Мир Сергея Довлатова
Сергей Довлатов – один из самых читаемых русских писателей конца ХХ – начала XXI века. Его повести, рассказы, записные книжки переведены на множество языков, экранизированы, изучаются в школе и вузах. Удивительно смешная и одновременно пронзительно-печальная проза Довлатова давно стала классикой и роднит писателя с такими мастерами трагикомической прозы как Антон Чехов, Тэффи, Аркадий Аверченко, Михаил Зощенко. За четверть века непрерывных переизданий простодушный довлатовский рассказчик превратился в последнего культурного героя советской эпохи и современного классика. Художественная мысль Сергея Довлатова при видимой парадоксальности, обоснованной жизненным опытом, проста и благородна: рассказать, как странно живут люди – то печально смеясь, то смешно печалясь. В его книгах нет праведников, потому что нет в них и злодеев. Писатель знает: и рай, и ад – внутри нас самих.
Сергей Донатович Довлатов родился 3 сентября 1941 г. в Уфе, в семье театрального режиссера и литературного корректора. В 1959 году поступил на филологический факультет Ленинградского университета (финский язык), который ему пришлось покинуть после двух с половиной лет обучения. С 1962 по 1965 гг. служил в армии, в системе охраны исправительно-трудовых лагерей на севере Коми АССР. После демобилизации Довлатов поступил на факультет журналистики, работал журналистом, начал писать рассказы. В 1972-1976 гг. жил в Таллинне, работал корреспондентом газеты «Советская Эстония», экскурсоводом в Пушкинском заповеднике под Псковом (Михайловское). Но из многочисленных попыток напечататься в советских журналах ничего не вышло.
С конца 1960-х гг. С. Довлатов публикуется в самиздате, а в 1976 г. некоторые его рассказы были опубликованы на Западе в журналах «Континент», «Время и мы», за что был исключен из Союза журналистов СССР. В 1978 г. из-за преследования властей Довлатов эмигрировал в Вену, а затем переселился в Нью-Йорк, где издавал либеральную эмигрантскую газету «Новый американец». К середине 1980-х гг. он добился большого читательского успеха, печатался в престижном журнале «New-Yorker». За двенадцать лет жизни в эмиграции С. Довлатов издал двенадцать книг, которые выходили в США и Европе. В СССР писателя знали по самиздату и авторской передаче на радио «Свобода».
Умер Сергей Довлатов 24 августа 1990 г. в Нью-Йорке от сердечной недостаточности. Похоронен на кладбище «Маунт Хеброн».
|
Сергей Довлатов «Соло на ундервуде» (1980)
«Соло на ундервуде» – основа основ довлатовского творчества. Собрание смешных и грустных фраз, ситуаций, образов, в разное время увиденных, услышанных, отмеченных писателем. Читая эту книгу, вы входите в мастерскую Довлатова. И этим, возможно, она ценней иных, самых известных его произведений. |
|
Сергей Довлатов «Компромисс» (1981)
В 1972-1975 гг. во время проживания в Таллине Довлатов работал внештатным корреспондентом в газете «Советская Эстония». Истории из журналистской практики, выходившие поначалу в качестве самостоятельных новелл, составили позднее книгу «Компромисс», с искрометным довлатовским юмором живописующую закулисную жизнь советской газеты. |
|
Сергей Довлатов «Зона. Записки надзирателя» (1982)
«Зона. Записки надзирателя» – повесть Сергея Довлатова, состоящая из четырнадцати самостоятельных эпизодов, в которых рассказывается о жизни заключённых и их охранников. Повесть построена как чередование лагерных эпизодов с письмами автора к издателю. Писатель Александр Генис: «Зона» была для Сергея если и не самой любимой, то самой важной книгой. Её он не собирал, а строил – обдуманно, упорно и педантично. Объединяя лагерные рассказы в то, что он назвал повестью, Довлатов сам себя комментировал. В первый раз он пытался объяснить, с чем пришёл в литературу». |
|
Сергей Довлатов «Заповедник» (1983)
«Заповедник» – одна из лучших книг Сергея Довлатова, в которой развивается его излюбленная тема лишнего человека. А фоном для нее становятся пейзажи Пушкинского заповедника, где автор, в числе других служителей музея, проводил экскурсии и рассказывал туристам о великом поэте. «Я хотел изобразить в Пушкинском заповеднике литературного человека, проблемы которого лежат в том же аспекте, что и у Пушкина: деньги, жена, творчество, государство. И дело отнюдь не в способностях героя, а в самом заповеднике, который изображается наподобие мавзолея, в равнодушии и слепоте окружающих…», – писал Сергей Довлатов о замысле своей книги. |
|
Сергей Довлатов «Наши» (1983)
Двенадцать глав «Наших» создавались Довлатовым в начале 1980-х гг. как самостоятельные рассказы. Это двенадцать смешных, светлых историй, в которых звучит «негромкая музыка здравого смысла» (Иосиф Бродский), помогающая нам сохранять достоинство в самых невероятных жизненных ситуациях. |
|
Сергей Довлатов «Марш одиноких» (1983)
В 1980-х гг. Сергей Довлатов вел рубрику в еженедельнике «Новый американец», являясь его главным редактором. Настоящая книга является собранием избранных статей той эпохи и дает яркое представление еще об одной грани необыкновенного таланта автора. |
|
Сергей Довлатов «Ремесло» (1985)
Автобиографическая повесть «Ремесло» поделена на две части, как и жизнь самого автора. Первая – посвящена жизни в Советском Союзе, вторая – жизни в США. |
|
Сергей Довлатов «Чемодан» (1986)
«Чемодан» – один из самых характерных довлатовских сборников, посвященный, по словам автора, «содержимому эмигрантского чемодана». Вот как сам Довлатов описывал свою книгу: «В центре новой книги Довлатова – чемодан, обыкновенный потрепанный чемодан, с которым эмигрант Довлатов покинул родину. Распаковав его после нескольких месяцев скитаний, герой убеждается, что за каждой вещью, находящейся в чемодане, стоит драматическая, смешная или нелепая история». |
|
Сергей Довлатов «Иностранка» (1986)
События повести Сергея Довлатова «Иностранка» происходят в русском районе Нью-Йорка, где проживал и сам автор. Вот как описывает Довлатов этот своеобразный, веселый островок: «Мы – это шесть кирпичных зданий вокруг супермаркета, населенных преимущественно русскими. То есть недавними советскими гражданами. Или, как пишут газеты, – эмигрантами третьей волны… У нас есть русские магазины, детские сады, фотоателье и парикмахерские. Есть русское бюро путешествий. Есть русские адвокаты, писатели, врачи и торговцы недвижимостью. Есть русские гангстеры, сумасшедшие и проститутки. Есть даже русский слепой музыкант». |
|
Сергей Довлатов «Представление» (1987)
В сборник вошли рассказы «Представление», «Голос», «Дорога в новую квартиру» и другие – смешные, грустные, неизменно жизненные и прекрасные. |
|
Сергей Довлатов «Филиал» (1990)
«Филиал» – последняя завершенная книга Сергея Довлатова. Прибыв в середине 1980-х гг. в Лос-Анджелес на эмигрантский симпозиум «Новая Россия», герой-рассказчик встречает подругу своей юности, в результате прошлое, настоящее и будущее завязываются в единый, неразрывный узел… |
|
Сергей Довлатов «Записные книжки» (1990)
«Записные книжки» Сергей Довлатов подготовил к изданию незадолго до своей смерти в 1990 г. Они состоят из двух частей. Первая – «Соло на ундервуде» – перед этим публиковалась дважды (1980 и 1983), вторая – «Соло на IBM» – была представлена читателям впервые. И сегодня в этих забавных микроновеллах отчетливо слышны неповторимые интонации довлатовского голоса, его искренний смех… |
|
Сергей Довлатов. Марианна Волкова «Не только Бродский. Русская культура в портретах и анекдотах» (1990)
Книга Марианны Волковой и Сергея Довлатова «Не только Бродский» представляет собой своеобразный жанр, где изобразительное начало органично сплавлено с литературным: замечательные фотографии известных деятелей современной отечественной культуры (метрополии и русского зарубежья), сделанные Марианной Волковой, даны в сопровождении специально написанных к ним текстов Сергея Довлатова. Среди героев книги – Василий Аксенов, Андрей Битов, Андрей Вознесенский, Наум Коржавин и другие. |
|
Сергей Довлатов «Речь без повода… или Колонки редактора» (2006)
Книга Сергея Довлатова – событие для ценителей творчества одного из самых любимых и популярных в России писателей, событие в мире литературы и журналистики. Впервые публикуются произведения, не известные нашему читателю, созданные в период, который сам Довлатов называл «лучшими днями моей жизни». «Эта книга многомерна, многопространственна, многовекторна, как сама жизнь. Но ведь искусство – в том зазоре, который остается между реальностью и словесностью. Это почти правда, но лучше правды – не потому, что глубже, тоньше, выше (здесь с жизнью не тягаться никакой литературе), а потому, что красивее» (П. Вайль). |
|
Сергей Довлатов «Блеск и нищета русской литературы» (2010)
В сборнике «Блеск и нищета русской литературы» впервые достаточно полно представлена филологическая проза Сергея Довлатова. Он писал о Пушкине и Толстом, В. Уфлянде и А. Синявском, Кафке и Хемингуэе (как «русских» и личных авторах). Рецензии Довлатова, журнальная поденщина, превращаются то в литературные портреты, то в очерки литературных нравов. Филологическая проза Довлатова отличается не объективностью, а личным тоном, язвительностью, юмором – теми же свойствами, которые характерны для его «обычной» прозы. Тексты Довлатова сопровождает реальный комментарий и статья профессора, д. ф. н. И. Н. Сухих. |
|
Сергей Довлатов «Жизнь коротка» (2016)
Сборник «Жизнь коротка» включает в себя разнообразные эксперименты: ранние повести и рассказы в духе «философской ахинеи», рассказы в суровой манере Хемингуэя, а также поздние тексты, не успевшие стать книгами. |
|
Сергей Довлатов «Ищу человека» (2016)
Настоящее издание включает в себя ранние и поздние произведения, рассказы разных лет, сентиментальный детектив и тексты из задуманных, но так и не осуществленных книг. |
Краевая библиотека им. В. Я. Шишкова предлагает своим читателям следующие книги Сергея Довлатова: «Собрание сочинений» в 4-х томах, «Собрание прозы» в 3-х томах, «Малое собрание сочинений», «Зона. Записки надзирателя», «Чемодан», «Рассказы из чемодана», «Представление», «Заповедник», «Ремесло», «Филиал», «Жизнь коротка», «Блеск и нищета русской литературы», а также работы известных литературоведов по творчеству писателя.
Электронная библиотека «ЛитРес» предлагает читателям книги Сергея Довлатова: «Чемодан», «Иностранка», «Наши», «Заповедник», «Компромисс», «Зона. Записки надзирателя», «Жизнь коротка», «Филиал», «Ищу человека», «Соло на ундервуде. Соло на IBM», «Представление», «Ремесло», «Блеск и нищета русской литературы», многие из них представлены и в аудиоформате. Вниманию читателей предлагаются аудиокниги Сергея Довлатова «Ослик должен быть худым. Рассказы» и «Встретились, поговорили. Рассказы», аудиолекция Дмитрия Быкова «Сергей Довлатов. Конец мифа». Востребована у читателей «ЛитРес» книга Елены Скульской «Компромисс между жизнью и смертью. Сергей Довлатов в Таллине и другие встречи».