Давайте что-то предпринимать
С начала 1990-х в стране со скоростью грибов после дождя формировался новый класс – предприниматели. Прежде всего, развитие получила торговля всех мастей, но довольно скоро стали появляться первые производства, — микроскопические, образуемые с нуля или же крупные, переформатированные из бывших советских заводов. Движение не могло остаться не замеченным в библиотеке. Но бизнес возникал куда быстрее, чем книжки в фонде по этой теме, и предпринимателям, увы, особо поживиться тут было нечем. Однако упускать новую аудиторию не хотелось, и вот, после мягких «надо бы с ними как-то поработать» родилась в администрации библиотеки жесткая директива: привлекать потенциальных читателей. Профильным был отдел патентно-технической и экономической литературы: там и фонд ближе всего к предпринимательским нуждам, и аудитория отчасти сформирована: библиотекари уже давно делали подборки, выставки по перерабатывающим производствам, преимущественно – патенты, на которые всегда был спрос. А вот литературы прикладного характера в фонде (да и в стране) не было: свежеиспеченным бизнесменам нужно было другое, нечто вроде «что производить из опилок, чтобы заработать миллион». Но даже с учетом невозможности что-то предложить, в 1994 году библиотекарям велено было «что-то предпринимать». Руководство взяло ПТО в ежовые рукавицы и направляло сотрудников на предприятия: для начала – «изучить рынок». Библиотекари воспользовались телефонными справочниками, рекламными сообщениями и личными контактами, составив список, отправились «интервьюировать потенциальных клиентов». А бизнес начала 1990-х – это вам не нынешние увешанные дипломами МВА холеные господа с изящными манерами. Тогда библиотекарь приходила в этакое складское помещение, где у дверей – упакованная в кожу охрана с бритыми затылками, а в кресле – точно такой же, только цепь на шее потолще. И вот как-то надо было пригласить такого человека в библиотеку (!) и узнать у него, какие бы книги (!) он хотел по своему профилю почитать! «Где я и где читать», — было в глазах потенциальной аудитории… Однако участие в конференции предпринимателей малого и среднего бизнеса позволило получить действительно ценные данные и еще более ценные контакты. И медленно, но уверенно, обращения бизнес-аудитории начали увеличиваться.
Тем временем, в Барнауле была организована школа экономики, где повышали уровень руководящих работников разных предприятий. Руководитель пришел за помощью в родную библиотеку: мол, что ж мне с ними делать то? Библиотекари развернули весь возможный пасьянс: можем выставку литературы по теме сделать, обзор подготовить… Так и пошло: библиотекари посещали каждое занятие, для которого подбирали все, что можно было найти, включая вырезки из периодики. Труд проделывался предельно кропотливый: библиотекари брали единственное, что было в фонде по нужной сфере, — как правило, учебники (например, по переработке чего-нибудь), и по списку литературы, которая была использована при его написании, выискивали нужные издания и заказывая их через межбиблиотечный абонемент. Довольно скоро в фонд стала поступать долгожданная литература, и библиотеке уже стало намного проще завлекать бизнес-сообщество: появились козыри. Параллельно укрепились отношения с региональным отделением ВОИР: пто-шники зазвали их на свою площадку для проведения заседаний, на которые тогда начали подтягиваться заводские патентоведы, озадаченные в ту пору поиском того, на производстве чего можно заработать тот самый миллион…
Параллельно с собственно библиотечной работой вели рекламно-информационную, пропагандируя свои возможности. Те годы прошли в очень тесном сотрудничестве с краевым радио: рубрики «В досье бизнесмена» и «Бизнес-час» с обзорами литературы по экономике и предпринимательству звучали часто и громко. Но, рекламируя «Шишковку», библиотекари тосковали от необходимости заниматься этой непрофильной деятельностью. Им хотелось заниматься фондами, увеличивать их актуальной литературой и в современных, комфортабельных залах принимать читателей. То есть заниматься не маркетингом, а исключительно библиотечной работой. Не один год понадобился для перестройки сознания, — уж плохо это или хорошо…
Постепенно начали выходить напрямую на заводы и делали там обзоры литературы, активно работали на действующей тогда ВДНХ. Примерно с 1995 года ПТО стал сотрудничать с «Алтайской ярмаркой»: познакомившись с Андреем Олишевским, библиотекари «проникли на его территорию», на каждую выставку во Дворце спорта ставя в уголочке свои стенды с книгами в тему. К стендам ставили молодых-красивых девочек, которые, и сидя в углу, умудрялись приковывать внимание посетителей: сначала к себе, а потом уже и к книгам. И постепенно работа дала свои результаты: предприниматели пошли в библиотеку. Сами! Одними из первых стала фирма «Интер», которая тогда перепрофилировала производство под выработку подсолнечного масла. Библиотекари долгие годы помогали предприятию, а «Интер» не раз и не два приходил не только за книжками, но и с продукцией: разливали для библиотекарей половниками масло по банкам-бутылкам, бесплатно. Это было очень кстати, когда зарплату не платили по полгода…
Так постепенно, через порой весьма существенные тернии, библиотека все же сформировала предпринимательскую аудиторию. Вплоть до 2005 года многие бизнесмены, не имея времени изучать нужную литературу в читальном зале, заказывали копирование, — на грани соблюдения закона им копировали издания почти целиком. Ну а дальше вы знаете: интернет открыл доступ ко всему в удобное для пользователя время. Кстати, сейчас современные деловые люди тоже пользуются возможностями «Шишковки»: штудируют наши книги в электронной библиотеке. Те, которые в других местах можно получить преимущественно за деньги. А у нас бесплатно. Как всегда.