«Талант видно за версту»: известный писатель и руководитель Школы литературного мастерства Майя Кучерская проведет в «Шишковке» мастер-класс и творческую встречу

Майя Кучерская (Москва) – писатель, филолог, литературный критик и преподаватель литературного мастерства.
Первые критические публикации Майи Александровны увидели свет в 1990 году, а в конце 1990-х были напечатаны ее первые прозаические произведения. Творчество Май Кучерской признано как читателями, так и экспертами. Она – лауреат Бунинской премии (2006), «Студенческого Букера» (2007) и дважды была на Олимпе литературной премии «Большая книга». В 2013 году роман «Тетя Мотя» стал победителем в читательском голосовании, а в 2021 году биография Н. С. Лескова «Прозеванный гений» (вышла в серии ЖЗЛ и стала итогом 12-летнего труда) взяла «серебро» премии.
В сферу профессиональных исследовательских интересов Майи Кучерской входят массовая культура и литература XIX и середины XX века, мифология массового сознания, средневековая литература, современная русская проза.
В настоящее время Майя Кучерская – руководитель программы «Литературное мастерство» в Высшей школе экономики, руководитель Школы литературного мастерства Creative Writing School, профессор факультета филологии.
В 2023 году Майя Кучерская – гость фестиваля книги
Готовясь к встрече с читателями Алтая, Майя Кучерская ответила на несколько наших вопросов.
– В 2014 году, в ходе проекта «Большая книга. Встречи в провинции», вы побывали на Алтае. Какие были впечатления и есть ли какие-то ожидания от встречи с читателями сейчас?
– Это была замечательная поездка, полная тепла тех, кто нас принимал, читательской любви и интереса. И, конечно, красоты. Мы побывали в разных уголках Алтая тогда, была ранняя осень – помню, мы собирали цветочки неподалеку от Сросток. Еще запомнилось, что на встречах в Барнауле было очень много молодежи. В общем, жду-не дождусь повидаться снова. От читателей сегодня жду вопросов, буду отвечать на все, про что спросят.
– Некоторые литераторы спустя какое-то время после публикации произведения говорят, что сейчас (спустя год-два-три) бы написали совсем иначе. Кто-то вносит коррективы при переиздании, стремясь это «иначе» реализовать. Как с этим у вас?
– Стараюсь старых вещей при переизданиях не трогать. Зачем? По-новому напишу новые. Но такие книги, как биография Лескова, требует мелких поправок, там очень много фактов, неточности неизбежны, и вот в этой книге я всегда в переизданиях буду, наверное, поправлять.
– Вы 12 лет отдали этой биографии. Почему она так важна была для вас – и, как вы считаете, для кого она станет ценной и важной в смысле читательского круга – кто эти люди, какие они?
– Лесков – недооценен, недопрочитан, недопонят. Его литературная судьба во многом трагична. Вместе с тем он действительно гений, в своих рассказах часто вроде бы незамысловатый, но на самом деле постоянно ускользающий от прямых оценок и филологического анализа. И один из самых независимых и смелых писателей в русской литературе. Экспериментатор, дедушка русского модернизма, ну, как такого не полюбить? Я писала не только о судьбе Лескова, но и о том воздухе, среде, которая его сформировала. Тем, кому хочется вдохнуть тишины русской провинции 19 века, разобраться, какой была не парадная сторона литературы второй половины того же века, и как наш герой работал с реальностью, источниками – то есть всем любителям русской классики, учителям, преподавателям эта книга должна быть интересна.
– В последние годы биографии вошли в читательскую моду – как вы полагаете, с чем это связано?
– Следить за историей чужой жизни всегда интересно. Мне кажется, биографии никогда особенно из моды и не выходили – судя по популярности старинной серии «ЖЗЛ» уж точно.
– Любого ли можно научить литературному, писательскому мастерству? Как молодому человеку понять, что его фанфики могут стать чем-то большим – или не могут? Вообще можно из писателя фанфиков стать достойным, настоящим литератором? Если да – что для этого нужно, кроме правильного педагога?
– Авторы фанфиков иногда пишут замечательно и могут стать писателями. Но для этого хорошо бы ответить себе на вопрос: я действительно этого хочу – быть профессиональным литератором? Полуголодного существования, потому что гонорары не кормят, молчания вокруг своих текстов, потому что большая часть написанного остается неотрецензированной – ради чего?
– «Начинать никогда не поздно» – это относится к освоению литературного мастерства?
– И да, и нет. Начинать прозу в определенном смысле хорошо бы чем позже, тем лучше. Когда есть опыт, понимание людей. Но учиться писать, разминать язык, навыки рассказывания истории лучше в молодые годы, когда ты еще гибок и восприимчив ко всему.
– Есть ли однозначные сигналы, что этот студент – потенциальная звезда литературного небосклона?
– Есть сигналы о таланте. Талант видно за версту. Но станет ли его обладатель звездой предсказать невозможно. Слишком от многих обстоятельств это зависит.
– Сейчас каждый сам себе литературный критик и безграмотные блогеры нередко куда более авторитетны у широких масс, чем профессиональный критик. Это закономерный ход жизни? Почему читатели охотно следуют рекомендациям блогеров, а не профессионалов? Может, отчасти дело в том, что профессионалы плохо пишут о литературе?
– Это большой и важный вопрос. Для процветания профессиональной критики нужны институции – множество, именно множество площадок! Журналы, газеты, интернет-ресурсы. Таких площадок с каждым годом все меньше и меньше. Блогеры часто совсем не безграмотны, особенно когда в книжные блогеры идут люди с филологическим образованием, и они уж точно более мобильны и свободны, могут говорить и писать, что считают нужным. Просто хорошо, когда присутствует разнообразие, есть и критики, и блогеры, и филологи, пишущие о современной литературе.
Ждем участников мастер-класса и гостей творческой встречи в «Шишковке» 25 марта. И благодарим партнеров, которые в этом году помогают нам провести фестиваль