на уровень маркетинга территории захватил слушателей на все 100%. Эксперт наглядно показал, как люди, даты, события, байки и даже запахи, присущие территории, могут решать огромной значимости задачи, — при правильном подходе. Соединяя материальное и нематериальное и даря эмоции, символические ресурсы таят массу современных смыслов, и вытащить их и грамотно преподнести современной аудитории – актуальная задача библиотек, чья роль в такой активности может быть и в виде интегратора, а не основного исполнителя. «Библиотечные фонды и, прежде всего, краеведческие – это неисчерпаемый карьер, но научиться добывать оттуда то, что нам нужно и правильно использовать – это непростая задача. Важно понимать, что нам нужно добывать и в какой именно момент, — и для чего, как это использовать», — отметил Андрей Викторович и подчеркнул, что одним из препятствий для успешного освоения нашего библиотечного «карьера» является свойственная многим учреждениям культуры «стерильность атмосферы». «В библиотеках не слишком принято выражать свои эмоции, здесь часто поддерживается этакая стерильная атмосфера. А особенно ценным сейчас является как раз то, что порождает эмоции – и сами эмоции. В этом разница между простой краеведческой фактурой и культурно-символическими ресурсами, из которых рождаются цепляющие истории и являются тем, что воспламеняет людей и связывает их».

От теории перешли к практике: аудитория разделилась на группы и принялась с ходу учиться использовать подаренный Андреем Лисицским инструментарий, находить символы, формировать им «ромашки смыслов» для создания чувственного гипертекста, — эта часть работы особенно трудна, потому что «Библиотекари заточены на анализ – раскладывают все по полочкам, систематизируют. А проектирование связано с обратным процессом – синтезом. Поэтому часто нелегко библиотекарям дается эта активность!». Группы выбирали объекты проектирования сами, и в числе таковых были знаковые для региона личности (Герман Титов, Надежда Крупская, Алексей Скурлатов, Иван Пырьев и др.) и Чуйский тракт. Любопытство к новым подходам, азарт исследователя, любовь к профессии, —  все это почти на час воспламенило зал, и группы вполне себе эмоционально окунулись в работу!

Вторую часть дня солировал Антон Пурник, руководитель информационно-технологического комплекса ФГБУК «Российская государственная библиотека для молодежи» (г. Москва). Он представил мастер-класс «Цифровая трансформация публичной библиотеки», на примере свой библиотеки показав, как можно сделать пространство библиотеки умным, комфортным и безопасным, чтобы людям не хотелось его покидать. Центральная идея выступления состояла в том, что библиотека – место сосредоточения ресурса знания, а основной задачей библиотекарей является упрощение пути пользователей к этому ресурсу. Для этого необходимо организовать внутреннее пространство библиотеки, технологическое оснащение, пересмотреть стратегию обслуживания пользователей. Но исходить нужно, при этом, не из возможностей библиотеки, а из потребностей аудитории: «Перед тем, как купить технологическую начинку, необходимо понять несколько моментов: надо ли это пользователю, упростит ли ему это жизнь, сможете ли вы адаптировать эти технологии под своих читателей?». Антон Александрович считает, что библиотекам необходимо организовать открытый доступ к фонду так, чтобы расстановка книг была интуитивно понятна пользователям. Со стороны читателя поиск в электронном каталоге и на сайте должен опираться на язык естественный язык и оперировать понятиями, привычными для тех или иных социально-возрастных категорий пользователей библиотеки. Момент актуальный, но ох, какой спорный для отрасли…

Финальная часть Школы прошла в селе Косиха, в заключительный день краевого Литературного фестиваля Роберта Рождественского. «Школьники» посетили экскурсии в модельной мемориальной районной библиотеке им. Р. Рождественского и мемориальном музее Р. И. Рождественского, познакомились с «Литературным кварталом» — площадкой, на которой вместе работают 12 библиотек региона, представляя литературное наследие своих территорий через знаковых личностей – писателей и поэтов разных эпох. 

«Благодаря грантовой поддержке, для юбилейной библиотечной Школы мы смогли сформировать исключительную по своему масштабу программу. Для библиотекарей Алтайского края это бесценная возможность получить уникальный, передовой, инновационный опыт от лучших в отрасли. Максимально практический опыт в области краеведческой работы, в том числе в таком ее аспекте, как литературное краеведение, был представлен ярко и доступно, библиотекари получили новые знания и инструментарий, который можно применять прямо сейчас и получить интересные результаты. Надеемся, что уже совсем скоро мы увидим в общедоступных библиотеках новые проекты, которые выведут краеведение на еще более высокий уровень, привлекут новую аудиторию и станут драйверами популяризации интереса людей к истории своих территорий», — подвела итог Школы Екатерина Дмитриева, заместитель директора по инновационной и научно-методической работе АКУНБ им. В. Я. Шишкова.

 

X