ОПЕРАТИВНАЯ КОНСЕРВАЦИЯ
Оперативной консервацией в АКУНБ занимается переплетчик документов Елена Владимировна Полукчу.
Книги, к сожалению, не вечны. От частого пользования, неправильного обращения или неумелого хранения книги неизбежно ветшают, утрачивают первоначальный вид. Издания, выпущенные в мягкой обложке, изнашиваются еще быстрее. Возникает необходимость оказать срочную помощь книге: сделать мелкий ремонт или даже заново переплести.
Даже при правильном обращении любая книга, журнал, газета рано или поздно будут нуждаться в переплете. С годами накапливается большое количество таких документов. Как правило, мелкий ремонт книги осуществляют, используя скотч, канцелярский (силикатный) клей, лейкопластырь. Такой «ремонт» вредит книге!
Нельзя самостоятельно ремонтировать редкие книги. Такие издания нуждаются в профессиональной реставрации, требующей специальных знаний и навыков, а также наличия оборудования и материалов. Чтобы замедлить процесс старения и предотвратить повреждение редкого документа в нашей библиотеке, его помещают в микроклиматический контейнер (по размеру документа). Текущий ремонт и переплет книг требует большой аккуратности, бережного отношения к книге, точного соблюдения технологии переплетных операций. Памятка для организации переплетных работ в библиотеке
Технологическая схема переплетных операций
- I. Разбор книги:
— отделение блока от переплетной крышки;
— разборка блока на тетради или листы;
— очистка корешков тетрадей или листов от остатков клея и ниток;
— осмотр и ремонт листов.
- II. Изготовление блока при шитье:
— комплектование книжного блока;
— шитье блока.
III. Обработка блока после шитья:
— приклейка форзацев, обрезка;
— сушка блока под прессом.
- IV. Изготовление переплетных крышек
— раскрой картонных сторонок;
— заготовка отстава;
— раскрой переплетной ткани;
— изготовление крышки.
- V. Соединение блока с переплетной крышкой:
— вставка блока в крышку;
— прессовка готовой книги;
— осмотр готовой книги.
В сложившейся практике переплетных работ в ОКБФ АКУНБ используют следующие материалы.
Материалы
- Бумага:
— для форзацев: моющиеся обои («Венеция», «Саратовские обои»);
— для ремонта листов книги: равнопрочная, калька, писчая;
— для обложки: глянцевая цветная;
— для прокладки листов после ремонта: фильтровальная, газетная (чистая).
- Картон.
- Переплетные материалы: бумвинил, коленкор.
- Для скрепления блока: полиграфическая марля.
- Для корешков: бязь.
- Нитки хлопчатобумажные ЛЛ 100 армированные.
- Клей: ПВА, КМЦ, крахмальный.
Клеи используются для реставрации листовых материалов и переплетов, изготовления коробок, папок, футляров, для наращивания уголков картона, переплетных крышек и других работ. Из большого ассортимента выпускаемых промышленностью клеев только немногие удовлетворяют требованиям, предъявляемым к клеям для реставрации книг. Клей должен обладать хорошими клеящими свойствами, быть удобным в работе, образовывать долговечную, прочную, эластичную, неблестящую, обратимую пленку, не оказывать разрушающего действия на реставрируемые материалы. Это: мучной клей, крахмальный клей, клей из метилцеллюлозы (КМЦ), поливинилацетатная эмульсия (ПВА). Наиболее удачным из готовых клеев считают ПВА. Клей обладает всеми качествами, необходимыми при работе с бумагой. Быстрота высыхания (схватывание клея) – одно из главных его преимуществ перед другими клеями. При высыхании он превращается в прозрачную плёнку. Клей не имеет неприятного запаха, гигиеничен и легко смывается с рук. Перед употреблением его следует перемешать. В случае загустения клей ПВА можно разбавить водой. ГОСТ 7.50-2002 Консервация документов. Общие требования – рекомендует дисперсию поливинилацетатную гомополимерную грубодисперсную по ГОСТу 18992-80. В ОКБФ им пользуются с 2005 г.
«ГОСТ 7.50-2002 Консервация документов. Общие требования» – важный документ в правильной организации хранения фондов библиотеки, где имеются рекомендации по расходным материалам для реставрации документов.
Подготовкой переплетчиков документов в Алтайском крае не занимается ни одно учебное заведение. В АКУНБ этой профессии обучаются методом «из рук в руки» – от работающих сотрудников опыт передается к вновь пришедшим. Профессию переплетчика отличают такие качества как аккуратность, терпеливость, иначе документ, в который вложен труд, будет иметь неприглядный вид, им будет неудобно пользоваться.
В 2014 г. переплетчик документов КЦКБФ принимал участие в организации и проведении семинара «Сохранность фондов: готовность к аварийным ситуациям» и мастер-класса по реставрации с участием специалистов Российской национальной библиотеки (РНБ) федерального центра консервации библиотечных фондов (ФЦКБФ) (г. СПб.), который проходил в АКУНБ. В рамках семинара состоялся мастер-класс по реставрации Н. А. Куликовой, реставратора высшей категории ФЦКБФ. Надежда Алексеевна посетила наш отдел, ответила на вопросы, поделилась опытом и оценила работу по переплету. Ее сорокалетний опыт работы в реставрации бумаги, консультации по сложным ситуациям в реставрации книг были очень интересными и познавательными.
Заместитель директора федерального Центра консервации библиотечных фондов РНБ (г. СПб.) к. т. н. Т. Д. Великова продемонстрировала фильм «Реставрация книг, изготовленных способом бесшвейного переплета», созданный в ФЦКБФ РНБ (СПб.) и после семинара «Сохранность фондов: готовность к аварийным ситуациям» подарила его АКУНБ. Было интересно сравнить то, что демонстрировалось в фильме, с тем, как пропилочные книги делаются в центре. В КЦКБФ есть еще фильмы по переплету: «Ремонт книг», «Мелкий ремонт и реставрация книг». Фильмы систематически пересматриваем, что позволяет улучшать качество работ по ремонту документов и экономить расходные материалы. В 2015 г. на телеканале «Культура» прошел документальный фильм «Переплетное дело», который показал, что профессия переплетчика востребована и развивается.
Полученные знания используются в организации работы отдела консервации библиотечных фондов и консультировании муниципальных библиотек края в рамках деятельности краевого центра консервации библиотечных фондов (КЦКБФ). Переплетчик документов участвует в методической работе по вопросам сохранности фондов библиотек края: осуществляет практическую и консультационную помощь. В 2015 г. стажировались два сотрудника муниципальных библиотек – села Калманка и Первомайского района.
Процесс обучения сотрудников муниципальных библиотек был организован оптимально, и за короткое время стажировки они освоили пять технологий переплета документов: 1) прошивную, 2) пробивную, 3) пропилочную, 4)экономичную, 5) брошюровочную.
Находящиеся в длительном пользовании издания, естественно, постепенно разрушаются. Ветшают углы и кромки книжных листов, выпадают отдельные листы и тетради, портятся форзацы, иногда книжный блок выпадает из переплетных крышек, рвутся корешок, канты, уголки. Устранение подобных недостатков не составляет особого труда – оно осуществимо без разборки книги и не требует специальных инструментов и приспособлений. Однако нередки такие дефекты, когда изнашиваются и теряются переплетные крышки, ослабевает, а порой и полностью нарушается скрепление тетрадей в корешке книжного блока, повреждаются корешковые поля листов. В этом случае требуется более сложный переплет с разбором документа. Переплет документов – это восстановление их эксплуатационных свойств с сохранением внешнего вида: укрепление книжного блока, форзацев, ремонт или изготовление переплетных крышек. Восстановление книги, то есть устранение дефектов и повреждений, нанесенных временем, должно происходить как можно ближе к оригиналу, с сохранением материалов. Переплет требует мастерства, глубоких знаний, чувства меры, умения достигать прочности и долговечности книги.
Основные принципы реставрации
Поврежденная книга с полки книгохранения попадает в переплетную мастерскую. Задача переплетчика – устранить повреждения, восстановить книгу, сохранив её историческую, информационную и художественную ценность, обеспечить возможность использования её читателями длительное время.
Требования к реставрации каждой книги индивидуальны. Они устанавливаются в зависимости от ценности издания, его уникальности, тиража, количества экземпляров, вида издания, возможности приобретения, степени разрушения и т. д.
В результате длительного опыта, наблюдений, исследований выработаны общие требования реставрации, одобренные секцией по сохранности ИФЛА. Их содержание сводится к следующему:
- В первую очередь реставрируют книги, которым угрожает дальнейшее разрушение.
- Реставрация не должна нанести ущерба долговечности реставрируемой книги, её информационной и художественной ценности.
- Художественно оформленный переплет, корешок переплета, металлические застежки, автографы должны сохраняться и использоваться впоследствии, а неиспользованный материал – возвращаться вместе с отреставрированной книгой хранителю.
- Выбору реставрационных материалов уделяют особое внимание. Желательно, чтобы они по природе, внешнему виду и основным техническим показателям были близки материалам реставрируемой книги.
- При повторной реставрации может возникнуть необходимость в удалении материалов предшествующей реставрации. Следовательно, клеи должны легко растворяться в воде, чтобы обеспечить обратимость реставрации.
- Утраченные цветные части восстанавливаются окрашенными реставрационными материалами.
- К важным принципам реставрации относятся экономические показатели – стоимость оборудования, инструментов и материалов, рабочего времени на реставрацию. Процессы реставрации книг с большим трудом поддаются механизации, и стоимость реставрации в настоящее время очень высока. Поэтому снижение стоимости реставрации достигается путём использования достижений научно-технического прогресса, улучшения организации труда, повышения профессиональной подготовки реставраторов.
- Очень ветхие книги, которым угрожает разрушение, копируют одним из наиболее безопасных для книги способов, а саму книгу хранят в специальном футляре.
Реставрация книг требует мастерства переплетчиков, знаний технологии ручного переплета и свойств материалов, умения творчески использовать принципы реставрации, обеспечить прочность и долговечность книги. В отделе все сотрудники ознакомились с методическим пособием «Основные технологические процессы реставрации документов», с правилами ведения паспорта реставрации.
В библиотеке организована большая работа по переформатированию краеведческого фонда (на сегодняшний день – это газета «Алтайская правда»), и в этой работе также занят наш отдел: перед «оцифровкой» мы разбираем газеты и после работы сектора оцифровки и микрографии делаем консервационную папку из «родного переплета» подшивки газеты.
Книга – как живой организм. Она рождается, живёт, может заболеть, состариться и даже погибнуть. Продлить жизнь книги, дать возможность насладиться ею не одному поколению читателей, вернуть ей молодость и жизнь – задача переплетчика документов. Главное правило работы – быть внимательным и аккуратным и выполнять заповедь – «НЕ НАВРЕДИ!».
Список литературы в помощь овладению переплетным мастерством
- Анисимов В. И. Книжный переплет : краткий конспект по теории и технике переплетного дела с рис. на отд. листах. – Петербург : Гос. изд-во, 1921.
- Бауэр Э., Франке А. Переплетное ремесло: полный курс переплетного ремесла / Пер. с нем. – С.-Петербург, 1913. – 224 с.
- Белая И. К. Уход за кожаными переплетами в Государственной библиотеке СССР им. В. И. Ленина // Бюллетень ЮНЕСКО для библиотек.– 1959. – № 5/6. – С. 134-135.
- Верига В. Переплетное дело и реставрация книг. – Москва : Феникс, 2000. – 307 с.
- Джонсон А. Практическое руководство по переплетному делу / пер. с англ. – Москва : Книга, 1989. – 99 с.
- Ирошников Ю. П., Ирошникова И. Г. Переплет и реставрация книг в домашних условиях. – Москва : Книга, 1991. – 126 с.
- Киселева Л. Внимание: старинные переплеты! // Библиотекарь. — 1965. — № 7. — С. 51.
- Консервация и реставрация книг : методические рекомендации. – Москва : ВГБИЛ, 1987. – 210 с.
- Мазок Н. Н. Книга должна жить долго: как самому переплести и отреставрировать книгу. – Москва : Книга, 1985. – 233 с.
- Мазок Н. Н. Кружок переплетного дела : пособие для руководителей кружков школ и внешкольных учреждений. – Москва : Просвещение, 1982. – 96 с.
- Мазок Н. Н. Переплести книгу может каждый. – Москва : Книга, 1970. – 94 с.
- Павлов И. П. Производственное обучение переплетчиков. – Москва : Высшая школа, 1991. – 96 с.
- Павлов И. П. Ручной переплет : практическое пособие. – Москва : Высшая школа, 1993. – 159 с.
- Переплетчик : полное практическое руководство к переплетному делу / сост. В. Верига. – С.-Петербург, 1896. – 278 с.
- Практическое руководство по переплетному делу. – Москва : Книга, 1989. – 104 с.
- Серов Ю. Ремонт книжных переплетов : в помощь библиотекарю // Библиотекарь. — 1973. — № 10.- С. 59-61.
- Симони П. К. Опыт сборника сведений по истории и технике книжного переплетного художества на Руси, преимущественно в допетровское время с ХI по ХVII столетие включительно : тексты, материалы, снимки. – С.-Петербург, 1903. – 310 с.
- Симонов Л. Н. Переплетное мастерство и искусство украшения переплета. – С.-Петербург, 1897. – 464 с.
- Татиев Д. П. Бумага и переплетные материалы : учебное пособие для вузов. – Москва : Книга,1972. – 147 с.
- Тимаев Р., Федоров В. Домашний переплетчик : практическое руководство к переплетному мастерству для самообучения. – Москва : Б. и., 1994. – 64 с. (Деловой журнал для всех. Спец. выпуск.)
- Юсупова М. В. Некоторые вопросы старения и реставрации кожаных переплетов книг // Советское библиотековедение. — 1975. — № 3.- С. 112-116.