«Чай – бодрящее наслаждение»
В январе в Центре поддержки технологий и инноваций начнет работу выставка «Чай – бодрящее наслаждение»: из цикла изобретения-юбиляры, посвященная изобретению компанией «Teekanne» в 1950 г. двухкамерных пакетиков, которые используются и поныне.
Как и многие гениальные вещи, чайный пакетик для разовой заварки был изобретен случайно. В 1904 году крупнейший производитель Томас Салливан решил, что отправлять потенциальным покупателям коробки с чаем слишком накладно. В поисках экономичной фасовки он и придумал маленькие мешочки. Получатели рекламной продукции также случайно заварили напиток прямо в мешочке, признав, что это очень удобно и практично.
Сначала мешочки шили вручную из тонкого натурального шелка с особым переплетением нитей, обеспечивающим быстрый доступ воды. Позже дорогой шелк заменили марлей. Изначально порция чая была рассчитана не на одну чашку, а на целый самовар или чайник. Массовому потребителю разовый чай в пакетиках стал доступен в 1929 году, когда чайные фабрики заинтересовались производством. Тогда же придумали машину для фасовки. Марлю заменили бумагой из волокон манильской конопли, а потом стали использовать более качественную фильтровальную бумагу.
Особой популярностью пакетированный чай начал пользоваться во время Первой мировой войны. Уже тогда известная компания Teekanne наладила выпуски и доставку чайных пакетиков на фронт. Солдаты оценили «чайную бомбу», и фирма начала усовершенствовать технологии. Внутрь пакета насыпали особо мелкое сырье. Листочки специально измельчают практически в пыль, чтобы обеспечить быстрое заваривание. Во время Второй мировой войны манильская конопля полностью была исключена из производства разовой упаковки. В целях экономии внедрили перфорированную бумагу без собственного вкуса и запаха. В пятидесятых годах прошлого века на рынке появился двухкамерный чайный пакетик с ниткой, пропускающий больше воды. Это изобретение принадлежит компании Teekanne. В результате чай заваривался быстрее и стал более насыщенным. Пакетированная заварка популярна в поездах, офисах, местах общественной торговли, пунктах быстрого питания и везде, где нет условий для классического чаепития.
Производители чая не хотят терять выгодный сегмент и усовершенствуют технологии. Так появились прозрачные объемные пирамидки, в которых хорошо просматривается содержимое. Вместо чайной пыли внутри находится качественный байховый чай. Для тех, кто не хочет терять ни капельки любимого напитка, есть пакетики с отжимом.
Издания выставки расскажут, когда и где зародился чай, как менялись способы заварки и традиции чаепития, что писали о чае великие поэты и как его изображали великие художники. Для большинства любителей чая его употребление немыслимо без выпечки. В разделе «Необычайные традиции» найдутся рецепты кондитерских изделий, которые украсят рождественский стол. На выставке представлены также примеры патентов различных форм пакетиков, приспособлений для чаепития.
Работа выставки продлится до конца января.