Франчайзинг на российском рынке
С 1 по 31 января 2014 г. центр поддержки технологий и инноваций АКУНБ им. В. Я.Шишкова приглашает вас на выставку «Франчайзинг на российском рынке».
С литературой, представленной на выставке, можно ознакомиться, посетив сектор технико-экономической литературы АКУНБ им. В. Я. Шишкова, а также заказав ее по межбиблиотечному абонементу / тел. 38-00-35.
Франчайзинг – это способ организации бизнеса, при котором компания-владелец (франчайзер) передает независимому бизнесмену или компании (франчайзи) право на продажу товаров и услуг этой компании в обмен на обязательство франчайзи продавать эти товары или услуги:
- с соблюдением определенных качественных характеристик;
- с применением обусловленных технологий;
- по разработанной схеме;
- в четко установленном месте;
- под определенным товарным знаком.
В обмен на единоразовую оплату франшизы и ежемесячный платеж (роялти) франчайзи получает достаточно известный товарный знак, проверенный временем метод ведения бизнеса и целый пакет технологий и ноу-хау.
Одним из ключевых понятий в системе франчайзинговых отношений является франшиза (франчайзинговый пакет). Под ним понимается полная бизнес-система, включая пособия по ведению работ, программное обеспечение, документацию и другие материалы, которую франчайзер передает франчайзи. Наличие франшизы позволяет последнему работать достаточно эффективно даже при отсутствии предварительного опыта и знаний в соответствующей сфере бизнеса.
В России франчайзинг укоренился в начале 1990-х гг., прежде всего благодаря иностранным компаниям. Если в то время на российском рынке присутствовали только зарубежные бренды, то в настоящее время российские бренды постепенно начинают превалировать. В будущем, по словам Александра Майлера, президента Российской ассоциации франчайзинга, отечественные франчайзеры должны занять 70% рынка.
Развитие франчайзинга на территории России происходит неравномерно. К сожалению, на сегодняшний день можно назвать только несколько российских регионов, где франчайзинг используется достаточно широко. Основными из них являются: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород и Омск. Применение франчайзинга в регионе неразрывно связано с экономическим положением данной территории и уровнем развития бизнеса на рынке.
Выставка ознакомит вас с литературой, которая раскрывает понятие «франчайзинг», рассказывает об отечественном и зарубежном опыте франчайзинговой деятельности.
Среди множества интересных изданий советуем обратить внимание на следующие:
Алгазин, Г. Моделирование многоагентных франчайзинговых систем / Г. Алгазин. – Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2009. – 91 с.
Франчайзинг – одна из самых перспективных форм предпринимательства. Его эффективность доказана во всем мире. В последнее время данная тема стала особенно актуальна и для российского бизнеса. В издании подробно описаны механизмы финансирования франчайзинга, автор останавливается на основах и оценке его эффективности, приведено описание процедур принятия решений франчайзинговой деятельности фирм в регионе. Работа рекомендована специалистам по управлению социально-экономическими системами, занимающимся совершенствованием и развитием современного предпринимательства и франчайзингового бизнеса. |
|
Ватутин, С. В. Клонирование бизнеса: франчайзинг и другие модели быстрого роста / С. В. Ватутин. – СПб. : Питер, 2013. – 186 с. Если вы решили заниматься франчайзингом, то эта книга должна быть в вашей библиотеке. Автор пошагово излагает основные этапы построения франчайзинговой модели бизнеса. Можно ли клонировать именно ваш бизнес? Какой способ масштабирования наиболее подходит в вашем конкретном случае? Как правильно строить сеть федерального масштаба? Об этом и многом другом подробно написано в данном издании. Разбираются вопросы эффективного создания и продвижения франшизы. Рассмотрены ошибки, которые часто допускаются при развитии компании. Книга рекомендуется всем владельцам и руководителям компаний, которые ставят перед собой задачу увеличения масштабов бизнеса, а также будет интересна бизнес-тренерам и консультантам. |
|
Гузелевич, Н. Ю. Как открыть розничный магазин / Н. Ю. Гузелевич. – СПб. : Питер, 2013. – 219 с.
Книга написана с целью помочь начинающему руководителю или предпринимателю в создании и развитии розничного проекта – магазина или сети. Здесь обобщен практический опыт автора, полученный более чем за 10 лет ведения различных розничных проектов, от гипермаркетов с залами 10 000 м2 до собственных магазинов островного формата площадью 5 м2. Рассмотрены все основные аспекты деятельности магазина – от поиска и оценки места для будущего предприятия торговли, подбора персонала, формирования ассортимента до пресечения краж. Отдельная глава посвящена франчайзингу: автор подробно объясняет, что такое франчайзинг, почему он популярен в бизнес-среде и какие дает преимущества. |
|
Кац, Р. Франчайзинг: построение предприятия, бухгалтерский учет, правовые аспекты / Р. Кац. – М. : РОСБУХ, 2012. – 136 с.
Для крупных корпораций франчайзинг в непростое кризисное время может стать решением финансовых проблем, небольшим же фирмам он дает уникальную возможность построить свой бизнес под защитой сильного бренда. В данной книге рассказывается, как начать и развить франчайзинговый бизнес – как с позиции франшизодателя, так и с позиции франшизополучателя. Отдельный раздел посвящен бухгалтерскому учету операций в франчайзинговой системе. Кроме того, в издании содержатся разъяснения по всем спорным юридическим моментам, связанным с заключением договора франчайзинга. |
|
Спинелли-мл, С. Франчайзинг – путь к богатству / С. Спинелли-мл. – М. : ВИЛЬЯМС, 2007. – 384 с.
В этой книге автор на основе богатого личного опыта разработал подробные аналитические подходы к оценке франчайзинговых возможностей. В издании рассмотрены модели взаимоотношений и системы предоставления продукции или услуг, изложены юридические вопросы, которые необходимо знать обеим сторонам франчайзинговой деятельности. Книга, представленная вам, станет настольным справочником для тех, кто только собирается сделать выбор в пользу франчайзинга. Она также будет интересна студентам, аспирантам и преподавателям, поскольку содержит уникальный теоретический и практический материал. |
|
Смирнова, Н. Масштабирование бизнеса : создаем франчайзинг в розничной торговле / Н. Смирнова. – СПб. : Питер, 2013. – 335 с.
Эта книга – пошаговая инструкция по созданию своего бренда (марки) и продаже его через франчайзинг. С помощью издания вы также сможете открыть монобрендовые магазины-партнеры или реализовать новый концепт для своего бизнеса. Вы быстро разберетесь, как правильно все организовать и контролировать в розничной торговле так, чтобы не «утонуть» в товарных остатках. Издание предназначено для тех, кто хочет открыть или открыл магазин; всех желающих создать и продать или купить франшизу; тех, кто хочет создать свою торговую марку. |
Список литературы:
- Алгазин, Г. И. Многоагентные системы принятия решений: механизмы финансирования франчайзинга / Г. И. Алгазин. – Барнаул : Изд-во АГУ, 2009. – 29 с.
- Багдасарян, А. Ф. Договор коммерческой концессии (франчайзинг). Гражданско-правовые проблемы заключения договора / А. Ф. Багдасарян. – М. : Статут, 2009. – 222 с.
- Голубева, Т. М. Основы предпринимательской деятельности / Т. М. Голубева. – М. : Форум, 2010. – 270 с.
- Дашков, Л. П. Коммерция и технология торговли / Л. П. Дашков. – М. : Дашков и К°, 2011. – 689 с.
- Жемалетдинов, Р. М . Гражданско-правовое регулирование концессионных соглашений : монография / Р. М. Жемалетдинов. – М. : Юрлитинформ, 2013. – 188 с.
- Макашева, З. М. Брендинг: процесс формирования и развития торговой марки, оценка стоимости бренда, технология брендинга, развитие брендинга в России / З. М. Макашева. – СПб. : Питер, 2011. – 283 с.
- Малый бизнес / под ред. В. Я. Горфинкеля. – М. : КноРус, 2011. – 336 с.
- Новаков, А. А. Секреты розничной торговли: вопросы и ответы / А. А. Новаков. – М. : Инфра-Инженерия, 2013. – 462 с.
- Предпринимательство / под ред. В. Я. Горфинкеля. – М. : ЮНИТИ, 2010. – 687 с.
- Просветов, Г. И. Управление малым бизнесом / Г. И. Просветов. – М. : Альфа-пресс, 2010. – 318 с.
- Райников, Артем Сергеевич. Договор коммерческой концессии/ А. С. Райников. – М. : Статут, 2009. – 197 с.
- Шейн, Скотт А. От мороженого к Интернету: франчайзинг как инструмент развития и повышения прибыльности вашей компании / Скотт А. Шейн. – Днепропетровск : Баланс Бизнес Букс, 2006. – 183 с.
- Яковлев, Г. А. Основы коммерции / Г. А. Яковлев. – М. : ИНФРА-М, 2012. – 222 с.
- Васильева, О. Разработка стратегии развития франчайзинга в торговых сетях в условиях региональной диверсификации / О. Васильева // Риск : рынок, информация, снабжение, конкуренция. –2012. – № 1. – С. 268–273.
- Канашевский, В. А. Договор международного франчайзинга: содержание и коллизионное регулирование / В. А. Канашевский // Законодательство: право для бизнеса. – 2013. – № 9. – С. 59–67.
- Каренов, Р. Франчайзинг как форма интеграции / Р. Каренов // Экономист. – 2012. – № 10. – С. 66–71.
- Коваленко, В. Н. Договор франчайзинга в коммерческом обороте. Некоторые проблемы правоприменения / В. Н. Коваленко // Закон и право. – 2011. – № 3. –С. 44–45.
- Кокорин, А. С. Договор коммерческой концессии в свете части четвертой Гражданского кодекса РФ/ А. С. Кокорин // Росссийский юридический журнал. –2009. – № 6. – С. 111–117.
- Лалиев, С. С. Распоряжение исключительным правом на товарный знак / С. С. Лалиев // Бизнес в законе. – 2012. – № 2. – С. 93–95.
- Матусевич, М. Франчайзинг на российском рынке общественного питания / М. Матусевич // Российское предпринимательство. – 2011. – № 2 (II). – С. 167–173.
- Нагаев, С. В. Соотношение понятий «франчайзинг» и «коммерческая концессия»/ С. В. Нагаев // Бизнес в законе. – 2011. – № 5. – С. 128–131.
- Панюкова, В. В. Международный характер франчайзинговых отношений на российском рынке / В. В. Панюкова // Региональная экономика: теория и практика. – 2013. – № 24. – С. 7–13.
- Панюкова, В. В. Развитие франчайзинговых отношений на постсоветском пространстве / В. В. Панюкова // Менеджмент в России и за рубежом. – 2012. – № 3. – С. 36–43.
- Шахов, А. В. Специфика правового регулирования франчайзинга в России: проблемы и перспективы / А. В. Шахов // Право и политика. – 2012. – № 5. – С. 875–879.