Skip to main content

«Вечный двигатель: история продолжается»

В ноябре приглашаем на выставку «Вечный двигатель: история продолжается», посвященную одной из «вечных» проблем науки – Perpetuum Mobile. На выставке представлены источники по истории и проблематике этой темы, а также заявки на изобретение подобных механизмов.

Несмотря на то что так называемый вечный двигатель не существует и существовать не может, изобретатели мира до сих пор не оставляют идею создания такого механизма. История попыток его создания очень интересна. В ней фигурируют самые разные люди – ученые и проходимцы, короли и ремесленники, архитекторы и богословы, бизнесмены и священники, мужчины и женщины.

Первый вечный двигатель был придуман почти 9 веков назад. Индийский математик и астроном Бхаскара II предложил крепить к колесу сосуды с ртутью, изогнутые таким образом, чтобы во время вращения она перетекала из одного конца емкости в другой. По его замыслу, колесо крутилось бы постоянно. Леонардо да Винчи заинтересовался идеей вечного двигателя, создал несколько чертежей… и объявил о том, что ни один такой аппарат работать не будет.

В 1610 г. нидерландский изобретатель Корнелиус Дреббел построил первые механические часы с автоподзаводом от перепадов атмосферного давления. Машина, представлявшая собой золотой глобус и показывавшая не только часы, но и даты с временами года, по меркам того времени казалась настоящим «вечным двигателем».

В 19-м веке увлечение вечными двигателями несколько спало – наука шла вперед, поэтому такие устройства все чаще становились инструментом обмана. Так, американец Чарльз Редхеффер за 1 доллар показывал всем желающим сложную маятниковую машину вечного движения – правда, через зарешеченное окно. Еще один американец – Джон Кили заявил, что энергию можно извлекать из эфира за счет вибраций камертона. Его обвиняли в мошенничестве и даже в колдовстве, но ловкач умудрился 27 лет дурачить инвесторов, выманивая у них деньги на построение промышленного образца двигателя…

Лишь в 1775 г. Парижская академия наук перестала принимать патентные заявки на подобные устройства. Затем патентные службы разных стран одна за другой закрывали двери перед заявками на вечный двигатель. И вместе с тем вечный двигатель занимает место на страницах научных и технических энциклопедий. Без анализа проблемы вечного движения не обходится ни один учебник физики, механики, термодинамики.

  1. Бродянский, В. М. Вечный двигатель – прежде и теперь : научно-популярная литература / В. М. Бродянский. – М. : Физматлит, 2001. – 260 с.
  2. Гампсон, В. Парадоксы природы : книга в помощь юношеству для объяснения явлений, по-видимому, противоречащих повседневному опыту / В. Гампсон, К. Шеффер. – М. : URSS ; Б. м. : ЛИБРОКОМ, 2010. – 199 с.
  3. Дживелегов, А. К. Леонардо да Винчи / А. К. Дживелегов. – М. : Искусство, 1998. – 157 с.
  4. Ивановский, М. П. Золотое правило : о «вечном» двигателе и об Архимеде / М. П. Ивановский. – Москва : Детгиз, 1959. – 63 с.
  5. Каку, М. Физика невозможного : научное издание / Митио Каку ; пер. с англ. Наталья Лисова. – М. : Альпина нон-фикшн, 2012. – 454 с.
  6. Михал, С. Вечный двигатель вчера и сегодня / Станислав Михал. – М. : Мир, 1984. – 255 с.
  7. Пекелис, В. Д. Истории о «ненужных» открытиях / В. Д. Пекелис. – Москва : URSS ; [Б. м.] : ЛЕНАНД, 2018. – 270 с.
  8. Просветов, Г. И. История техники : учеб.-практ. пособие / Г. И. Просветов. – Москва : Альфа-пресс, 2017. – 167 с.
  9. Стародумов, М. Самые популярные изобретения из прошлых веков, актуальные сегодня, или Кто придумал первого робота / Михаил Стародумов. – Москва : Центрполиграф, 2021. – 382 с.
X