Шорт-лист «Нацбеста»: взгляд изнутри и немного со стороны
О чем чаще всего говорят библиотекари между собой и с вдумчивым, неравнодушным читателем? Конечно же, о книгах! Год назад в начале лета читающая публика заинтересованно обсуждала итоги присуждения в конце мая ежегодной российской литературной премии «Национальный бестселлер». Тогда лауреатом премии стал Андрей Рубанов со своим романом «Финист – Ясный сокол», написанным в жанре славянского фэнтези. К сожалению, нынешний сезон «Нацбеста» – по счету двадцатый – был омрачен ситуацией, сложившейся в стране в результате распространения коронавирусной инфекции. И, наверное, не случайно, что многим книгам, номинированным на премию в 2020 году, оказалось присуще ощущение неопределенной тоскливости и угрюмой тревожности.
Финал премии отложен на осень, когда Малое жюри выберет наконец победителя среди шести финалистов, составивших короткий список, так называемый шорт-лист премии. В их число по решению Большого жюри из 47 произведений длинного списка были выбраны «Земля» Михаила Елизарова, «Уран» Ольги Погодиной-Кузминой, «Не кормите и не трогайте пеликанов» Андрея Аствацатурова, «Сияние «жеможаха» Софии Синицкой, «Пес» Кирилла Рябова, «Непостоянные величины» Булата Ханова. За бортом финалистов осталась новая книга Захара Прилепина «Некоторые не попадут в ад», также номинированная на «Нацбест».
В списке финалистов лидируют книги Елизарова и Погодиной-Кузминой. Скорее всего, именно одна из двух завоюет лауреатство своему автору. Злой рок или судьба приводит главного героя елизаровской «Земли» к работе в похоронном бюро, где он знакомится с порядками кладбищенского мира, замешанного на духе земли и криминале. Для Володи Кротышева (сама фамилия главного героя о многом говорит!) «кладбище – такая же Родина, как и Россия, и возможно, самая главная Родина, ведь близких, по большому счёту, хоронят не в землю, а дома». По мысли автора романа, кладбище оказывается «местом окончательной правды».
По внешнему рисунку «Уран» Ольги Погодиной-Кузминой – шпионский детектив, действие которого разворачивается в недрах советского «атомного проекта». Жизнь героев романа «Уран» переполнена въевшимся ужасом войны и репрессий, постоянным страхом и ложью. Их судьбы закручены в крепкий детективный сюжет, венчает который смерть Сталина. По меткому замечанию московского критика Михаила Визеля, она «высвобождает смертоносную энергию уж точно не меньшую, чем энергия обогащенного урана».
Романы Андрея Аствацатурова, Софии Синицкой и Кирилла Рябова набрали одинаковое количество баллов. Главный герой произведения Андрея Аствацатурова «Не кормите и не трогайте пеликанов» – преподаватель литературы, неудачливый и смешной симпатяга – приезжает в Лондон, где оказывается втянутым в комичную детективную интригу. Приключения героя и его душевные терзания позволяют автору сказать о самом главном – «о свободе выбора, умении прощать и идти на компромисс, уважении личного пространства и принятии других людей такими, какие они есть». По Андрею Аствацатурову, «мир абсурден, странен, иррационален, анекдотичен, как и существа, его населяющие. Все мы – немного пеликаны, красивые в полете наших фантазий и смешные на земле». Задолго до нас кем-то было сказано, что смеяться над собой – не грех, грешно – не смеяться.
В книгу Софии Синицкой «Сияние «жеможаха» вошли три повести – «Гриша Недоквасов», «Система полковника Смолова и майора Перова» и «Купчик и Акулька Дура, или Искупление грехов Алиеноры Аквитанской». Повести связаны между собой как пересечениями персонажей, так и общей органикой текста. Именно его органика – предельно абсурдистская – вводит читателей в настоящий ступор. Синицкая не пытается вжиться в эпоху репрессий и Великой Отечественной войны, под ее пером исторические факты, преломляясь, соединяются в единый луч мифа.
По-своему абсурден роман Кирилла Рябова «Пес». В аннотации к книге внимание задерживается на метафоре про «подводные норы мрачной иронии», преодолеваемые главным героем, на которого обрушились всевозможные беды и несчастья. У Бобровского за плечами – участие в первой чеченской кампании, во время которой он получил контузию, работа кем попало и где попало, прозябание без работы и, в довершение ко всему, – скоропостижная смерть жены Насти…
По поводу романа Булата Ханова «Непостоянные величины», замыкающего список финалистов премии, сообщество критиков разделилось: одни утверждают, что «Непостоянные величины» – производственный роман о буднях молодого московского учителя Романа, уехавшего в Казань, другие настаивают, что это – роман-воспитание или роман-самовоспитание.
С любой книгой из шорт-листа «Нацбеста» и многими из лонг-листа премии читатели краевой библиотеки могут познакомиться благодаря бесплатному доступу к лицензионным электронным книгам компании «ЛитРес». Читатели ищут в книгах современных авторов ответы на те вопросы, которые ставит перед ними действительность. Сопоставляя и соизмеряя свои ощущения, чувства, мысли, поступки с ощущениями, чувствами, мыслями, поступками героев современной российской прозы, читатели ищут себя, свое место в жизни, осмысливают историю развития нашей страны и определяют свое отношение к различным этапам этого развития, в том числе – и к нынешнему. Лозунг «Время читать!» актуален сегодня как никогда.
На настоящий момент в России существует около трех десятков литературных премий разной направленности и общественной значимости, но наиболее известными являются три крупные премии: «Большая книга», «Ясная Поляна», «Национальный бестселлер». Поэтому именно к длинным и коротким спискам этих премий проявляется наиболее пристальный интерес в обществе.
Уважаемые читатели! Читайте хорошие книги!