Плакаты периода Великой Отечественной войны
Плакат-приемный сын искусства, внимательный воспитанник. Большое Искусство-родитель-существует ради искусства, плакат-ради пользы (Т.Н. Толстая. Русский плакат. Избранное.-М., 2006.). Искусство штучно, а плакат-вещь массовая. Весь смысл плаката в том, что его много, что он всюду. Плакат призывает к немедленному действию: купи, отдай, берегись, делай, как я. Он волнует зрителей теплотой и личностным отношением художника к изображаемому. Традиционно принято связывать зарождение художественного плаката с иллюстрированной рекламой книжных изданий в п. п. XIX в. Подлинное же рождение русского плаката происходит в конце XIX в., когда все сферы общественной жизни: торговля, культура, политика-обретают в плакате своего глашатая. Народным искусством сделала плакат Октябрьская революция 1917 г. Из всех жанров этот быстрее всего откликался на происходящие события, что было актуально в условиях отсутствия других средств массовой информации и неграмотности населения. Особое место в плакате тех лет занимала новаторская форма агитационного искусства, создаваемая в «Окнах РОСТА». Плакаты призывали к обороне страны, клеймили дезертиров, разъясняли события. «Окна РОСТА» просуществовали с осени 1919 по 1921 гг. Пика политической остроты и высокого художественного уровня плакат достиг в период Великой Отечественной войны. Крупнейшими центрами массового издания плакатов в 1941-1945 г. были Московское и Ленинградское отделения государственного издательства «ИСКУССТВО». Печатались плакаты и в крупных городах Сибири, Дальнего Востока, Поволжья, Средней Азии, Закавказья, издавались политорганами Рабоче-Крестьянской Красной Армии ( РККА) и Военно-Морского Флота (ВМФ), редакциями газет. Наибольшей популярностью пользовались плакаты, выпускаемые «Окнами ТАСС», которые продолжили традицию «Окон РОСТА» периода гражданской войны. Выполненные в яркой, броской цветовой гамме плакаты мгновенно откликались на все важнейшие военные и политические события. В Ленинграде, зажатом в кольцо блокады, художники выпускали журнал литографических эстампов «Боевой карандаш». У каждого периода войны были свои задачи. В зависимости от них менялись настроение и образ плаката. В плакатах 1941 г. содержание часто усиливалось присутствием второго символического плана, исторической параллели. Художники прибегали к сопоставлению современных воинов и полководцев прошлого, сцен современного боя и условных аллегорических изображений, символизирующих Родину. В плакатах неоднократно изображались национальные герои России, призывающие потомков к борьбе с врагом. Были выпущены плакатные листы, изображавшие А.Я. Невского, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, а также героев гражданской войны В.И. Чапаева и Н.А. Щорса. События на фронтах войны 1942 г.: блокада Ленинграда, приближение врага к Волге, угроза захвата нефтяных промыслов Кавказа, а, главное, оккупация огромной территории, на которой проживали сотни тысяч мирных граждан, поставили перед авторами новые задачи.Изменилась тематика плаката: героями художников стали женщины и дети. Плакаты раскрывали идею протеста и борьбы, показывали беду и страдание народа, призывая тем самым советских людей к отмщению и помощи тем, кто не в силах сам себе помочь. После разгрома немецко-фашистских армий в битве за Москву в 1941-1942 гг. наступил поворот военных событий в пользу СССР. Для второго периода войны характерна также тематика героической народной борьбы, уже в 1942 г. советские художники уловили еще далекую, но неизменно приближающуюся тему победы. В. Иванов создал плакаты «Вперед! На Запад!», Н. Жуков-«Бей насмерть», А. Кокорекин-«За Родину!». В 1943 г. в советский плакат проникли новые настроения, вызванные решительным переломом в ходе войны. Отчетливо, уверенно зазвучала тема победы. Торжество духа и силы народа, одолевшего фашизм, главная идея, объединяющая плакаты третьего, победного, этапа войны. Частым стал мотив радостной встречи бойца-красноармейца освобожденными от фашистского плена жителями: В. Иванов «Ты вернул нам жизнь», Д. Шмаринов «Слава освободителям Украины!», В. Лядягин «Я ждал тебя, воин-освободитель!». Известие о победе и окончании войны стало самым знаменательным событием 1945 года. В мае Москва украсилась многочисленными красочными плакатами, выполненными В. Ивановым, В. Корецким, А. Кокорекиным, В. Климашиным, Л. Головановым. Знакомясь с советскими плакатами, созданными в годы Великой Отечественной войны, мы фиксируем не только хронику важнейших событий войны; перед нами развертывается полная шкала настроений и переживаний советских людей, мы вместе с героями плакатов испытываем напряжение, боль, гнев, печаль и радость. Советский военный плакат как органическая часть общенародной борьбы всегда отвечал своему назначению: он был оружием, бойцом в строю; он был одновременно и достоверным документом, и хранителем памятных событий военных лет. Плакаты военного времени являются не только оригинальными художественными произведениями, но и подлинно историческими документами. |
Художники-плакатистыСписок плакатов |