Skip to main content

«Фэнтези и фантастика — это литература настоящей свободы»

Анастасия НЕКРАСОВА – писатель, лингвист, литературный активист, организатор первого сибирского фестиваля фантастики и фэнтези «Звезды на полке», хозяйка и основатель домашнего издательства «Ирга». А еще она — человек-огонь. Потому что презентует книги, которые выпускает, так, что хочется купить все даже самым отчаянным скептикам. Два года подряд «Ирга» — участник фестиваля «Издано на Алтае», и не просто так, с книжками постоять: Анастасия и в круглых столах поучаствовала, и презентации провела, а в 2024 году еще и такой паблик-толк организовала с молодыми авторами и блогерами, что шум стоял еще несколько месяцев. Поговорили с Настей о том, как продвигаться начинающим авторам, о курсах писательского мастерства, о теме травмы в литературе и о том, что такое фэнтези и фантастика.

Сейчас есть много курсов писательского мастерства.  Это возможность развиваться, что однозначно плюс. Мало какие из них могут заменить полноценное филологическое образование, но посвятить 4+ года университету может не каждый, поэтому лучше ходить на курсы, чем вообще никуда. Другое дело, что не все курсы одинаково хороши. Люди по-разному делают выбор. Бывают у некоторых аргументы, вроде «чему такая старая тетка может меня научить, она уже ничего не понимает в современности». Для таких людей тренды – это какая-то определяющая штука, на которую они готовы ориентироваться. И я считаю, что у таких людей в голове птичья кака. Им не надо к условной Кучерской, им надо сначала вымести эту каку из себя, переориентироваться с трендов на литературу. Хотя, возможно, Кучерская как раз может им в этом помочь – я не знаю. А еще все эти штуки про возраст – это в чистом виде приеы демагогии. Когда у тебя нет фактических аргументов, почему тот или иной человек плох/неправ/не профессионален, то начинаешь собирать, что он не того возраста, пола, у него не тот цвет волос или футболка дурацкая. К литмастерству это не имеет никакого совершенно отношения.

Законы построения адекватного литературного произведения – они общие и не меняются уже, наверное, веками, и ещё века не изменятся. Измениться могут какие-то поверхностные штуки вроде слэнга, вставок из переписки в мессенджерах, но логика сюжета, умение выстраивать композицию, работа с характерами и сеттингом – она не может измениться. Если это изменится, это будет значить, что изменился весь мир, причем на уровне «Мы жили на Земле, а стали энергетическими сущностями в подпространстве». Но пока мы и правда на Земле, а значит – чистим из головы каку и идем учиться к продвинутым мастерам.

А что касается молодых наставников – ну так почитайте, и правда, их тексты. Вряд ли их, текстов, ни одного, ну СОВСЕМ ни одного нет на просторах сети. Прочитали? Понравилось? Чувствуете, что уровень человека выше, чем ваш? Хотите научиться, как он? Идите к нему на курс. Вот и все. Не надо тыкаться в слепую и гадать «может, не может», сейчас есть возможность действовать наверняка. Хорошие школы вроде Band, Creative Writing School или курсов МИФа выкладывают программы в общий доступ, так что грех не посмотреть детально, чему именно вас будут учить.

— Попасть в план моего издательства шанс есть у всех. Александр Ненашев, например, попал к нам, просто написав мне Вконтакте – до этого я не знала ни кто он, ни чем занимается, ни что пишет. К тому же опен-кол фестиваля «Звезды на полке» АБСОЛЮТНО свободный – кто угодно может прислать на него работу, если, конечно, это автор из Сибирского Федерального Округа. Будет большим сюрпризом, если я скажу, что среди фестивальных работ присматриваю также тех, кто мог бы в будущем стать автором «Ирги»?

Сейчас, правда, мы никого не ищем. План издательства расписан, так что если автор рассчитывает на издание за наш счет, то ему нужно будет подождать лет этак пять. В моменте берем в работу книги только на коммерческой основе: когда автор оплачивает и допечатную подготовку, и печать, и небольшой процент за менеджмент проекта. По факту, это плата именно за возможность издаться сейчас, а не годы спустя. Я долго договаривалась с собой, прежде чем запустить такой вариант, так как считала – и считаю, что у талантливых авторов должна быть возможность издаться бесплатно, при этом не теряя в качестве. Но рынок все-таки вносит даже в нашу деятельность свои коррективы. И мы решили, что не стоит лишать возможностей тех, кто уже сейчас готов вложиться, чтобы стать частью профессиональной команды, которая будет стоять за книгу горой и поможет ей встретиться с читателями на трети нашей огромной страны.

— Я мало что могу посоветовать по части конкурсов для начинающих авторов. Мы с конкурсами – это как две параллельные плоскости: они не попадают в мою зону интересов, а я – в их. Хотя я, честно, когда-то пыталась. Но когда я узнала, что на одну из мастерских взяли рассказ о том, как из тети на даче сделали шашлык, тогда как мои «Любовь, космос и светлое будущее» пошли мимо, то окончательно убедилась, что дороги у нас разные. Поэтому я не очень интересуюсь их лонгами, шортами, призерами и победителями. Если кому-то они интересны и помогают – то это здорово, почему бы им не быть.

— Тем, кто хочет обратной связи на свои работы, могу посоветовать выложить текст в интернет – но там можно отхватить всякого, к сожалению, — или лучше всего – найти профессионального бета-ридера, то есть литературного консультанта. Это будет недешево, но это будет конструктивно: ридер не только разберет плюсы и минусы вашего текста, но и даст советы по улучшению. Лена Фликей, знаю, оказывает такую услугу, Елена Абрамкина (а она, кстати, кандидат филологических наук), я сама оказываю. Так что стучитесь) Я помогу вашему тексту и не ушатаю самооценку. А привлекать в качестве бета-ридеров подруг, мужей, мам я советую только в том случае, если вам плохо и нужно, чтобы вас погладили по головке и сказали, какое вы талантливое солнышко. С вероятностью в 90% на ошибки вам НЕ укажут и лучше ваш текст НЕ сделают.

— В современной литературе часто присутствует тема травмы, и я думаю, она очень важна. И не только сейчас, ведь травмы не в наш век появились – о них только сейчас стали говорить. И вряд ли прекратят, опять же, пока люди остаются людьми в текущей их конфигурации) В фэнтези и фантастике, конечно, все то же самое. Это ведь, прежде всего, декорации: по наполнению они от реализма не так уж сильно отличаются. Но лично мне как читателю (и как автору и издателю, соответственно) фокуса на травмах в литературе категорически недостаточно. Хочется видеть также психологически цельных героев, которые могли бы вселять уверенность в завтрашнем дне, задавать моральные ориентиры и всё такое прочее. Кого-то, за кем просто приятно наблюдать, и кто может наглядно показать: когда у тебя нет психотравм, или по крайней мере когда они тебя не определяют, ты можешь заняться чем-то еще! Построить здоровую семью, стать актером, изучать Вселенную… В общем, не копаться перманентно в своих болячках, а сместить фокус на окружающий мир.

— Можно ли автору стать успешным без шума? Шум шуму – рознь. Вариантов много: черный пиар, звучание из каждого утюга, какая-то особенно острая и провокационная тема. Одно я знаю точно: заявлять о себе надо, потому что если не будешь этого делать, то никто – ни читатель, ни издатель – не придет к тебе сам. Это как сидеть с грустным видом и смотреть в окно, надеясь так выйти замуж – просто потому, что ты хорошая. Хорошая-то хорошая, только вот кто узнает об этом, если ты все время у окна, а окно на восьмом этаже панельки? Может, в сказках подобное бы сработало, но в жизни везет тому, кто везет. И мне кажется, это во многом правильно – награда за упорство и мотивацию в том числе. Способов продвижения множество: можно вести свой блог, рассылать свою книгу блогерам, объединяться в онлайн-сообщества с другими писателями. Там вообще неважно, как ты выглядишь и какая у тебя устная речь. Я топлю за то, что есть какие-то МИНИМАЛЬНЫЕ вещи, которые под силу АБСОЛЮТНО любому человеку, и которые не требуют великих затрат что времени, что денег: например, вести свой блог. Вот пишешь ты свой текст: что тебе стоит выкладывать хотя бы иногда из него пару цитат? Делиться затыками? Рассказывать о какой-то занятной матчасти? Показывать референсы героев? Ты же так и так про это думаешь, это ищещь, это у тебя ЕСТЬ – просто ПОКАЖИ их людям, что в этом сложного? А это уже вовлекает читателей. Подпишись на пару авторов/блогеров, которые тебе интересны. Оставляй у них иногда комментарии. Предложи какую-нибудь небольшую совместную активность. Все это можно сделать, было бы желание. И так или иначе от всего будет польза.

— Каждый раз, когда я слышу, что жанровая литература – это возрастное, ее надо перерасти и все вот это прочее – я до глубины души оскорбляюсь. Все мои книги (как и любые хорошие книги в целом) – про реальность. Неважно, в каком жанре они написаны. Реальность в них на уровне проблематики, психологии, взаимосвязи вещей и пути, который проходят герои внутри себя.

— Фэнтези и фантастика – это не эскапизм или особый взгляд на мир. Эта литература хороша тем, что ты в зависимости от своего бэкграунда, настроения и запроса можешь, читая одну и ту же книгу, остаться на любом из этих уровней. Фродо Бэггинс – маленький хоббит, который смог, или солдат, вернувшийся с Первой Мировой? Как тебе нравится, как НУЖНО — так это и читай. Хочешь – завтра прочтешь по-другому. Выбор за тобой, поэтому это литература настоящей свободы. И, кстати, если какой-то эксперт утверждает, что фантастика и фэнтези большой литературой быть не могут – он уже не эксперт, и это надо понимать. С теми, кто этого не понимает, я готова драться и кусаться. Ну и за какие-то конкретные произведения кусаюсь порой тоже очень больно.

5 фактов из жизни

  • Анастасия Некрасова – автор семи книг. В ее активе утопия «Последняя Дверь», сборник детских историй «Соленые сказки: Семь чудес моря», романтическая космоопера «Круговорот леторожденных», два сборника рассказов «Хождение за Асфальтовую пустошь» и «Жизнь после зимы», ЧТО ЭТО ТАКОЕ «За светом» и «Пламя Колшара». Говоря про последние две, наша собеседница говорит: Ообе относятся к тому же циклу, что «Круговорот деторожденных», то есть их можно кратко описать слоганом «Любовь, космос и светлое будущее». «За светом» примечательна ещё тем, что там нет НИ ОДНОГО героя-человека, хотя Земля мельком упоминается в одной из историй». Также Анастасия отмечает, что «Пламя Колшара» — еще в процессе. «Готово 5 историй из 8. Я полна решимости дописать её в этом году, а в следующем – выпустить в бумаге».
  • Анастасия обожает путешествовать и еще в школьные годы объездила треть Европы. «Так что теперь твердо уверена, что за любой дорогой улитки если и отличаются, то совсем немного, и всегда можно выйти на диалог».
  • Наша собеседница совершенно случайно поступила на переводчика русского жестового языка, а после университета 3 года переводила для глухих спеклакли в инклюзивной студии «Особенный ТИП». «Пускай больше не работаю по специальности, жестовый язык и театр очень много дали мне, я периодически обращаюсь к этим темам в своем творчестве».
  • Анастасия ни разу не выходила даже в лонг ни одного литературного конкурса. «Трудно поверить, но это не говорит практически ничего о качестве текстов».
  • Помимо гуманитарных наук, хозяйка «Ирги» очень любит биологию, особенно морскую. «Это тоже находит отражение в моем творчестве: к примеру, у меня есть сборник детских историй «Соленые сказки: Семь чудес моря», а главный герой «Круговорота леторожденных» — инопланетянин-амфибия».
X