«От культуры устать невозможно»

Юрий АБДУЛЛАЕВ – яркий пример человека, умело находящего баланс тонкой «филологической» души с жестким, канцелярским миром государственного управления. Сделавший карьеру от школьного учителя до заместителя Председателя Правительства Алтайского края, Юрий Геннадьевич курирует внушительный пул социальных направлений, в том числе – культуру и образование, производя своими выступлениями сильное впечатление даже на самых искушенных в риторике. А еще это тот редкий чиновник, у которого на радость библиотекарям жизнь читательского билета в «Шишковку» предельно активная. Как помогает гуманитарное образование в руководящей работе, с чем связана стремительно беднеющая речь молодых поколений, можно ли получить образование в библиотеке, почему Библия и «Легенды и мифы Древней Греции» относятся к книгам, без которых невозможно считать себя культурным человеком? Об этом, а также о том, как не устать «окультуриваться», когда культура – часть твоей работы, — от первого лица.
— Мое первое высшее образование – филологическое. Филология – наука задумчивая, предполагает тонкую организацию души. Оказываясь в мире, где правят канцелярит, регламент и жесткие рамки деловой переписки, порой испытываешь определенный диссонанс. Но меня в этой ситуации гармонизирует второе, юридическое образование, которое формирует сухой, формальный стиль мышления, без филологических прикрас. Такой комплекс помогает подходить к любой задаче с двух сторон и всегда обращать внимание на смысл и значение слов, глубоко вчитываться и точно формулировать, чтобы исчерпывающе ответить или точно «попасть» в контекст и настроение аудитории при публичном выступлении. В моей работе публичность – неотъемлемая часть жизни, и я часто вынужден взвешивать каждое слово. Порой хочется сказать что-то душевно, понятным, ярким русским языком, а не канцеляризмом, но понимаешь, что в конкретной аудитории это будет воспринято неправильно и, напротив, приведет к недопониманию. Такие творческие муки нередко происходят уже в момент говорения, в самой речевой ситуации. И находить правильное решение я учусь, в том числе, у нашего Губернатора Виктора Петровича Томенко, который, будучи экономистом, одновременно прекрасно ориентируется поэзии, многое знает наизусть, и его речи органично выстроены сообразно ситуации. Не стоит думать, что владение официально-деловым стилем – что-то простое и не требующее хорошей языковой базы. Как раз наоборот: не владея русским языком на должном уровне, бюрократический язык качественно не освоить.
— Печатное слово утратило то значение, какое было раньше. Вспомним расцвет книжной культуры: 18-19 века. Книга была редкостью, сокровищем, открывающим целый мир! Примерно на том же уровне отношение к книге было у нас в советское время, которое унаследовало идеалы Просвещения, где человек – это Данко, несущий свет своего сердца людям. И государство активно продвигало их через книгу. Мы не выиграли бы Великую Отечественную войну без правильных книг и учителей, которые воспитывали подлинных патриотов. Долгое время процесс передачи знаний шел через книгу. А в начале 21 века к этому процессу присоединился интернет, и сегодня конечно, он сильно теснит книжную сферу. К книге надо прийти, взять ее в руки, а в интернете все легче, доступнее и алгоритмы сами тебе все предлагают. Я думаю, молодежь сейчас читает ничуть не меньше, чем мы в свое время. Только читают они не так и не то. У них – поглощение хаотичного потока информации, когда они быстро листают ленту в телефоне часто «на бегу». А при чтении бумажной книги у тебя структурированный, вдумчивый, упорядоченный процесс. И если не сформирован навык такого «долгого» чтения, человек не может осваивать и усваивать большие тексты, анализировать их, — и отсюда обеднение речи, которое так заметно у молодых людей. В этом никто не виноват, таково время с присущей ему спецификой носителей информации.
— Брэдбери говорил, что получил образование в библиотеке. В определенной степени это возможно и сейчас, потому что библиотека – это фундамент любого образовательного процесса. Но если мы говорим не об общей эрудиции и не о научном труде, а о полноценном профессиональном образовании, то, как говорил классик, «суха теория, мой друг»: без практики и взаимодействия с наставниками образование не будет полным. Общение с наставником ускоряет процесс, сам ты можешь много прочитать и долго думать, как это работает, а наставник все покажет.
— В детстве я был записан во все библиотеки, до каких мог дотянуться, в 4-5 одновременно. Везде брал книги, часто читал ночами и всегда сдавал вовремя, — чтобы взять новые. Особый пиетет у меня вызывал процесс, когда библиотекарь записывал очередную книгу в мой формуляр… А в школьной библиотеке я был лучшим читателем и единственным, кому разрешали брать книги из застекленного шкафа, где стояло собрание издательства «Детская литература» — красиво оформленные, прекрасные книги! До сих пор я сохраняю трепетное отношение к книге и у меня дома есть библиотека, на которую я, приходя домой с работы, смотрю, и чувствую: «жизнь удалась». И вспоминаю Цицерона, который сказал, что если у вас есть сад и библиотека, то у вас есть все, что нужно для жизни. Для меня, хотя я уважаю и активный отдых, это идеальная картина: сесть на скамейку у себя на даче и почитать.
— Круг чтения, безусловно, многое говорит о человеке. Но далеко не все. Поэтому с интересом отношусь к тому, что читают мои друзья и коллеги. Стараюсь понять, что их привлекло. У меня есть пара добрых знакомых, которые обожают детективы про маньяков. Одного привлекают остросюжетные линии, а другой, будучи занят на очень ответственной работе, шутит, что по сравнению с героями этих книг, у него в жизни все не так страшно.
— Думаю, человек не может в полной мере считать себя образованным и культурным, если не читал Библию и «Легенды и мифы древней Греции» Николая Куна. Все, что есть в наших фильмах, книгах и картинах, в нашей культуре в целом, стоит на плечах двух гигантов – Античности и христианства, которые сформировали всю европейскую культуру. Мифы яркие, боги там живые и человечные, читается это легко и увлекательно, а библейские тексты, наоборот, очень серьезные и вызывают, порой, противоречивые чувства, потому что тысячелетия спустя нравы и законы существенно изменились, многие вещи кажутся странными и даже жестокими. Но это – основа основ, и не знать ее, на мой взгляд, невозможно.
— От культуры устать невозможно – слишком обширен и разнообразен этот мир. Благодарен судьбе, что, помимо сложных комплексных вопросов родной и любимой отрасли образования, в сфере моей ответственности находятся и вопросы культуры. Это позволяет знакомиться с широким кругом интересных и творческих людей, с плодами не только ума, но и духа. Что касается посещения культурных мероприятий не только по долгу службы, стараюсь так и поступать по мере наличия свободного времени. Правда, получается редко. Недавно во время обеденного перерыва выскочил в арт-галерею Щетининых на новую выставку. Иногда посещаю с детьми спектакли и мастер-классы.
— Алтайский край, как родина выдающихся людей, занимает одно из видных мест на культурной карте России. В первую очередь, благодаря нашим трем громким летним фестивалям: Литературному фестивалю Роберта Рождественского, Всероссийскому фестивалю «Шукшинские дни на Алтае» и Всероссийскому фестивалю творчества и спорта «Земляки» имени Михаила Евдокимова. Это по-настоящему уникальные события, объединяющие тысячи людей вокруг феноменов родной культуры. Поэтому мы ждем их и готовим с особым чувством. В такие моменты духовного единения вокруг наших гениальных земляков понимаешь, что, как писал Василий Шукшин, «все не зря».
5 фактов из жизни
- У Юрия Геннадьевича не всегда получается моментально «переключить голову» с работы на дом, в результате случаются «шутки из жизни чиновника». Одна из них связана с рубашкой. «Придя после работы домой, я спросил жену, погладила ли она рубашку? На отрицательный ответ я возмутился: «Я же тебе давал поручение, почему оно не исполнено?!». На что мне было сказано, что поручения я буду давать на работе, а дома — просить».
- Наш собеседник научился читать по книге алтайского поэта Василия Нечунаева «Учили азбуке козу». «Мы жили тогда в Казахстане, мама съездила в гости к бабушке на Алтай и привезла оттуда эту книгу. Она, вся перелатанная, и сейчас со мной, настоящая семейная реликвия! Недавно увидел переиздание и моментально вспомнил все те строки…».
- При выборе книг Юрий Абдуллаев часто ориентируется на обзоры в интернете и всегда дочитывает книги, даже если на это уходит не один год. «Иногда берешь красивую, хорошо разрекламированную книгу, читаешь и думаешь, как у Пушкина: «когда же черт возьмет тебя?!». Но я не бросаю, даже если мне совсем не по сердцу, стараюсь найти в книге что-то: а вдруг в середине или в конце автор приберег для меня какую-то изюминку?».
- У нашего героя четверо детей и все они – читающие, хотя читают не в том объеме и не с тем удовольствием, как было в юные годы у их родителя. Сообразно возрасту, дети Юрия Геннадьевича сейчас читают книги по саморазвитию и программированию, фэнтези, комиксы и книги о Гарри Поттере. «И я ничего не могу с этим сделать», — признается многодетный отец.
- Юрий Абдуллаев по учительской привычке иногда хочет разработать урок по книге, которая особенно пришлась ему по душе и оставила хорошее «послевкусие». «Обожаю момент, когда закрываешь книгу и ненадолго остаешься наедине с ней и сам с собой, это ощущение очень важно для меня. К таким книгам часто в течении жизни мысленно возвращаешься».