«Надо искать, где щелкнет»
Из трех сезонов проекта «Энергия знаний» самым ярким и популярным блоком стали лекции по палеонтологии, которые прочитала Анна ПАУТОВА — азартный просветитель, предприниматель, основатель и глава образовательного кластера «Растем вместе», обладатель четырех дипломов о высшем образовании, активный общественный деятель и мать четырех сыновей. Поговорили с Анной о просвещении: что не так с Барнаулом, нужно ли окультуривать насильно и о разных путях «к свету знаний». А еще про эмоциональную отдачу, палеонтологию, книги и, внезапно, про банку с огурцами и стаканы.
— Когда я погрузилась в тематику палеонтологии, поняла, что тут сплошное белое пятно в сознании жителей региона и решила, что это не очень правильно. Ведь там есть совершенно потрясающие вещи, они не могут быть не интересны! Но в крае об этом не говорят, не гордятся, глубоко не исследуют, а если исследуют, то это сугубо научный подход, далекий от широкого круга людей. А мне так хочется делиться, хочется, чтобы всем было интересно, чтобы были яркие впечатления и что обсудить вечером дома, кроме новостей политики и школьных оценок. Поэтому я окунулась во все это с головой! Нет, я не думаю категориями вроде «никто кроме нас», я просто беру и делаю. Потому что это интересно, важно. Потому что в моей картине мира нет состояния «посидеть на диване». Опыт с лекторием, который так удачно продолжился выставкой в краеведческом музее, получился сильным. Были лекции, после которых я летала, и были такие, после которых лежала и в сумме эмоциональная отдача от проекта породила определенного червячка тщеславия, конечно. А вдруг для кого-то это будет только началом? Вдруг кто-то под влиянием этих лекций начнет копать глубже и вообще выберет профессию, связанную с этой темой? Я как педагог знаю, какое это совершенно невероятное чувство, когда под твоим влиянием кто-то определяет свой путь! Но я не думаю об этом долгими зимними вечерами, мне просто хочется людям «дать в руки удочку», зажечь их. А уж на час или куда больший срок – дело второе.
— Мое увлечение палеонтологией приняло такие формы и масштабы, каких я совершенно не ожидала. Все пришло к тому, что сформировалась четкая идея книги, даже есть понимание, как и где ее издать, есть наставник, который в палеонтологии умнее и круче меня в сотни раз, вовсю пишутся заметки… В общем, звезды встают и, думаю, еще чуть-чуть и они встанут окончательно. А пока я в состоянии ожесточенной борьбы со своим перфекционизмом: а кто ты вообще такая, чтобы книжку писать? Но вот хожу порой по книжным магазинам и вижу, что сейчас издают… И тогда думаю, что не такая уж я пустая Аня Паутова! Может, не на эту полку бы моя книга встала, но вот на эту…Может, на школьную библиотеку можно претендовать?! Я, на самом деле, сейчас все это впервые вслух произношу, про книгу. Теперь точно назад дороги нет, да?
— В Барнауле в смысле какого-то просвещения не хватает всего. Нет постоянно действующих площадок и поддержки этим площадкам, потому что бесконечно на одном энтузиазме все существовать не может. Необходимо финансовое содействие тем людям, которые вдыхают жизнь в эти площадки и проекты! Нельзя сказать, что в Барнауле ничего не делается – нет именно системной работы. Что-то есть в системе образования, что-то в библиотеках и музеях, но все равно это не те площадки, чтобы на постоянной основе, всегда поддерживать интерес человека. Прошел проект, человек загорелся, заинтересовался – и куда ему дальше? И вот с палеонтологией мне сложно в этом смысле. Но что-нибудь придумаем!
— Есть мнение, что на все лектории, выставки и прочие просветительские проекты ходит одна и та же аудитория с активными запросами, а остальные сидят на диване, и потому вкладываться в развитие просвещения в городе, с учетом малочисленности интересующихся, бессмысленно. Но мне очень нравится метафоричный пример банки с огурцами. Мы все с вами – огурцы в банке, и то, что с нами происходит, зависит от состава рассола, который определяется отдельными компонентами. Как и сколько посолили, поперчили, чего еще добавили? Да, солить, перчить и лаврушечку добавлять – это труд. Но, пусть и не быстро, он дает результат. А вот если просто залить огурцы водой, они протухнут. Конечно, сколько лаврушки ни кидай, все с диванов не сползут. Но постепенно будет все больше людей заинтересованных в чем-то, стремящихся куда-то за чем-то новым и интересным. Мы никогда не знаем, от чего и в какой момент произойдет в голове тот щелчок, когда чего-то захочется иного, чем привычного дивана/телефона. Когда захочется провести свидание или выпускной не так, как всегда, в кафе, – а на городской экскурсии, например, или на квесте. Но надо создавать максимум возможностей для этого щелчка. Ты что-то придумал и к тебе пришли 50 человек. И важно, чтобы ты провел свою лекцию так, чтобы эти 50 рассказали своим знакомым о том, как было круто – и те тоже захотели прийти. И я уверена, что в этом вопросе вполне рабочая модель с насильственным просвещением и окультуриванием. Важно, конечно, не перегнуть палку и не вгонять культуру и свет знаний иголками под ногти. Но просто необходимо не ждать, когда ребенок дозреет до своего осознанного и конкретного запроса, — он может и не дозреть. Нужно показывать ему «рыбные места» и «давать удочку». Что-то оставит равнодушным, а что-то может украсить всю жизнь, раз и навсегда ее перевернуть. Надо пробовать, искать. Чем больше родители предлагают ребенку вариантов, тем больше шансов, что случится тот самый заветный щелчок и тем больше надежды, что аудитория сидящих на диване сократится.
— Мы живем в такое счастливое время, когда способов что-то узнать становится все больше и больше. Но если что-то в фильме, на лекции, мастер-классе или в чьем-то посте в Инстаграм тебя всерьез зацепило, ты рано или поздно придешь к книге (в печатном, электронном или аудиоформате – не важно). Как бы ни развивался мир, а потребность углубиться в тему никак не решается без книги, ведь любой лекционный курс или тематический паблик не всеобъемлющи. Если ваш стакан наполовину пуст, вы будете искать, как его наполнить и придете к книге. Но если вполне достаточно наполовину полного стакана, то вполне может хватать и тематического паблика в том же Инстаграм – почему нет?
— Для меня книга важна, и хотя все больше читаю электронные, много покупаю и бумажные книги, особенно по палеонтологии сейчас. И есть у меня такая особенность: если книга понравилась, то оторваться от нее я не могу. Запросто закажу пиццу вместо приготовления домашнего обеда – лишь бы время на чтение освободить! И зная это за собой, стараюсь дозировать чтение в своей жизни. На новогодние каникулы всегда запасаюсь книгами. Причем, предварительно люблю открывать по паре страниц, чтобы расставить приоритеты и чтобы мы с книгами друг друга ждали. Стараюсь читать в поездках. Вот недавно я поехала в командировку, и в день отъезда на ЛитРес вышел «Эшелон на Самарканд» Гузели Яхиной. Так я всю ночь в поезде не спала – читала!
5 фактов из жизни
- Первые книги, которые в детстве по-настоящему вовлекли Анну в чтение – «Земля Санникова» Владимира Обручева, «Таис Афинская» Ивана Ефремова и «Два капитана» Вениамина Каверина. «Читала их раз 50, не меньше, знала наизусть. И совсем недавно выяснила, что и Обручев, и Ефремов – палеонтологи! Уже тогда жизнь меня потихоньку вела к теме, которой я сейчас увлечена с головой».
- Анна Паутова никогда не скачивает в интернете что-то бесплатно, если это не предлагают сами создатели: «Авторы и издатели должны получать за свой труд вознаграждение, иметь стимул для того чтобы творить дальше».
- В числе произведений современной отечественной прозы, которые оставили наиболее сильные впечатления у нашего собеседника, значатся «Женщины Лазаря» Марины Степновой, «Зулейха открывает глаза» Гузели Яхиной и «Тобол» Алексея Иванова.
- Образовательному кластеру Анны Паутовой — 17 лет, и сейчас это единственный такого рода формат в России, работающий от беременности мамы до окончания ребенком школы.
- На палеонтологию Анна «подсела» в 2017 году: «Я была туристом у водопада Шинок, и гид, зная, что я биолог, попросила посмотреть, «что это за штуки». Я глянула, — а там шикарный окаменелый коралл! И их там множество, просто так лежат! Ну и все, дальше как в тумане».