«Триумф и счастье – это только мгновения. Остальное – огромный труд»

Для Елены БЕРЕЗИКОВОЙ танец – это больше, чем профессия. Это жизнь и беззаветное служение, зафиксированное в сотнях программ, представленных на лучших площадках России и других стран, а теперь и в официальном статусе: в мае 2025 года по итогам национального конкурса «Душа танца» директор Государственного молодежного ансамбля песни и танца «Алтай» им. А. Ф. Березикова, заслуженный работник культуры России обрела титул «Рыцарь танца». Эта миниатюрная женщина изящно делает сложное, огромное и прекрасное дело, уверенно ведет за собой красивую команду, которая олицетворяет наш край на самых престижных сценах, восхищает, творит, порой, невозможное, — и в невероятном ритме. Приносит ли такая работа счастье, что стоит за кулисами успеха и как он рождается, есть ли место насилию в окультуривании? Об этом, а также о предназначении и труде, чтении и отношении к жизни – от первого лица.
— Пока в общество не вернется полноценное, комплексное эстетическое воспитание, так и будут думать, что у нас легкая работа: ну что там такого, знай пляши… Только если человек с детства знает искусство, он будет понимать его глубже и иначе оценивать. Более того – он в принципе получит куда большие возможности. Каждый Нобелевский лауреат, — вне зависимости от области, — в детстве занимался музыкой. Это же о чем-то говорит! Уже давно научно доказано, что у человека, занимающегося музыкой, иначе работает мозг, возникает больше возможностей его применения, это обеспечивает совсем другие «обороты» для жизни и развития. А если ты сам хоть раз пробовал танцевать, точно знаешь, что в танце сложнейшая биомеханика и соединить музыкальный ритм и ритм движения, да еще сделать это визуально красиво – это не просто, это — мастерство. И оно неразрывно связано с работой мозга. Есть такое выражение: «Кто умеет красиво двигаться, тот умеет красиво мыслить».
— Люди искусства не такие, как все. Они воспринимают эту жизнь какими-то особыми рецепторами и выпускают наружу уже что-то другое. Они не могут делать обычные вещи так, как человек вне творчества. Например, я не могу просто так слушать музыку и получать от нее удовольствие: меня интересует гармония, как разложены голоса, почему тут литавры ударили, а не барабаны… А еще мы чрезвычайно эмоциональны. Я, если завелась, то громко разговариваю, бурно жестикулирую…Я пытаюсь жить, как обычный человек, но получается не очень, и я от этого страдаю. Конечно, я, как директор, не веду себя на совещаниях, как в балетном классе. Должность обязывает побыть немного и спокойной. Но в классе я должна не только иметь внутри клокочущую волну энергии – я должна ее так выплеснуть, чтобы мои артисты ее приняли, пережили и смогли выдать волну зрителям. Я должна раскачать и наполнить своих ребят, чтобы они смогли раскачать публику. Представляете, какую энергетическую силу я должна иметь, чтобы это сделать?! Спокойно и тихим голосом не выйдет…
— О присвоении мне титула «Рыцарь танца» я узнала в день своего рождения. Была не просто удивлена, я была шокирована. Не могла осознать, как можно сравнить статусные театры и мой совсем еще молодой коллектив, мне казалось, я не достойна. Но один знакомый мне сказал: «Елена Валерьевна, прекратите уже. Если вас считают достойной – значит, так и есть». Я думаю, это событие не только для меня и моего коллектива, это – событие для всего Алтайского края, просто он, возможно, еще тоже этого не осознал. Этот титул – признание не только моей работы, это признание работы команды из Алтайского края. Да, ты лидер и ведешь коллектив за собой, но у тебя ничего бы не получилось, если бы артисты не понимали тебя с полуслова, не делали все, как ты хочешь. Все мои самые гениальные хореографические задумки не имели бы такого воплощения, если бы не команда. Сейчас я согласилась со статусом и с тем, что он означает: как сказали на церемонии награждения, рыцарь – это тот, кто, невзирая ни на какие трудности на протяжении многих лет профессионально занимается своим видом деятельности и прославляет свой регион…. Я, действительно, немало трудностей пережила в работе и часто делаю многие вещи не благодаря, а вопреки. Потом проходит время, и я рада, что сделала это!
Сама церемония, которая проходила в Московском академическом Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, поразила меня своей масштабностью и статусностью, это был высокопрофессиональный концерт с великими артистами. И я, и мои артисты переволновались: мы — на одной сцене с Мариинским и Большим театрами, на прославленной сцене, которая видела и видит величайших артистов! Честь быть среди них дорогого стоит! И мои ребята выступили очень достойно, зрители потом наговорили много комплиментов и это показательно, потому что московский зритель очень искушенный.
— Почему мы стали так известны сейчас в России? Наверное, потому, что коллективы в регионах стереотипны, повторяют друг друга. А мы выделяемся, потому что стремимся к новому, к развитию, вывели формулу, от которой не отступаем, потому что знаем: она – верная. И наша востребованность на разных площадках страны и за границей в том числе показывает, что знаем это не только мы. Но когда ты сам выбираешь направление и прокладываешь путь, когда ты впереди – это очень сложно. Ты все – сам, у тебя нет примера, образца, вся тяжесть ответственности о выборе – площадки, программы, костюмов – на тебе. Мы от этой ноши сначала уставали, а теперь уже привыкли и несем ее, четко осознавая, насколько ответственно представлять край где бы то ни было, в каком-то смысле олицетворять его и даже всю страну. И мы не успеваем возгордиться, потому что у нас на самом деле тяжелая работа, которая не дает ни минуточки для выдоха. Как бы красиво ты все ни спланировал на год, всегда начнет что-то сыпаться сверху, это множество выступлений и гастролей вне плана, которые могут наслаиваться друг на друга так, что я только диву даюсь, как мы все это «вывозим». Наша работа – это настоящая гонка, мы трудимся бесконечно, и некогда голову поднять и понять, что мы успешные и знаменитые. Минуты счастья – они только иногда. Например, когда стоишь на сцене с Владимиром Спиваковым и Владимиром Васильевым, в зале овации и все это на миг смывает все напряжение и усталость, которые только что были. Или в отпуске, например, когда ты выдыхаешь, оглядываешься назад и думаешь: а классно то как получилось! Но это мгновения. А остальное – это труд.
— В предыдущие годы «Алтай» был на гастролях в Индии и на Кубе, в мае 2025 года — в странах Азии и в Африке. И мы, наверное, очень счастливые люди: во всех этих странах у нас гастроли проходили с большим успехом. Причем, изначально про Африку говорили, что там не воспринимают русскую культуру и нам нужно быть готовыми к сложностям. Но оказалось все не так! Да, им не совсем близка классическая культура, мы это предполагали и дозированно вставляли это в программу, а вот народная попала в самое сердце! Люди потрясающе откликались на все народные ритмы, они вообще не могли сидеть и спокойно смотреть концерт: сразу начинали двигаться в такт.
— Каждый раз беру новую высоту и думаю: а теперь хватит, я устала. Теперь нужно просто спокойно поработать. Этого настроя хватает на неделю, а потом кто-нибудь звонит, что-то предлагает, и ты заводишься и думаешь: а почему нет, это же классно! И снова вперед. Я думаю, когда человек занимается делом, к которому он предназначен, как бы трудно ни было, он справляется, и на все хватает времени и сил, и ты никогда не останешься без куска хлеба. Бывает, что падаешь от усталости, пазл в голове не сходится, а наутро встаешь и понимаешь, что все в порядке, ты знаешь, что и как делать. Я попала в свою работу, правильно выбрала свой путь и счастливо живу. Точно знаю, что, если ты делаешь СВОЕ дело, не важно, где это происходит. И живя в провинции, можно развернуться до любых масштабов. Выбирая путь, надо понимать, что твое дело должно приносить тебе настоящую радость. И при этом быть готовым к тому, что оно принесет и боль, и разочарования, и усталость, и потребует труда неустанного. Главное понять, что ты хочешь делать, жить в реальном мире, принимая его таким, какой он есть, и смотреть вперед. А вот как его найти, это СВОЕ дело… С ребенком в этом смысле нужно лет с 10 работать, наблюдая, к чему он тянется. И не просто давать ему возможности пробовать, а приучать к труду в любом начинании. Беда в том, что дети сейчас не готовы к этому, особенно к эмоциональной стороне. Предполагается, что за 4 года в институте педагоги должны научить ребенка, что его профессия – это, прежде всего, не «выступать», а сложнейшая психоэмоциональная нагрузка. Но они приходят — талантливые, в прекрасной физической форме, но плохо приспособленные ко всему остальному. Я всегда даю множество шансов, буду до последнего искать ключи к человеку и стараться его раскачать. Но многие не выдерживают и уходят, причем, не просто из коллектива, а из профессии. И дело не только в том, что детей не научили жизни с трудностями. Дело еще в родителях, которые, стремясь воплотить свои нереализованные творческие амбиции в детях, выбирают дело за них. Ребенок может иметь физические данные, быть одаренным, но не хотеть публичности, сцены, коммуникаций. А родители годами его терзают кружками, институтом, — и потом хотят, чтобы ребенок отработал вложения. А ребенку все это чуждо, он теряется, мучается… У нас недавно был в коллективе такой драматичный случай. Несколько лет девушка страдала, и я с ней. А потом, наконец, разобрались: она боялась не оправдать мамины ожидания. Ушла работать в совершенно другую сферу и счастлива.
— Я диктатор. Если понимаю, что моя позиция приведет к правильному результату, я буду на ней жестко стоять. Те, кто со мной давно работают, это понимают. Они могут не понимать, почему я поступаю так или иначе, но, зная меня, понимают, что я уже просчитала все на 10 шагов вперед и знаю, зачем я это делаю – и слушаются, идут за мной, принимают эти правила и живут по ним. Молодежь видит со стороны этот успех, ориентируется на него, хочет его для себя и, приходя ко мне в коллектив, сталкивается с тем, что здесь очень жестко. И тут начинается притирание. Если человек принимает все, что я считаю правильным – вместе с нами идет по траектории успеха. Если нет, то приходится расставаться. При этом я не могу сказать, что я не гибкая: жизнь с годами научила. Но при этом я и жесткая. В искусстве для того, чтобы получилась импровизация, нужна диктатура! Если ты нежная фиалка и не способен меняться – ну, ничто не мешает тебе расти в другом месте. Не в моем коллективе. Для меня результат важен, и зачастую он оправдывает средства. Правда, не всегда результат, который хотят от меня и какой хочу я – одно и то же.
— Иногда взрослым кажется, что наша планка выше, чем у молодых, но она у них тоже высокая, просто другая. Порой становится обидно, что они не мыслят так, как мы, теми категориями и, может быть, не так всеобъемлюще, у них, наверное, сузились какие-то векторы. Но молодежь развивается – просто какими-то своими коридорами, у нее серьезные вещи тоже есть, только другие, не те, что у предыдущих поколений. Мы не всегда совпадаем, но я пытаюсь сделать так, чтобы это происходило. Например, многим кажется, что сейчас, в XXI веке, молодежи чужда русская народная хореография. Да ничего подобного! Она может все это отлично принимать и наслаждаться этим, — важно, как преподнести! Это только кажется, что в приоритете у них – современность, просто часто народную культуру несут публике стереотипно: кокошники, бантики, рюшечки…Можно быть в народной культуре в ритме XXI века! Она не может не тронуть ваше сердце, потому что мы в одном коде, мы – один народ, народная культура откликается в любом из нас вне зависимости от возраста. Если подросткам преподнести народный танец красиво, они с удовольствием принимают, всем сердцем.
— Для меня Владимир Васильев (артист балета, балетмейстер, хореограф, режиссер, актер, художник, поэт, педагог; народный артист СССР, лауреат множества престижных премий в области хореографического искусства, — прим. ред.) – бесконечно мудрый наставник и образец во всем. У него огромная жизнь, он был на вершине мирового искусства, а потом это закончилось, он на заслуженном отдыхе. Но, несмотря на это и на годы, он по энергетике и сейчас такой, каким был в расцвете. Он говорит: «Ну, не смог уже танцевать – картины начал писать. Заберут краски – буду стихи писать…». Это — любовь к жизни. Если я не смогу танцевать, руководить, буду сутулая и горбатая, — я останусь собой! Нужно жить, а не позировать. Васильев просто живет, он одинаково радуется зеленому листочку и успеху, стоя на сцене, со Спиваковым. Великое рядом с простым для него равнозначны. И это всегда для меня пример, и каждая встреча с Мастером – для меня восторг, он дарит такие неосязаемые вещи, ради которых и с которыми потом живешь. Он как-то приезжал в Барнаул ставить нам спектакль, и мы прогуливались по аллее, что-то обсуждали, и он вдруг: «Ленка, хочешь семечек?». И я понимаю, что иду с величайшим человеком, а он так просто…семечки…. И эта фраза меня с тех пор иногда спасает.
— Для человека искусства начитанность архиважна. Она, можно сказать, первостепенна в профессии. Без интеллектуальности никакие образы внутри не родятся, и глубина, которую ты должен принять и потом выдать зрителю, невозможна без этого, без начитанности, насмотренности, умения анализировать произведение и трансформировать его. Не каждый, кто выбирает в юности сцену, изначально понимает, что его профессия – это не только биомеханика и «физика», она зависит от интеллектуальности, широты кругозора и способности проживать произведение. А для хореографа, к тому же, необходимо осмыслять материал не только в актуальном контексте, но и прогнозировать, потому что искусство всегда должно быть на шаг впереди, необходимо видеть путь развития.
Я не представляю, как человек живет без книги, я, даже если сильно устала, перед сном обязательно что-то читаю. Это открывает во мне какое-то новое звучание. Если я не читаю, у меня словно озеро немного помутнело. А так оно все время очищается какими-то красивыми строчками… Читаю разное, часто несколько книг сразу. Сейчас у меня на столе несколько профессиональных изданий, книга С. Теплякова «Валерий Золотухин», биография Галины Улановой («Галина Уланова в воспоминаниях и письмах современников», составитель Т.Касаткина) и наставления духовных отцов – я верующий человек и мне интересно восприятие мира через Евангелие.
Мне кажется, каждому нужно читать и классику, и современную литературу. А еще хорошую поэзию. Хоть по чуть-чуть, одно красивое стихотворение на ночь. Даже если через не хочу. Я считаю, небольшой уровень насилия в окультуривании должен присутствовать. Ты не поймешь, вкусен ли соленый огурец, пока не узнаешь, что он в принципе существует и не попробуешь. Надо заставлять себя пробовать и детям показывать все многообразие культуры и литературы, даже если сначала «не хочу». Конечно, огурец может ребенку и не понравиться, но он должен знать, какой выбор у него есть и на что-то ребенок все равно откликнется.
5 фактов из жизни
- Елена Березикова собиралась после школы поступать в пединститут. И остался бы наш регион без ансамбля «Алтай» и огромной его славы, если бы не «танцевальный» руководитель Елены, которая настоятельно указывала на институт культуры: «Езжай туда, у тебя есть талант!». По мнению нашей собеседницы, нужные люди рядом – это очень важно: «Если бы она тогда меня не направила, смогла бы я выбрать свой путь? Не факт…»
- Будучи абитуриентом института культуры в 1991 году, Елена Березикова встретила в переполненном автобусе художницу. «Какие красивые у вас глаза, можно я их нарисую?», — спросила та. Будущая студентка дала согласие и тут же, в автобусе, на глазах у всех пассажиров, начал рождаться портрет. На прощанье художница сказала: «Выйдешь замуж, пусть муж всегда говорит тебе про глаза…». Через три года Елена вышла замуж и супруг потом всем всегда говорил: «Я, когда увидел эти глаза, сразу влюбился!».
- Наша собеседница – частый гость в театрах страны. В последние годы три постановки подарили Елене Березиковой состояние прекрасного культурного шока. «Я в восторге от спектакля нашего Театра драмы им. В. М. Шукшина «Идиот», была потрясена в Москве (театр Вахтангова) игрой Инны Чуриковой (спектакль «Аудиенция») – шла потом по Арбату и не хотела разговаривать ни с кем… И колоссальное впечатление на меня произвела «Война и мир», которую в Барнаул привозил Театр им. Е. Вахтангова: я не заметила эти пять часов, что идет спектакль, мне хотелось, чтобы это не заканчивалось никогда».
- Для Елены Березиковой Владимир Васильев – это флагман творческого пути. «Встреча с ним перевернула жизнь и создала новую жизнь в личном искусстве», — говорит наша героиня.
- Энергию Елена Валерьевна восстанавливает на природе. «Я – созерцатель, мне нужна речка, травка, пушистый снег и из звуков – только звуки природы».