Мой Пушкин. Серж Лифарь
Знаменитый танцовщик и хореограф Серж Лифарь был страстным коллекционером. Он собрал одну из самых интересных в Европе российских библиотек. Особое место в ней занимала «Пушкиниана». В нее входили портреты кисти К. Брюллова и В. Боровиковского, В. Тропинина, А. Венецианова, М. Воробьева, прижизненные издания самого Александра Сергеевича Пушкина, портретные миниатюры, — всего просто невозможно перечесть. Самым же дорогим сокровищем были 10 оригиналов писем поэта к Наталье Гончаровой.
Когда-то письма хранились у внучки Пушкина, Софьи (дочери Натальи Александровны), морганатической жены великого князя Михаила Романова, у которого их купил С. Дягилев. После смерти Дягилева рукописи оказались в распоряжении французского правительства, и, чтобы выкупить бесценные автографы, Лифарь заключил контракт с театром Гранд опера. Целый год танцевал он, боясь одного — заболеть.
В газете «Русская мысль», издаваемой в Париже, в статье «Что я хотел привезти в Россию», Лифарь писал: «Они (рукописи) принадлежат не мне, а моей родине и русскому народу. Когда-нибудь они будут храниться в Москве или, может быть, в Петербурге, городе, где Пушкин жил и умер и куда я мечтал отправиться на поклонение его памяти, как паломники ходят поклониться святыням».
Что сподвигло танцовщика к коллекционированию, какие встречи состоялись на этом сложном пути к сохранению великого наследия?
Источники иллюстраций: Пушкин — «Автопортреты Пушкина», А.Эфрос. М. Гослитмузей 1945, Лифарь — Дягилев и с Дягилевым / Сергей Лифарь. — М: Вагриус, 2005.
Послушайте!