|
Ирвинг Стоун «Муки и радости»
Микеланджело Буонаротти. Величайший скульптор, художник и поэт эпохи Возрождения. Создатель легендарного Давида и фресок Сикстинской капеллы. Он познал и прижизненную славу, и богатство, и зависть врагов, и ненависть ханжей и религиозных фанатиков. Его личная жизнь считалась скандальной и непристойной. Его творчество порой шокировало и возмущало. Его благополучие полностью зависело от капризов «князей Церкви», которые были его заказчиками… Почему Микеланджело постоянно существовал на грани – между творчеством и саморазрушением? И наконец, что давало ему силы вновь и вновь бросать вызов судьбе? |
|
Гледис Шмитт «Рембрандт»
Ценность настоящей книги о великом голландце Рембрандте – в том, что ее автор изучила и осмыслила практически все источники, связанные с жизнью и творчеством художника. Со страниц романа-биографии словно сходит живой человек, счастливый в любви и несчастный в семейной жизни, неистовый в творчестве и затравленный в обществе, любящий сын и отец. Через созданный автором образ художника ближе и понятней становится и его искусство, его творческое наследие. |
|
Михаил Булгаков «Жизнь господина де Мольера»
Какие чувства должен был испытывать Булгаков, заключив в 1932 году договор на книгу о своем любимом драматурге Мольере в серии «Жизнь замечательных людей» и зная при этом, что никогда не сможет побывать на родине своего героя! Атмосферу Парижа второй половины семнадцатого века он создавал силой своего воображения, имея в качестве исходного материала лишь отечественные и зарубежные литературные источники. Он пишет брату Николаю в Париж: «Ты меня очень обязал бы, если бы выбрал свободную минуту для того, чтобы хотя бы бегло глянуть на памятник Мольеру (фонтан Мольера), улица Ришелье. Мне нужно краткое, но точное описание этого памятника в настоящем его виде… Если бы ты исполнил мою просьбу, ты облегчил бы мне тяжелую мою работу…»
Не только работа, но и судьба книги оказалась тяжелой. Слишком уж отчетливо прослеживалась в мольеровской биографии тема «писатель и власть», тема, которая проходит красной нитью и через другое произведение Булгакова – роман «Мастер и Маргарита». Впервые «Жизнь господина де Мольера» появилась в печати спустя двадцать два года после смерти автора и сразу же завоевала огромную читательскую популярность. |
|
Лион Фейхтвангер «Гойя, или Тяжкий путь познания»
«Гойя, или тяжкий путь познания» – жемчужина творческого наследия Лиона Фейхтвангера. Роман, до сих пор не имеющий равных среди произведений, посвященных жизни и творчеству Франсиско Гойи. Роман, в котором причудливо и изысканно переплетены история и вымысел, проза – и безупречная стилизация испанского романсеро. Роман, не только повествующий о неизвестных страницах судьбы Гойи, но и приоткрывающий современному читателю тайны его души… |
|
Анатолий Виноградов «Осуждение Паганини»
Паганини… Весь мир застыл перед ним в изумлении, как перед величайшим чудом. Его жизнь и судьба овеяны легендами, ибо чары его музыки, его необычной личности столь мощно действовали на воображение, что оно не могло ограничиться областью реального. Кое-кто готов был заподозрить, что скрипач продал свою душу дьяволу, чтобы мир был у его ног… Интереснейшая книга А. Виноградова – ученого и прекрасного писателя – дает ответ на многие вопросы, связанные с жизнью и творчеством великого музыканта. Читается она на одном дыхании и предназначена для семейного чтения. |
|
Сомерсет Моэм «Луна и грош»
«Луна и грош» – роман английского писателя Уильяма Сомерсета Моэма, представляющий собой биографию вымышленного персонажа Чарльза Стрикленда, английского биржевого маклера, который в 40-летнем возрасте внезапно бросает жену и детей, чтобы стать художником. Прообразом Чарльза Стрикленда послужил Поль Гоген. Стрикленд бросил семью ради живописи. Судьба жены и детей ему безразлична, и к ним он не вернётся. Также ему безразлично материальное положение или слава. Он пишет картины, потому что «должен писать»… |
|
Ирвинг Стоун «Жажда жизни»
Винсент Ван Гог. Один из величайших мастеров импрессионизма. Человек трагической судьбы, при жизни испытавший и презрение «официальных» критиков живописи, и полное непонимание собратьев по кисти, а после смерти признанный великим художником. Его гений стал проклятием, ибо его новаторская манера писать казалась неприемлемой даже для привыкших к творческим экспериментам обитателей Монмартра. Его не любили и либо равнодушно отвергали, либо цинично использовали женщины. Над ним посмеивались друзья. Его жалели родные…
Жизнь Ван Гога должна была окончиться трагически, это было очевидно всем, кто его знал. Вопрос лишь в том, когда и при каких обстоятельствах наступит эта развязка… О «гениальном безумце» французской живописи написано многое, однако никому из его биографов не дано было создать ничего равного легендарному биографическому роману Ирвинга Стоуна «Жажда жизни». |
|
Майкл Каннингем «Часы»
Как устроено время? Как рождаются книги? Как сцеплены между собой авторские слова-сны? Как влияют события (разнесенные во времени и пространстве) на слова, а слова – на события? Судьба Вирджинии Вулф и ее «Миссис Дэллоуэй». Англия 1920-х и Америка 1990-х. Патриархальный Ричмонд, послевоенный Лос-Анджелес и сверхсовременный Нью-Йорк. Любовь, смерть, творчество. Обо всем этом и о многом другом – в знаменитом романе Майкла Каннингема – «Часы» (Пулитцеровская премия за 1999 год). |
|
Владимир Орлов «Альтист Данилов»
В создании романа Орлову помогал его друг, известный альтист из оркестра Большого театра Владимир Грот, который сам играл на альте работы Альбани. Роман написан в жанре «фантастического реализма» – действие в основном происходит в Москве в 1970-х годах, но главный герой Данилов при этом обладает сверхъестественными («демоническими») способностями, которые иногда применяет в повседневной жизни. В частности, он может перемещаться в любую точку пространства со скоростью мысли, парить в облаках, любит «купаться в молниях». Владимир Алексеевич Данилов – демон (по отцовской линии) на договоре, сын жительницы города Данилова Ярославской области. Будучи в младенчестве перенесён в Девять Слоёв, мир демонов, он получил там образование, но в какой-то момент из-за происхождения был отправлен на вечное поселение на Землю, к людям. Там он в возрасте 7 лет был в 1943 году помещён в детский дом, далее попал в музыкальный интернат, далее в консерваторию, театр. Его инструментом был альт; причём в какой-то момент ему удалось достать инструмент, сделанный мастером Альбани. |
|
Эльфрида Елинек «Пианистка»
В возрасте 13 лет Елинек, будущего лауреата Нобелевской премии 2004 года по литературе, принимают в Венскую консерваторию, где она изучает игру на органе, фортепиано, блокфлейте и музыкальную композицию. Одновременно она заканчивает публично-правовую гимназию. После сдачи выпускных экзаменов у Елинек случается нервный срыв: она пытается несколько семестров изучать историю искусства и театра в Венском университете, однако прерывает учёбу в 1967 году из-за усиливающихся приступов страха. Целый год она проводит дома в полной изоляции. Именно в это время Елинек начинает писать… В романе «Пианистка» и критики, и читатели углядели автобиографическое значение с сильным элементом сублимации посредством текста в основе.
Мир музыки для Эрики Кохут тесно переплетается с миром маний и фобий, отношения с матерью – болезненный водоворот привязанности и отвращения, несбывшиеся мечты принимают форму жестоких извращений, а ученик наделяется ролью мучителя. Больше, чем книга про «отцов и детей», травмы привязанности и пролонгированное самоубийство. Больше, чем книга о женской слабости, хрупкости разума и призраках, вьющих гнездо в сердце Эрики Кохут. Это – оглушительная симфония, блистательная попытка Эльфриды Елинек отыскать в человеке хоть что-то человеческое. |