Skip to main content

«Вкус, знакомый с детства»: к 55-летию со дня образования ОАО «Кондитерская фабрика»

Предприятие «Кондитерская фабрика, расположено в старой части Барнаула, на улице Льва Толстого. Ее производственные и административные здания несколько теряются в длинном ряду магазинов и магазинчиков, поэтому многие жители краевого центра даже и не подозревают, что ходят по улице Толстого мимо «сладкой обители».

На цветном логотипе фабрики кроме изображения четырех конфет есть еще и надпись «Старая кондитерская фабрика». Слово «старая» появилось здесь недавно и не является частью официального названия предприятия. «Старая — статус, скорее, народный. Когда в Барнауле начала работать новая кондитерка, эту фабрику автоматически стали называть старой. И нас, потребителей, это вполне устраивает. Потому что в сознании это название ассоциируется с фразами „Старый друг лучше новых двух“, „Старое доброе качество“ и так далее».

Летопись предприятия целенаправленно никто не вел, поэтому о его истории известно не так уж и много. «Кондитерская фабрика» была создана в 1965 году на базе городского пищекомбината. Это было самое крупное кондитерское производство в крае, однако его мощностей в то время не хватало для обеспечения сладостями даже жителей Барнаула, не говоря уже о всем населении Алтая.

В истории «старой кондитерки» есть несколько важных страниц. Например, открытие в 1989 году фабрики «Алтай». Говорят, что тогда многие ценные специалисты перешли на новое кондитерское предприятие. А к началу так называемых рыночных реформ «старая кондитерка» пришла с практически полностью изношенным оборудованием. К этому добавились и объективные трудности: снижение покупательского спроса привело к тому, что среднее потребление кондитерских изделий в регионе резко сократилось с почти 20 кг до 8,5 кг на одного человека. Наконец, российские предприятия, и «Кондитерская фабрика» в том числе, столкнулись лицом к лицу с ведущими мировыми производителями сладостей — «Nestle», «Cadbury», «Mars». А в начале 90-х годов интерес к незнакомым, но очень сладким торговым маркам, был чрезвычайно велик.

«Птичье молоко» — наш конек»

Первым, что вошло в рамки новой стратегии «Кондитерской фабрики», стало сворачивание производства конфет в обертке. «Мы провели исследование рынка в области ассортимента, и пришли к выводу, что нам достаточно сложно будет соперничать с фабрикой „Алтай“ по такому направлению, как производство конфеты в обертке, — говорит Алексей Лемяскин. — Вообще фабрика „Алтай“ — это еще половина нашей беды. В регион пришли „Красный октябрь“ и другие производители, которые „подкупили“ потребителя яркой, качественной оберткой. Покупатель клюнул на блестящий фантик, зачастую не отдавая себе отчета в том, что же находится внутри конфеты. Мы же решили сделать акцент на конкретные брэнды, нежели распылять силы и средства на все подряд».

Сегодня «Кондитерская фабрика» выпускает восемь видов конфет в коробках. Это «Птичье молоко», «Лунные», «Горянка», «Голубое озеро», «Метеорит», «Молочный ликер», «Салют» и «Свита в шоколаде». Плюс так называемые «восточные сладости» — зефир, мармелад, ирис, зефир в шоколаде, сливочная колбаска, которые продаются в магазинах на разновес.

О «Птичьем молоке» на фабрике говорят с особым трепетом. «Мы поняли, что эту конфету производить важнее, нежели какую-то другую, — говорит Лемяскин. — „Птичье молоко“ выпускается на нашем предприятии с 1972 года. Это наш „конек“. Именно эта конфета ассоциируется у покупателей с названием самой фабрики». Год назад очень успешно была организована реализация конфеты «Метеорит». Благодаря активному промоушену в декабре 2002 года реальный объем продаж «Метеорита» превысил запланированный в пять раз.

Теперь о том, что нас удивило на «Кондитерской фабрики». Во-первых, тот факт, что фабрика сознательно пошла на изготовление продукции с минимальным сроком годности. Так «Птичье молоко» может храниться не более 25 дней. С одной стороны, это несомненный показатель того, что при производстве этого продукта используются исключительно натуральные продукты, что и является показателем высокого качества. Но такая технология еще и сокращает срок годности. Отдельные производители активно используют при изготовлении «Птичьего молока» заменители, увеличивая срок годности, что делает эту конфету более привлекательной в глазах оптовиков и руководителей розничных сетей. Для «Кондитерской фабрики» минимальный срок хранения «коронной» продукции, на наш взгляд, создает определенные преграды в увеличении объемов реализации. В первую очередь, речь идет о реализации вкусных конфет в другие регионы страны.

Во-вторых, удивило нас то, что основные этапы производства не автоматизированы. Татьяна Пшеничная, заведующая производством «Кондитерской фабрики»: «У нас — полумеханизированное производство. Возьмем, например, зефир. В 1998 году мы его давили вручную через мешочки. Сегодня благодаря усилиям наших рационализаторов изготовление зефира ведется с помощью машин. Да, мармелад мы отливаем в формочки по-прежнему вручную. Потому что ставить сегодня автоматизированную линию просто нерентабельно. Но ручное производство дает важные плюсы в плане качества готового продукта».

В-третьих, как рассказал Алексей Лемяскин, на предприятии, где некоторые сотрудники работают по два-три десятка лет, социальная программа представлена только стандартными минимумом — заработная плата, оплачиваемые отпуск и больничный, медицинская страховка. Вот что говорит об ограниченной социальноей программе сам директор фабрики: «Если люди идут на работу, значит, она их устраивает. Если на предприятии нет людей, значит их что-то не устраивает. У нас пока не тот оборот, чтобы расширять социальную программу. Известен опыт алтайских предпринимателей, которые вкладывали деньги в социальную программу в то время, когда важнее было развивать производство, а потом эти добрые дела оборачивались против самого предприятия. Я, в принципе, согласен с теми, кто не увлекается социальной поддержкой. Дэйл Карнеги был великим меценатом, например, построил всемирную библиотеку в Нью-Йорке, но он никогда не давал своим работникам поблажек». «Директор несколько сгущает краски, если кому-то из сотрудников потребуется помощь, фабрика ему не откажет», — уточнил один из специалистов управленческого аппарата фабрики.

С прицелом на Новосибирск

Кондитерская фабрика, работая сегодня далеко не в полную мощность, в среднем выпускает в месяц 60 тонн продукции. Пик продаж приходится на новогодние праздники и на женский праздник 8 марта, когда объем реализации увеличивается примерно на 30%. На другие благоприятные периоды сильно рассчитывать «старой кондитерке» не приходится. Основные каналы реализации конфет — собственный фирменный магазин, розничные торговые сети и оптовики.

«Ситуация сегодня такова, — считает Алексей Лемяскин, — что в Барнауле мы взяли ту долю рынка, которую могли взять. Мы использовали различные маркетинговые варианты, но все говорит о том, что в краевом центре достигли предела. Надо выходить в соседние области».

В настоящее время барнаульские конфеты, произведенные на «Кондитерской фабрике», довольно успешно продают в краевом центре … новосибирцы. Речь идет об одном из супермаркетов в Барнауле, принадлежащем компании из столицы Сибири. Вполне логично предположить, что это сотрудничество могло бы развиваться и в самом Новосибирске. Во всяком случае, Алексей Лемяскин возлагает на региональное продвижение определенные надежды. Если продукция «Кондитерской фабрики» все же найдет своего покупателя в Новосибирске, это будет уже новая веха в истории «старой кондитерки».

X