«Сейчас отличное время для отечественных комиксов»
Александр КОНДРАТЬЕВ – известный в России писатель и сценарист комиксов. Он и читать научился по комиксам! Александр уверен, что комиксы – прекрасный образовательный материал в любой области: опробовал это на себе как в качестве обучаемого, так и в качестве обучающего и создателя такого материала. Наш собеседник знает, как создать хит, умеет вдохнуть новую жизнь в «скучную классику» и подарить читателям интересных героев и увлекательные истории. В марте 2024 года Александр Кондратьев даст в «Шишковке» мастер-класс, а пока поговорили немного о творчестве – и комиксах, конечно же!
— Когда Стивену Кингу предложили придумать идею для комикс-адаптации его главного романа «Темная башня», он сказал: путь мужчины начинается с пути мальчика. Когда мне было года три, и я еще не умел читать, мама купила мне несколько комиксов, среди которых был «Хоббит» с потрясающим артом Дэвида Вензеля (в 2015 году у нас выходило переиздание этого комикса). Это было начало 90-х, у нас появилось много переводных комиксов в те годы. Книжки с картинками и словами в облачках так меня заинтересовали, что я просил моих родственников снова и снова читать их вместе со мной, пока символы на страницах в моем сознании не превратились в слова. Так я, собственно, научился читать. Так что, можно сказать, комиксы со мной всю мою жизнь, сколько себя помню. Впоследствии я работал репетитором и также использовал комиксы как обучающие материалы, например, на занятиях по английскому языку. В университете я думал написать диплом по комиксам, но времена были более консервативные, поэтому я сконцентрировался на творчестве Достоевского. Желание создать собственный комикс я также пронес через всю жизнь и воплотил его, как только появилась возможность. Вместе с моей бывшей коллегой по работе, художницей Юлей Мартыщенко, мы сделали комикс «Розовый слон. Детективная история», который стал нашим дебютом в отечественной комикс-индустрии. Комикс очень тепло приняли, и я продолжил заниматься в том числе и комиксами. С тех пор я написал сценарии для семи серий комиксов и нескольких графических романов. А когда в университете Синергия появился факультет комиксов, меня позвали туда преподавать сценарное мастерство.
— Комиксы – это отличный материал для обучения. В детстве у меня были комиксы по истории России. Возможно, именно поэтому я очень люблю историю и всегда ей интересовался. Судя по отзывам читателей, которые прочитали мою комикс-биографию Маяковского только по той причине, что следят за моим творчеством, они заинтересовались творчеством поэта и смогли лучше понять его как личность. А так и не узнали бы, каким ярким поэтом был Маяковский! Так что комиксы – это замечательный образовательный материал. За рубежом это давно используется, в иностранных учебниках английского, по которым мы учились в юности, тоже встречались комиксы.
Чем больше органов восприятия задействовано, тем эффективнее обучение, потому что обучение основано на запоминании, а лучше всего запоминается то, что вызывает эмоции. Картинки не могут не вызывать эмоции, они либо нравятся, либо отталкивают – в зависимости от личного вкуса. Но один образ способен навсегда врезаться в сознание, чего не скажешь о странице текста. Люди, которые у нас занимаются образованием, понимают перспективность этого формата, поэтому комиксы появляются в разных сферах. У нас в парке Зарядье рядом с Красной Площадью была большая выставка об истории комиксов, куда водили школьные экскурсии. Все больше появляется образовательных комиксов. Я сам написал несколько сценариев комиксов по истории Отечества, например, сингл на 24 страницы о событиях Смутного времени. И было приятно, когда на тестовых чтениях дети говорили, что комиксы интересные, понятные и им очень нравятся.
— В маркетинге есть такое понятие: снова и впервые. И творческая жизнь – это снова и впервые сталкиваться с трудностями. Казалось бы, если ты один раз что-то сделал, сделаешь это снова. Но с творчеством это так не работает. Я написал уже, к примеру, пять романов, но каждый раз, когда я работал над очередным большим текстом, я не верил, что доведу его до конца. Что касается работы над сценариями комиксов, то тут тоже много сюрпризов: одно дело – это просто придумать уникальный сюжет, другое – сделать адаптацию собственного романа (как я это делал на материале «Белого человека»), третье – это комикс-адаптация чужого текста, четвертое – это коммерческий комикс на заказ, где есть требования заказчика прорекламировать что-то, ну и совсем другое – это создание комикс-биографии известного человека. То есть вроде бы я уже много раз писал сценарии комиксов, но всякий раз творческая задача чем-то отличалась. Поэтому приходится снова и впервые каждый раз изобретать велосипед.
— Мои комиксы выпускают издательства комиксов. Иногда они вкладывают свои деньги, иногда организуют краудфандинговые проекты, в которых издание авансом оплачивают читатели. Некоторые проекты я публиковал на собственные деньги, например, Your Own Personal J***S или комикс-адаптацию поэмы Есенина «Анна Снегина», потому что это во многом артхаусные работы. А сейчас я все чаще работаю на заказ, то есть пишу сценарий за деньги в составе команды.
— Творчеством я всегда занимался по зову сердца, а не ради наживы. Я искал признания, а не денег. Включение в лонг-лист – это тоже своего рода признание. Мои произведения не раз попадали в лонг-лист премии «Лицей», а это одна из самых заметных и престижных премий для молодых писателей с серьезным денежным призом. Я участвовал во множестве небольших конкурсов и в некоторых выигрывал, преимущественно, кстати, со стихами. Но там нечем похвастаться: некоторые конкурсы так и не дотянули до издания сборников, а это, собственно, и было призом. Что касается обратной связи, то я стараюсь следить за отзывами на мои книги, но со временем становится труднее это делать: много всего выходит, какие-то отзывы я просто не замечаю. Но отзывы – это своего рода топливо, воспоминания о добрых словах помогают пережить минуты сомнений в себе, а на творческом пути они, увы, нередки.
— Обо мне иногда отзываются как о «сложноватом» и «жестковатом» авторе. Что касается «сложноватости», то воспринимаю это как комплимент. Было бы, наверное, хуже, если бы обо мне говорили, как о простоватом и мягковатом авторе. «Сложноватым» меня считают за мою любовь к постмодернизму. Мне нравится создавать сложные сюжеты со множеством кросс-культурных отсылок и несколькими концовками (в романе «Белый человек» две концовки, в комикс-адаптации — пять). А вот «жестковатым» меня считают зря. Дело в том, что мой дебютный роман «Острова блаженных» не содержал в себе каких-то шокирующих элементов, но из-за строгости маркировки книг в нашей стране возрастной рейтинг у него 18+. Он ставится, если в книгах описано курение, алкоголь, даже если речь идет о неуважении к родителям, то уже будет 18+. Поэтому комикс «Розовый слон» с достаточно «детским» содержанием все равно 18+, потому что следователь в нем курит трубку. Поэтому, когда я писал «Белого человека», я решил использовать возможности рейтинга 18+ по максимуму, ведь все равно получил бы этот рейтинг. «Белый человек» (и роман, и комикс по нему) стал одним из самых популярных моих произведений. Возможно, как раз поэтому. Но после «Белого человека» пришлось даже прибегнуть к своеобразному литературному «детоксу»: я написал детскую сказку «Зеленый рыцарь спасает принцессу». Вот у нее был рейтинг, кажется,6+. Наконец-то!
— Сейчас отличное время для отечественных комиксов. Да, комиксов Marvel и DС в книжных и комикс-шопах станет меньше, но манги и русских комиксов будет еще больше. Люди привыкли к этому формату, поверили в русских авторов, у некоторых авторов уже сложилась большая фан-база и их даже признают за рубежом. По отечественным комиксам уже снимают фильмы. Русские комиксы – это больше не экзотика, а часть жизни. Молодые авторы впервые издают свои комиксы в ЭКСМО и АСТ, а не в небольших независимых комикс-издательствах. Я и на себе почувствовал, что ветер переменился: за прошлый год я написал десять сценариев на заказ, что для меня своего рода рекорд. И я могу сказать, что девиз «Русскому комиксу быть!» уже устарел. Он преобразился в «Русский комикс есть», и с этим надо считаться.
Справка
Александр Кондратьев (г. Москва) – писатель и сценарист комиксов, автор пяти романов («Острова блаженных», «Образ зверя», «Белый человек», «Нет покоя голове в венце», «Одинокая женщина не желает знакомиться»), семи серий комиксов («Розовый слон», «Белый человек», Your Own Personal J***S, «Поэты Серебряного века», «Русы против ящеров», «Надя и ВДНХашка», комиксы по истории России), ряда комикс-адаптаций («Меч без имени» Андрея Белянина, «Профессия: ведьма» Ольги Громыко, необъявленный проект по одному из романов Сергея Лукьяненко), двух поэм («Метро» и «Плохие новости») и многих других текстов. Кроме творчества, Александр посвящает свое профессиональное время преподаванию – с 2023 года ведет курс сценарного мастерства в университете Синергия.
Наш собеседник – в ТОП-5 непопсовых российских писателей по версии sncmedia.ru (2016), неоднократно входил в длинные списки премии «Лицей»: в 2018 с поэмой «Метро», 2020 с романом «Одинокая женщина не желает знакомиться» и в 2022 – с поэмой «Плохие новости». В 2019 году комикс «Белый человек» вошел в шорт-лист лучших российских комиксов по версии фестиваля «КомМиссия».