Skip to main content

«Если я буду для вас хорошей, то буду бесполезной»

В последние годы растет запрос на образование и самообразование в области психологии, а также на услуги психологов. С точки зрения клинического и семейного психолога Юлии ЛАТКИНОЙ, такая популярность – показатель развития сознания. Поговорили с Юлией о том, чем опасна любовь к себе, о том, почему в Советском союзе общество было психически здоровым, о том, как неправильное воспитание влияет на судьбу ребенка, а также о том, что независимо от возраста не стоит бояться изменять свою жизнь и добиваться успехов в новой сфере.

— До прихода в психологию я занималась журналистикой, PR, маркетингом, занимала руководящие посты в коммерческих структурах. В 2006 году закончила Московский психолого-социальный университет, но в практическую психологию пришла лишь через несколько лет. Уровень заработка в сфере психологии гораздо ниже, чем в бизнесе, тем более у начинающего психолога. К тому же было сложно уйти из той сферы, в которой ты уже состоялся и получить признание на новом поприще. Уже будучи профессиональным психологом, периодически возвращалась в бизнес к навыкам Мастера делового администрирования. Последние 12 лет веду частную практику в качестве клинического психолога, психоаналитического и когнитивно-поведенческого психотерапевта, нейропсихолога, семейного психолога. Да, иногда я загораюсь какой-нибудь идеей, присущей абсолютно новой сфере и тогда мне в ней приходится начинать все с нуля, при этом все досконально изучая и исследуя.

К примеру, пару лет назад я решила, что хотела бы перепрофилироваться — пошла учиться игре на гитаре и с головой окунулась в музыкальную сферу. Да, до этого на гитаре я играть не умела. Поэтому приходилось ежедневно играть часами, брать много уроков, все изучать, как в сфере музыки, так и в сфере концертной деятельности. Теперь бывшие преподаватели перед моими выступлениями шутят об этом со сцены, рассказывая зрителям о том, как я начала свой путь. Тогда была поставлена цель, которая сейчас уже достигнута: научиться организовывать концерты, выступать с концертами и начать преподавательскую деятельность. И никто не говорит, что было легко… Было очень сложно, но интересно. Все реально, если этого действительно хотеть. Для того чтобы чего-нибудь добиться, это нужно просто делать.

О поре освоения гитары Юлия написала песню:

Пришла я в школу музыкальную,
Чтоб выразить себя в струне.
Но жизнь сценически-вокальная
Не задалася как-то мне.

Я думала мне буду ставить пальчики,
Под лбом высоким умный пряча взгляд.
Но вот мечты осталися мечтами…
Мальчики, – играй вот это, — просто говорят.

Там «Про друзей» мы песни изучали,
Пытаясь вникнуть в дружбы крепкой суть.
Но вот, увы, друзьями мы не стали —
Плати, ходи и будет как-нибудь.

Порыв души в иллюзии прекрасной!
Мой укрощен был быстро пыл,
Когда отметкою в журнале беспристрастной
Шекспировский вопрос решался — Был? Не был…

Я уходить раз двести собиралась:
К чертям всё, бросить просто как курить!
Но, когда нет в кармане сигарет
Становится не мил весь белый свет.

Преодолев все распри и упреки,
Мол — не умею я играть…
Из глубины бурлящей, одинокой,
Вдруг строчки грустные я начала писать.

Обращаясь ко мне за помощью, клиенты в 25, 35, 45, 55 лет говорят о том, что им чего-то очень хочется, но они боятся начать, вроде как уже поздно, таким образом пытаясь, рационализироваться свое бездействие и себя оправдать. В таком случае задаю вопрос: а вы завтра умирать собираетесь? После чего звучит фраза – «А вдруг у меня не получится?». Ну, если не попробовать – то точно не получится, а вот дальше 50/50. Либо получится, либо — нет. Если так и не попробовал – то на все 100 уже ничего не получилось. Рационализации – это соломка, которую мы бессознательно пытаемся куда-то там подложить. Неосознанность порождает еще большие проблемы, чем те, которых мы опасаемся.

Более того, страх – это сигнальная система психики. Корень любого страха –  это страх смерти. Но у этого дерева два ствола – рациональный страх и иррациональный страх. Первый указывает на опасность для тела «снаружи», говоря о реальной опасности и о том, что за обозначенные ограничения не стоит выходить, иначе будут проблемы. Второй указывает на опасность для психики «внутри» и говорит, что нам необходимо преодолеть данные ограничения, иначе будут проблемы. Тестируется реальность одним простым вопросом: если это произойдет, я умру? Из ответа – «нет» следует, что страх иррациональный.

— Если говорить, о том, с чем люди приходят чаще всего, то это:
— неврозы и тревожно-аффективные расстройства;
 — страхи и панические атаки;
— личностные расстройства;
— проблемы взаимодействия с другими людьми (прежде всего, в паре и в семье);
— проблемы с детьми и у детей;
— психосоматика;
— депрессивные состояния.

К психологу, как и к врачу, часто обращаются лишь в самом крайнем случае, оттягивая до последнего. Чем больше затягиваем проблему – тем болезненнее она проявляется и тем сложнее ее решить. Более того, приходя к психологу, к серьезной работе над собой многие не готовы. Что такое серьезная работа? Осознание своей проблемы и целенаправленные действия, направленные на ее решение, вопросы принятия ответственности за свою жизнь — за то, что в ней происходит, либо не происходит  и т.д. Что такое развитие? Это изменение в противоположность. То есть мы с вами должны осознать в себе и в свой жизни нечто нас неудовлетворяющее, некую «плохость», то, что является корнем проблемы, причиной фрустрации и начать с этим работать, изменяя в противоположность.

Более того, что есть такое «плохо» или «хорошо», «плохой человек» или «хороший человек»? Плохой человек – неудовлетворяющий мои субъективные потребности, «хороший» — удовлетворяющий мои субъективные потребности. Мои субъективные потребности изменились — изменилось и ощущения того, «плохо» это или «хорошо». Фрустрация – это неудовлетворенные потребности. Фрустрации вызывают достаточно болезненные состояния, которые возникают чаще всего на базе того, что человек свои потребности не осознает.  А если мы не понимаем свои потребности, не осознаем желания – то и не можем ничего изменить.

К примеру, человек болезненно переживает некое следствие – негативный эмоциональный фон, повышенную тревожность, подавленное состояние и думает, что именно это необходимо как-то проработать… Но, работа с эмоциями ни к чему не приведет. В процессе терапии отыгрываются переносы и проекции. На базе ложных установок, стереотипов, паттернов, рационализаций, иллюзий к специалисту предъявляются некие ожидания того, как должно быть. Поэтому, мне иногда приходится говорить: сейчас я для вас буду «плохой», то есть неудовлетворяющей ваши потребности. Так как если я буду удовлетворяющий ваши потребности «хорошей» — говорить именно то, что вам хочется слышать, лить в уши речи, которые будут для вас наиболее приятны, гладить по голове, хвалить вас и обвинять в ваших проблемах других — то стану для вас абсолютно бесполезной.  Вы пришли ко мне не за этим, хотя вам этого и очень хочется. Нам с вами нужно проблему решать, а не рассуждать о бережном отношении или о любви к себе. Все от обратного. Вы пришли ко мне, потому что сами не можете справиться с проблемой и бережное отношение к себе не помогает.

Мне иногда говорят: «в книжке написано – или другой психолог сказал – что нужно себя любить и беречь». Но мало кто при этом говорит, что любовь к себе приводит к болезненным состояниям. Это самокатексис, фиксация или сосредоточенность на самом себе. Любая мысль о себе поднимает переживания за себя, связанные со страхом за себя и тревогой, а дальше в работу включается фантазии.  Иной раз высказываюсь шуткой: ко мне приходят «телепаты» и «экстрасенсы», так как каждый знает, о чем думает другой человек и каждый знает, что произойдет в будущем. Причем в этом будущем всегда почему-то ожидается именно «Армагеддон».

Это проекции и проективные идентификации. Мы приписываем свои мысли другим людям и чаще это мысли о собственной «плохости», а также живем в своих фантазиях о плохом будущем. Самое интересное то, что будущее еще не наступило, а мы в своей внутренней реальности в него уже погружены и соответственно запускаем реакции вегетативной нервной системы, которые приводят к невротическим состояниям, к психосоматическим отреагированиям, к паническим атакам и т.д. Вторая любимая шутка по этому поводу: я скоро себе сделаю лучшую рекламу и на Ленинском размещу транспарант с надписью – «Любите себя и приходите ко мне!»… переучивать психику, изменять сознание и экстравертироваться, чтоб выйти из болезненных состояний, и я на вас денег заработаю.   Я не читала книжку «К себе нежно» и не читаю ей подобные, но понимаю, почему дынный запрос так популярен. Это песнь-песней нашему эгоизму. Нам очень нравится, когда нам говорят то, что мы хотим слышать.

— Бытует такое мнение, что все неудачи в жизни определяет некая детская психотравма или что все проблемы из детства. Да, бывают некие связки, к примеру, проблема прокрастинации или синдрома отложенной жизни, фиксации на страхах, аутистичсекая симптоматика и личностные расстройства, но далеко не все… Зачастую, это снятие с себя ответственности за свою жизнь, за то, что в ней происходит или не происходит и перекладывание ее на другого, чаще на родителей. Зачем что-то делать, прикладывать усилия, в чем-то себя преодолевать, чего-то добиваться, если можно просто сказать, что я не могу, потому что… Основные критерии взрослости – это умение позаботится о себе и о другом, ответственность за себя и за других, самостоятельность, независимость. Да, отчасти воспитание является причиной того, что человек не научился брать на себя ответственность, принимать решения, делать выбор… Но родителей в этом нельзя обвинять, так как намерения у них были самые благие. Проще и быстрее все сделать самому, чем научить этому ребенка, тратя на это время и нервы. И мы же однозначно лучше сделаем, чем ребенок – вот и делаем. Мы лучше знаем, что ребенку надо. Это как в анекдоте: Мама кричит с балкона: Мойша, иди домой!  — Мамочка, я замерз? – Нет, ты кушать хочешь!

Часто в нас говорит желание быть «хорошим», то есть «удовлетворяющим потребности других» (мы в данной терминологии с вами выше разбирались), в том числе, для своих детей. Желание-то, вроде, доброе, но вот играет с нами злую шутку.  Последнее время часто езжу на автобусе и наблюдаю за тем, как уже далеко не молоденькие мамы усердно усаживают своих десятилеток, стараясь устроить их поудобнее, а сами стоят рядом, оберегая. А потом мы удивляемся, почему мужчины в автобусе не то, что женщинам… престарелым людям место не уступают. Так научили… И приучаем к тому, что делаем все за своих детей и живем для них, а зачастую и за них, пестуя общество потребителей и эгоистов. Не задумываемся о последствиях гиперопеки, взращивая неадаптантов, которые однозначно буду страдать.

— В Советском союзе общество было психически здоровым. Не было в таком количестве психопатологии, пограничных состояний. Да, не было такого количества разносолов на столе, кушали неполноценно, одевались не по моде, тусы не посещали. Но было целостным, здоровым и полноценным то, что сейчас называют коллективным сознанием. Все закончилось, потому что ушла идея, объединяющая и дающая ощущение коллективной безопасности и защищенности. Идея светлого будущего. И вместо нее в нашей голове поселился «Армагеддон». Сначала была религия – и мы любили Бога, жили для Бога и по Божественным канонам. Потом была идея коммунизма, светлого будущего – любили ее и жили ради нее, ради будущих поколений и по канонам социалистического общества. А затем все рухнуло и любовь надо было на что-то обратить – и мы обратили ее на себя. Любим себя. Живем каждый сам для себя и ради себя, ориентируясь только на свои эгоистические запросы. Тотальная разруха и разобщение. Нет объединяющего и консолидирующего начала.  Нет общей цели.  Нет идеи. И смысла жизни тоже как-бы нет.  Есть общество потребления, построенное на человеческом эгоизме, которое гигантскими шагами продвигается к массовому психозу.  Но депрессивных сейчас пугать не буду… (улыбается). Смысл жизни есть, просто мы его в своем эгоизме не видим. Так что растущая востребованность психологической литературы, психотерапии и услуг психологов — показатель состояния сознания общества.  Если осознаем, что проблема есть – это уже хорошо. Значит разрешить ее возможно.

— На рынке сейчас много недопсихологов, перепсихологов, экстрасенсов, эзотериков и т.д. Об проблемах «дикого рынка психологических услуг» еще Фрейд в свое время говорил. Раньше относилась к «психологам» без профильного образования достаточно жестко, а потом…  На самом деле, если человек талантлив и может помогать людям – почему нет. Он перечитал много литературы, у него получается. Тут, как у врачей, главенствует принцип «не навреди». Но риски, конечно, для клиентов большие. Чтобы их снизить, нужно смотреть на базовое образование. Базовое, фундаментальное, конкретное образование серьезного вуза – вот это должно быть прежде всего. А потом – полноценная специализация, пройденная по определенным стандартам, когда ты столько-то тысяч часов изучал то-то и то-то. А не курсики все эти….

— Популярность психологии, ее актуальность породила небывалый бум в вузах. Но я бы не советовала идти в психологию сразу после школы. Во-первых, считаю, что базовое психологическое образование как таковых знаний не дает: оно дает некую «карту мира психологии», расставляя ориентиры. Думаю, что важно для начала наработать и получить жизненный опыт, расширить свое мировоззрение. И только тогда, если чувствуешь, что все-таки психология, это твое и ты хочешь помогать людям — поступать в институт. А также надо понимать, что ни опыт, ни образование не сделают тебя хорошим психологом, если у тебя нет колоссальной стрессоустойчивости и 100%-й ориентации на людей, а не на себя.

 5 фактов из жизни

  • В 2019 году Юлия Латкина издала книгу «Суицид как кризис идентичности». Наша собеседница считает, что уже пора переписывать, но времени на это нет.
  • Путь в практической психологии у Юлии начался с работы в реабилитационном центре для детей и подростков (в детском приюте) Санкт-Петербурга, куда она ушла с должности коммерческого директора.
  • Юлия разрабатывает и исследует теории разных подходов, применя на практике интегральные психологическую методику, основанную на симбиозе психоаналитической, когнитивно-поведенческой психотерапии и нейропсихологии.
  • Ведет проекты, связанные с правильным воспитанием, развитием и реализацией творческого потенциала людей. Является основателем творческого пространства — CreartStudio.
  • Юлия пишет музыку и стихи. А еще она организует концерты и выступает, исполняя под акустическую гитару как авторские песни, так и каверы на хиты отечественной рок музыки. Являясь педагогом по акустической гитаре и вокалу, Юлия разработала авторскую программу по музыкальной терапии. Сейчас она проходит курс обучения по профессии «Музыкальный продюсер».
X