Реформатор европейской театральной культуры: к 160-летию Бернарда Шоу
Приглашаем читателей в отдел гуманитарной литературы (4 этаж), где с 1 по 31 июля работает выставка, посвященная 160-летнему юбилею Бернарда Шоу, прозаика, критика и самого прославленного, после Шекспира, англоязычного драматурга.
Мой способ шутить – это говорить правду. На свете нет ничего смешнее.
Б. Шоу
На выставке представлено все богатое творческое наследие Шоу: художественные произведения, критические статьи, эссе, автобиографические заметки, письма, литературные портреты и рецензии; литературоведческие исследования, касающиеся его работ; издания о жизни и творчестве драматурга (в частности, книги известного биографа писателя Хескета Пирсона); фильмы, снятые по его произведениям.
Не секрет, что основное внимание Шоу-критик уделял новым веяниям на подмостках. В мировой драматургии он оставил след как ниспровергатель театральных шаблонов. Прежде всего, посетители смогут составить исчерпывающее представление о пьесах Шоу, пройти через разные периоды его творчества. Читатель сможет оценить новаторство Шоу с разных сторон. Например, как создателя драмы-дискуссии, в центре которой – столкновение непримиримых идеологий, социально-этические проблемы («Дома вдовца», «Профессия г-жи Уоррен», «Тележка с яблоками»). Или парадокс, который со свойственной ему иронией, он использовал, как возможность посмотреть на привычные вещи другими глазами («Андрокл и лев», «Пигмалион»). В исторической пьесе «Цезарь и Клеопатра» он до неузнаваемости изменил привычное представление о герое и героине, в философско-утопической пенталогии «Назад к Мафусаилу» широко использовал эксцентриаду и фарс, а в «Святой Иоанне» заставил по-новому зазвучать героическую тематику. Но во всех этих многочисленных ипостасях Шоу всегда оставался острословом и балагуром, никогда не отказывавшим себе в предельной искренности.
Известно, что Шоу был утонченным ценителем Генделя, Моцарта, Бетховена. Читателям будет интересно познакомиться с его интерпретацией опер Чайковского, Вагнера, Верди, с блестящими и остроумными рецензиями на оперные спектакли и симфонические концерты. Все это в книге Шоу «О музыке», в которой найдут для себя много полезного не только музыканты-профессионалы, но и все, интересующиеся музыкальной эстетикой, журналистикой и театром.
Посетители выставки познакомятся с известными исследователями творчества писателя. Это работы Фридхельма Деннингхауса, Зои Гражданской, Александра Ромма, Петра Балашова, посвятивших много времени изучению наследия великого драматурга.
Вас ждут также великолепные автобиографические заметки Шоу, его статьи и письма, изданные в серии «XX век. Писатель и время».
К творчеству Шоу часто обращались кинорежиссеры. Среди наиболее известных экранизаций его произведений помпезная постановка «Цезаря и Клеопатры» Габриэля Паскаля с блистательной Вивьен Ли в главной роли. Создателям фильма удалось передать фирменную для Шоу иронию над человеком и обществом, зовись этот человек императором Юлием Цезарем или профессором Хиггинсом из «Пигмалиона», будь это общество древнеегипетским двором или лондонскими трущобами. Читателям наверняка покажется интересной также работа известного российского режиссера Александра Сокурова «Скорбное бесчувствие». Фильм, в котором режиссер предложил оригинальную трактовку произведения, снят по мотивам пьесы Шоу «Дом, где разбиваются сердца».
Все это и многое другое мы приготовили для почитателей творчества Шоу. Материалы представлены как на русском, так и на родном языке драматурга.
Отдел гуманитарной литературы
Телефон для справок: 38-00-64 (Прокудин В.В.)