«А потом щелкнуло!»: Александр Строганов встретился с читателями в «Шишковке»
16 февраля в Алтайской краевой библиотеке им. В. Я. Шишкова с публикой встретился известный драматург и психиатр Александр Строганов, чей роман «Стравинский» в этом году номинирован на премию «Национальный бестселлер».
Встреча с Александром Строгановым – это всегда чрезвычайно занимательная беседа, в которой литература и психиатрия сплетены изящно и крепко. И в этот раз разговор о романе «Стравинский», который вошел в лонг-лист престижной премии «Национальный бестселлер», стал весьма познавательным и увлекательным в оба эти направления. А как же иначе, ведь «в анамнезе» героя дня – многие годы результативной практики! И оба вектора, по мнениию Александра Строганова, чрезвычайно важны в своем сочетании и ничуть не мешают друг другу: «Говорят же, что лучший отдых – смена деятельности. Если бы я был погружен только в литературу, я бы «замылился» или сошел с ума. А так видишь студентов, «пьешь» их молодую кровь, общаешься с прекрасными сумасшедшими, которые дарят тебе положительный заряд, потом приходишь домой, отдыхаешь, — и закрутилось что-то в голове, можно писать!». Работая над романом «Стравинский», автор использовал свои познания в медицине: «Персонажи приходили потихоньку. Сначала один Стравинский – композитор. Вот его в живых нет, а что он там делает, после смерти? Второй Стравинский – психиатр. Ведь кто мне ближе всего, кого я хорошо знаю? Вот и сделал героя психиатром. Потом подумал: а почему бы мне не показать и душевнобольного Стравинского? И вот он есть. Определились герои, и все стало как-то появляться, — линии, сюжеты. Я с любопытством наблюдал, как оно разворачивается!»
На вопрос «А почему именно Стравинский?» Александр Строганов, выросший в музыкальной среде, окончивший музыкальную школу и завоевавший титул лучшего пианиста Алтайского края, ответил так: «Я всегда любил музыку, знаю ее, есть свои пристрастия. И Стравинский мне интересен, прежде всего, тем, что он серьезно нарушил многие каноны в музыке и сделал акцент на ритме. И я думаю, если в литературе брать музыку за ориентир, могут получиться совершенно удивительные вещи. Вот и взял четырехчастную симфонию Стравинского, в которой каждая часть имеет свой ритм, — и сделал роман в четырех частях, каждая из которых написана полностью в темпе соответствующей части симфонии. Все это скорее плод подсознательного труда, чем выверенная какая-то схема».
Конечно, героя встречи спрашивали о том, каким был путь к успеху, — а легким он не был. «Я заметил, что хорошие события часто начинают происходить в тот момент, когда ты перестаешь мечтать, — о славе, поощрении и успехе. Когда ты искренне, всем сердцем, понимаешь, что главное для тебя – не это, а сам процесс писания, вот тут-то и начинается! Меня всегда очень мучили разговоры о контрактах, «а сколько стоит пьеса», хождения по театрам, еще куда-то – очень унизительно было. И я перестал на этом зацикливаться. А потом вдруг щелкнуло! И пошли постановки, приглашения, а теперь вот меня выдвинули на такую престижную премию».
Не обошлось и без совета тем, кто начинает пробовать силы в литературе. «Нужно постараться максимально открыть шлюзы своего восприятия, и тогда придут совершенно удивительные вещи, которые надо ловить и, не редактируя, переносить на бумагу – то, что называется поток сознания или техника свободных ассоциаций, с чего начинается психоанализ. Получится нечто интересное, включающее массу деталей, порождающее необычные ритмы и мелодии, парадоксальные умозаключения. И вот тогда уже наступает черед обработки!»
Роман «Стравинский» можно почитать в «Шишковке»!
Справка
Александр Строганов — доктор медицинских наук, профессор кафедры психиатрии Алтайского государственного медицинского университета, драматург, поэт и прозаик, член Союза писателей, Союза литераторов России, Русского ПЕН-Центра, автор более 50 пьес, по которым поставлено более 40 спектаклей, в том числе во МХАТ им. А.П. Чехова, Александринском театре, Театральном центре Ю. О’Нила, Театре Ю (США), Театре на Целетной (Чехия) и других.