Skip to main content

Влияние индустрии моды на окружающую среду: история, теория, практика

Одним из значимых направлений деятельности людей является фэшн-индустрия, то есть индустрия моды, которая представляет собой многогранный культурный феномен. В модных изделиях выражаются идеи творцов, дизайнеров, модельеров. С позиции же решения экологических проблем многочисленные производства модной продукции зачастую оказывают пагубное воздействие на природу.

Процесс производства одежды является ресурсозатратным. Для изготовления только одной хлопчатобумажной футболки необходимо 2700 литров воды. Для сравнения: один человек потребляет такое же количество воды за 2,5 года.

Следующий важный фактор – загрязнение окружающей среды промышленными отходами. Большое количество отходов получается при производстве тканей. Например, одним из самых распространенных материалов является полиэстер, который содержится практически во всех элементах одежды масс-маркета и считается одним из самых неэкологичных материалов. Полиэстер представляет собой искусственно созданную ткань, в состав которой входят элементы нефти, что приводит к загрязнению воды от токсичных утечек. Окрашивается ткань химическими красителями, что также загрязняет воду. И, наконец, полиэстер не является биоразлагаемым материалом.

Другой негативный фактор влияния модной индустрии на экологию – чрезмерное потребление. За последние пятнадцать лет мировое производство одежды выросло в два раза. Появилось такое понятие как «быстрая мода» – своеобразный бизнес-ход, который продвигает быстрое производство дешевой одежды, соответствующей модным тенденциям. Если раньше в мире моды выделялось два основных сезона – зимний и летний – для которых разрабатывалась и внедрялась модная одежда, то теперь в погоне за прибылью обновление коллекций у многих брендов происходит еженедельно, то есть 52 раза в год. Лидером в «модной гонке» стала испанская компания Zara, дизайнеры которой разрабатывают около 40 тысяч новых моделей в год.

Современный человек меняет свой гардероб в соответствии со сменой модных циклов, а не из-за того, что одежда износилась. Как пишут авторы монографии, «обществу потребления характерна культура самообмана, в которой люди гонятся за бессмысленной и бессознательной иллюзией счастья. Необходимость потребления в такой культуре становится иррациональной самоцелью».

В монографии рассматривается несколько вопросов. Как исторически развивался феномен моды? Какое влияние оказывает мода на экологию? Насколько деятельность современных модных брендов соответствует требованиям экологичности? Готова ли молодежь, являющаяся активным потребителем продукции модной индустрии, следовать экологическим принципам в своей жизни?

Тимохович, А. Н. Влияние индустрии моды на окружающую среду: история, теория, практика : монография / А. Н. Тимохович, А. С. Лелякова, Ц. С. Филенко. – Москва : Русайнс, 2024. – 130 с.