«Трактор: прошлое, настоящее, будущее»

В июне Центр поддержки технологий и инноваций библиотеки приглашает на книжную выставку «Трактор: прошлое, настоящее, будущее»: ко Дню сибирского поля.
Трактор – это самоходная машина на колёсном или гусеничном ходу, выполняющая сельскохозяйственные, дорожно-строительные, землеройные, транспортные работы. История развития трактора прошла долгий путь, начиная от простых паровых машин до современной высокотехнологичной техники.
Советское правительство оценило важность тракторов для страны. Начиная с 1918 г. по указанию В. И. Ленина осуществляются подготовительные мероприятия для серийного выпуска тракторов. Это время кипучих идей и поиска нового в неосвоенной отрасли. В 1919 г. изобретатель Я. В. Мамин создает трактор «Гном». В 1922 г. начинается производство трактора «Коломенец-1», разработанного Е. Д. Львовым, основоположником новой дисциплины «Теория трактора».
Советская инженерная мысль в первые годы после революции демонстрирует способности создавать новое и заимствовать передовые зарубежные разработки. 1 октября 1924 г. на петроградском заводе «Красный путиловец» с конвейера сошёл первый серийный «Фордзон-Путиловец» («Фёдор Петрович»). В этом же году на Харьковском паровозостроительном заводе начинается массовое производство трактора «Коммунар», который стал одним из первых советских тракторов на гусеничном ходу.
История отечественного тракторостроения – это множество трудовых подвигов. Победа в Великой Отечественной войне внесла свой вклад в развитие тракторостроения. В рекордно короткие сроки во время войны заводы были перепрофилированы под нужды фронта. В тяжелейших условиях военного времени был построен Алтайский тракторный завод (АТЗ) на базе эвакуированного оборудования Харьковского тракторного завода (ХТЗ им. Серго Орджоникидзе), Одесского завода сельскохозяйственного машиностроения (ОЗСМ) и Сталинградского тракторного завода (СТЗ). АТЗ – единственный в стране, выпускавший тракторы для нужд фронта и тыла. Датой основания завода считается 24 августа 1942 г., когда был собран первый алтайский гусеничный трактор марки АСХТЗ-НАТИ.
После разгрома фашистской Германии и ее союзников за предельно сжатые сроки предприятия вновь направили всю свою теперь уже военно-индустриальную мощь на обеспечение продовольственной безопасности. В послевоенные годы в СССР были построены тракторные заводы в Минске, Владимире, Липецке, Кишиневе, Ташкенте, Павлодаре, Чебоксарах, которые впитали все лучшее от военно-промышленного комплекса, его эффективных технологий и мощностей. В начале 1950-х гг. в СССР началось массовое производство знаменитых российских колесных тракторов «Беларусь» на Минском тракторном заводе (МТЗ).
Выставка демонстрирует издания, посвященные истории отечественного и мирового тракторостроения. Особое внимание заслуживают книги «Трактор: прошлое, настоящее, будущее», где собрана и структурирована информация о первых образцах тракторной техники и существующих моделях, их совершенствовании и современном применении в различных отраслях, и «Изобретено в России: История изобретательской мысли от Петра I до Николая II», рассказывающая об изобретателе-самоучке Федоре Абрамовиче Блинове и его талантливом ученике Якове Мамине. Вниманию посетителей представлен патент 1924 г. на трактор Мамина, а также современные патенты на изобретения и полезные модели гусеничных и колесных тракторов российских и зарубежных предприятий (БД ФИПС).