«Здесь я научилась быть собой»
Алиса СКОБЕЛИНА – самая юная участница Литературного театра «Шишковки». Она влилась в творческую команду в 13 лет, и за 5 лет сыграла почти во всех постановках. Какую роль сыграл наш театр в жизни девушки, зачем он нужен и что такого особенного в «Шишковке» для молодых людей? Об этом, а также о том, как литературой и творчеством можно воспитать себя, о волнении и о том, чем Литературный театр может стать в вашей жизни, поговорили с Алисой – теперь уже студенткой Томского государственного университета.
— Мне было 13 лет, когда я впервые попала в «Шишковку» — мы с бабушкой пришли на «Открытую библиосреду». Тогда одной из площадок проекта был «Театр на траве» – что-то вроде школы актерского мастерства, где Наталья Яковлевна (Н. Я. Сычева – руководитель Литературного театра библиотеки, прим. ред.) учила всех желающих разным приемам. Мне понравилось, я проходила все лето, и Наталья Яковлевна предложила мне остаться в театре. Я и осталась. Первый мой спектакль – по стихам Бориса Рыжего «Я всех любил. Без дураков», мы к нему очень долго готовились. Сначала мне было некомфортно – я была единственным ребенком среди взрослых, странно быть среди взрослых теть и дядь. Но я быстро поняла и почувствовала, что коллектив состоит не из мудрых старцев, которые хотят научить тебя жить – это свободные творческие люди, с которыми мне хорошо вместе. Со временем мы все очень сблизились и прекрасно общаемся, не смотря на разницу в возрасте. Нас всех связывает творческая жилка, которой возраст не мешает совсем!
Стихи Рыжего – материал не для подростка, конечно, но я очень много читала эти стихи и постепенно вникала, и еще мне помогала Наталья Яковлевна – и понять суть спектакля, и научиться в нем работать. Она занималась со мной отдельно, все мои стихи мы репетировали только вдвоем и уже ближе к спектаклю начались для меня совместные репетиции со всеми участниками.
— Литература всегда была любимым предметом в школе, я всегда много читала – это было фактором, который привел меня в Литературный театр. Я хотела узнавать новых авторов, алтайских в том числе – потому что где я еще с ними познакомлюсь? И мне всегда нравилось читать стихи. Однако, придя в театр, я поняла, что не так гениально я их читаю, как мне всегда думалось! А еще у меня были проблемы со стрессоустойчивостью и памятью, выступать мне всегда было страшно и неприятно. В театре я смогла это перебороть, каждая постановка воспитывала меня: я поставила себе задачу добиться того, чтобы любое выступление на публике было для меня штатной ситуацией. И сейчас мне абсолютно комфортно и нравится не только репетировать и узнавать каких-то новых авторов, но и играть! И в жизни стало намного легче. Благодаря театру обрела раскрепощенность, и это помогает мне выступать с докладами, быть ведущей (Алиса – журналист газеты «САМИ», прим. ред.), у меня теперь более или менее поставленная речь, я могу говорить громко, четко и внятно – в работе ведущей это очень важно! Да и просто докричаться до кого-то намного проще!
— Занятия в Литературном театре расширяют кругозор, формируют и развивают вкус, дарят прекрасных людей. Даже безотносительно каких-то своих творческих занятий – ты тут познакомился с Шишковым, почитал его, а потом едешь по Чуйскому тракту и совсем другими глазами на него смотришь – вот тут ездил тот парень и придумывал, как все должно быть и вот оно как прекрасно получилось… Это же интересно, это делает тебя круче и твой мир интереснее – и самого тебя интереснее. Ты учишься видеть метафоры в окружающем мире – и это чудо.
— Я не всегда волнуюсь перед спектаклем. Многое зависит от того, какой общий настрой коллектива, как я спала накануне, какую музыку послушала, да и сам спектакль. Если волнуюсь, сижу и вгоняю в себя мысль: ах, какая невероятная я сейчас сижу на стуле, как много я понимаю и знаю, скажу вот сейчас одну строчку и все поймут, какая я невероятная! Но руки и ноги все равно трясутся, поэтому, когда я играю что-то сидя, мне комфортнее.
— Для меня сложными спектаклями были «Дядюшкин сон» по Достоевскому и «Наш Вильям» по произведениям Озолина. В «Сне» у меня всего одна реплика, но я в самом начале должна задать всем настроение, я там кричу в самом начале. Это ответственность! А в постановке по стихам Озолина режиссер мне дал очень сложное стихотворение. Всем нормальные достались, а мне без единой рифмы! Я долго негодовала на режиссеров. Это было как-то нескладно, ужасно просто. Зато как прекрасно я себя чувствовала в спектакле «Это вам говорю из Парижа я….» (спектакль по стихам поэтов-эмигрантов, стихам, песням и воспоминаниям Александра Вертинского, прим. ред.)! После него было настоящее ощущение триумфа. И сам спектакль прекрасен и ситуация там была, в которой я здорово подстроилась. Передо мной Оля (Ольга Зенкова – участница Литературного театра, прим. ред.) читала стихотворение и забыла на середине текст, а я встала и начала его читать, повернув все как-то очень красиво и логично, почему это именно так нужно. Вовремя вступила и никто не понял, что Оля забыла слова, все было очень органично – как будто так и надо! Я невероятно собой гордилась! Эта постановка, спектакль по Рыжему и Шпаликову (спектакль «Обнимаю нежно. Гена» по произведениям Геннадия Шпаликова, прим. ред.) – большие, настоящие спектакли, над которыми долго работали, в которые столько всего вложено – они невероятно чудесные. Я бы хотела еще раз сыграть их, пережить те чувства, еще больше что-то понять о тех людях…. Это мои любимые спектакли!
— Я никогда не зову на спектакли маму и бабушку, но они каким-то чудом узнают и приходят. Я благодарна им, но это каждый раз такой стресс! Мне всегда неловко перед ними, — в отличие от того, когда передо мной зал незнакомых совершенно людей. Мамины и бабушкины глаза смотрят только на меня, а не на спектакль в целом, это ужасное ощущение! С друзьями история другая. Их я зову на все, в чем мне нравится играть, а когда не зову – они сами узнают из анонсов библиотеки и приходят. Мне всегда очень хорошо, что они сидят в зале, они не так пристально, как мама и бабушка, на меня смотрят и мне не стыдно, а приятно.
— Наши режиссеры умные и хорошие люди, у нас отличные отношения в коллективе, никогда не было такого, чтобы кто-то кричал – за исключением одного раза, когда я проспала репетицию и Наталья Яковлевна звонила мне и очень выразительно объясняла, что я неправа и прямо сейчас подвожу всю команду. В остальном — мягкие и приятные люди! Они и все это – репетиции, спектакли – натолкнули меня на мысль о том, чтобы самой стать режиссером. Я надеюсь, во мне со временем будет больше мягкости и терпения – перед моими глазами образ Натальи Яковлевны и я научусь быть такой, как она! А пока, организовывая какие-то мероприятия, я веду себя с людьми по-скотски: кричу на них.
— Мне очень жаль уходить из Литературного театра. Я буду скучать по репетициям и спектаклям, но самое главное — по этим людям, которые научили меня быть собой, не стесняться, громко говорить, играть. Мне будет не хватать всех, и, в первую очередь, Натальи Яковлевны, которая знает всю мою жизнь и всегда во всем поддерживает. Будет не хватать Гали и ее песен – она же как поет! Я абсолютно уверена, что то, как оно поет, нужно всем. Уверена, что после спектаклей люди гуглили эти тексты и искали песни, чтобы слушать еще и потом. Но так, как Галя, никто не поет, и наслаждаться надо ее исполнением! Одна только «Ночь как ночь» (на стихи Б. Рыжего, прим. ред.) как прекрасна, — найдите ее срочно в ВК «Шишковки» и наслаждайтесь: это просто чудесно и невероятно прекрасно!
— Часто говорят, что молодежь какая-то не такая, ничего не читает и ничего ей не надо. Если слышите такое – значит, эти «аналитики» не видели реальных живых молодых людей. Многие мои сверстники – увлеченные люди, они читают, стараются делать что-то сами – писать, рисовать…Это люди с амбициями, которые для своего возраста уже многое умеют и это очень даже «такая» молодежь! Просто некоторые еще не нашли свое дело или увлечение, не нашли свой коллектив. Точно говорю, что многое можно найти в библиотеке! Я, когда сюда попала, очень удивилась, что такое бывает. В моем районе библиотека – это просто книжки и старая женщина, а тут, в «Шишковке»…это отдельный мир, где много всего и все оно удивительное и интересное, к чему можно присоединиться и получить радость. Я счастлива, что попала сюда, все эти годы рассказываю всем, как тут здорово. Всем активно советую идти сюда – в библиотеку. Очень ценю время, которое здесь провела и опыт, который приобрела. Очень люблю людей, которых здесь встретила.
5 фактов из жизни
- Алисе было очень страшно узнавать результаты ЕГЭ по литературе – самому сложному экзамену, который она сдавала. «Поэтому утром, когда они пришли, я вылетела из дома в пижаме и побежала в «Шишковку», чтобы Наталья Яковлевна и Галя посмотрели баллы за меня и, если что, утешили. Утешать не пришлось: 96 баллов!»
- На выпускном в детском саду, когда всех спрашивали, кем они хотят стать, когда вырастут, Алиса уверенно заявила, что хочет стать фермером. Пока не случилось, но «до сих пор мечтаю научиться кататься на лошади и пасти коров, мне кажется, в этом и есть истина всего бытия».
- В 8 классе Алиса с лучшей подругой решила снимать видеопоздравления каждому однокласснику на день рождения. «Несмотря на отсутствие опыта и соответствующих умений, у нас получались удивительно хорошие для восьмиклассниц работы. Именно после этого я заинтересовалась съемкой, два раза участвовала во Всероссийском фестивале молодежного и семейного экранного творчества «МультСемья», один раз наша команда даже выиграла гран-при. До сих пор я увлекаюсь видео, и мои работы можно посмотреть на страничке ВК».
- Алиса любит посещать поэтические вечера и каждый раз удивляется, как много в Барнауле талантливых и творческих людей. Она и сама пишет стихи и иногда читает их перед молодыми и не очень поэтами в уютной камерной обстановке.
- В газете «САМИ» Алиса два года занималась литературной и театральной критикой. Благодаря этой деятельности полюбила театры и теперь плохо себя чувствует, если хотя бы раз в две недели не посмотрит какой-нибудь новый спектакль.