Skip to main content

«Режиссером может быть любой, пока не доказал обратного»

В «Шишковке» прошла встреча с известным режиссером и актером Алексеем Злобиным. Он представил свою книгу, поделился секретами профессии и рассказал множество интересных историй о работе с мэтрами кино и театра.

19 марта центральный зал 3 этажа краевой библиотеки им. В. Я. Шишкова был заполнен практически до отказа: на встречу с Алексеем Злобиным пришли студенты — будущие актеры и режиссеры, те, кто уже делает первые профессиональные шаги на сценах алтайских театров и просто ценители отечественного театра и кино. Поводом для встречи стала презентация книги «Яблоко от яблони. Герман, Фоменко и другие опровержения Ньютонова закона», которую написал Алексей Злобин. Предваряя один из самых естественных вопросов – о названии, герой дня ответил так:

—  Здесь двойная игра названия. Это издание — продолжение книги «Хлеб удержания», которая рассказывает о моем отце. К тому же в «Яблоке» я рассказываю о профессиональной встрече с человеком, который был однокурсником папы, и тут я уже в особом, новом качестве вошел в этот круг отца. И, разумеется, собственно профессиональная сторона, прежде всего, касающаяся Германа и Фоменко. Все прекрасно помнят: яблоко упало, Ньютон все понял и доказал, что мы к земле привязаны, и этим законом во многом определяется наша жизнь. Но все что по-настоящему живое – это преодоление этого закона, наше стремление вверх. И вот Алексей Герман и Петр Фоменко – люди как раз такого порядка, опровергающие закон своей жизнью и творчеством.

«Яблоко от яблони. Герман, Фоменко и другие опровержения Ньютонова закона» — история не только становления самого Алексея Злобина как режиссера, педагога и актера, но и интереснейший рассказ о великих режиссерах кино и театра Алексее Германе (старшем) и Петре Фоменко. И автор, то удаляясь от книги, то возвращаясь к ней, живо и ярко погружал зал то на съемочную площадку фильма «Трудно быть богом», то в работу «Мастерской» Петра Фоменко. По мнению тех, кто уже прочитал книгу, она написана так, что читателю обеспечен эффект присутствия. «Я словно случайно там затесалась и, никем не видимая, все наблюдаю и слышу!», — поделилась одна из участников встречи. Мы услышали множество уникальных историй о том, как создавались великие произведения для экрана и сцены, узнали о взаимоотношениях двух мэтров. «Герман и Фоменко — совершенно полярные личности, это белая ярость и черный восторг. Как говаривал Петр Наумович Фоменко, режиссер к режиссеру относится с чувством здорового презрения. И духовно он Германа не признавал, говорил, «я не его человек». Однако каждый глубоко уважал в другом мастера и, безусловно, они  хорошо знали творчество друг друга».

 

Рассказывая о чрезвычайно непростых, но бесценных временах съемок «Трудно быть богом», Алексей Злобин отметил:

— Я — другой режиссер, мне германовский подход не близок и мое кино вообще не про это. При этом  я обожаю картины Германа!  И на его площадке со второго дня я вдруг врубился в огромные профессиональные подарки!

Конечно, будущих профессионалов интересовали многие аспекты актерской и режиссерской профессии, потому Алексей Злобин не поскупился на короткие, но очень яркие и информативные ответы, — и советы. Например, он сказал, как определить, творческая личность с тобой работает или нет. «Настоящая творческая личность никогда не будет давить. Почувствуете давление – валите, это что-то не творческое!». А для тех, кто сомневается в своем выборе режиссерской профессии, Алексей сказал так: «Режиссером может быть кто угодно, кто не доказал обратного. Каждая работа – всегда риск, испытание и терзание – а режиссер ли ты. И самая большая ошибка режиссера – собственно выбор профессии».

Уверены, встреча стала одним из самых ярких событий фестиваля «Издано на Алтае» и программы Года театра в регионе. Благодарим Алексея Злобина за шикарное погружение в мир большого искусства и его легенд!

Справка

Алексей Злобин – личность разносторонняя. Он снялся в десятках фильмах (в их числе («Кислород», «Фонограмма страсти», «Три дня до весны»), работал ассистентом у П. Фоменко, А. Германа, А. Сокурова, Э. Рязанова, И. Масленникова, С. Бодрова (младшего), Славы Росса и других режиссеров. Поставил ряд спектаклей в разных театрах страны, преподавал дошкольникам — чтение, старшеклассникам — литературу, студентам — актерское мастерство. Также он – автор фильмов, художественных, документальных и анимационных сценариев, а также поэтических сборников, повестей, рассказов и двух книг.

Алтайская краевая библиотека им. В. Я. Шишкова благодарит меценатов, поддерживающих фестиваль «Издано на Алтае» и способствующих развитию и популяризации региональной книжной культуры. В этом году фестиваль проходит при поддержке предприятий: «АЗП «Ротор», «Алейскзернопродукт», «Сибсоцбанк», «Компания Хорст», «Барнаульский завод АТИ», «Алттранс», «Кучуксульфат», «Санаторий «Россия», «Газпром газораспределение Барнаул», «Авиапредприятие «Алтай», «Сибэнергомаш – БКЗ», «Кариб», «Алтай-Форест», «ИСК-Алгоритм», «НСГ-Росэнерго», «Барнаульский автоцентр КАМАЗ», «Каменская птицефабрика», «Научно-производственное предприятие «Алтик», Алтайское отделение № 8644 ПАО Сбербанк, «Торговый дом «Алтан» и «Сибирь-Полиметаллы».

«Режиссером может быть любой, пока не доказал обратного»
«Режиссером может быть любой, пока не доказал обратного»
«Режиссером может быть любой, пока не доказал обратного»
«Режиссером может быть любой, пока не доказал обратного»
«Режиссером может быть любой, пока не доказал обратного»
«Режиссером может быть любой, пока не доказал обратного»
«Режиссером может быть любой, пока не доказал обратного»
«Режиссером может быть любой, пока не доказал обратного»
«Режиссером может быть любой, пока не доказал обратного»
«Режиссером может быть любой, пока не доказал обратного»
«Режиссером может быть любой, пока не доказал обратного»
«Режиссером может быть любой, пока не доказал обратного»
«Режиссером может быть любой, пока не доказал обратного»
«Режиссером может быть любой, пока не доказал обратного»
«Режиссером может быть любой, пока не доказал обратного»
«Режиссером может быть любой, пока не доказал обратного»
«Режиссером может быть любой, пока не доказал обратного»
«Режиссером может быть любой, пока не доказал обратного»
X