Skip to main content

Время женщин — всегда

15 сентября в краевой библиотеке им. В. Я.Шишкова прошла творческая встреча с Еленой Чижовой – автором романа «Время женщин», который стал основой одноименного спектакля, открывающего новый сезон краевого театра драмы.

Встреча собрала как поклонников литературного таланта Елены Чижовой, так и тех, кто впервые познакомился с ее произведением через театральную постановку – накануне прошел премьерный показ в Алтайском краевом театре драмы им. В. М. Шукшина. И, конечно, не отказали себе в удовольствии еще раз пообщаться с автором актеры, занятые в спектакле, его режиссер Марина Глуховская и директор театра Любовь Березина. Беседа вышла не только интересной, но и теплой, эмоциональной, — Елена Чижова прекрасный рассказчик, она была абсолютно открыта публике, а та платила читательской и зрительской любовью, искренним интересом к жизни и творчеству героя дня, ее взглядам на мир. Елена Семеновна рассказала о начале творческого пути, о подходах к работе, о взаимодействии с режиссерами, о личном. Все пересказать невозможно, поэтому кратко, отдельными цитатами, поделимся некоторыми моментами встречи.

— Я начала писать лет в 20 и писала стихи – в стол. В Петербурге назвать себя поэтом или писателем – довольно рискованное дело, потому что тени великих ходят во множестве там и не всегда понятно, кто более реален – они или мы. И я жестко смотрела на то, что делаю и, отрабатывая язык, понимала что что-то здесь не то. Билась-билась, и поняла, что моя муза – не Евтерпа, а Клио, и в стихи это все вместить сложно. Сложное решение о переходе на прозу пришлось на конец 1980-х – как раз начиналась перестройка, этот неожиданно открывшийся портал во что-то новое. Портал открылся, но начались бытовые сложности: неожиданно родилась дочь, а муж зарабатывал 500 рублей, что тогда было копейками: на рынке кило мяса 250 рублей стоил. Пришлось мне тряхнуть своим экономическим прошлым: мне предложили работу в крупной фирме за 30 тысяч. Муж взял декретный отпуск и 3 года там «сидел», писал свою очередную книг и был страшно счастлив. Моя карьера развивалась блестяще, совсем скоро моя зарплата была уже 100 тысяч, но я работала до 2-3 часов ночи и приезжала домой бездыханная. В какой-то момент я поняла, что если не закончу с этим бизнесом, то стану очень богатой женщиной. Но несчастной. Мне никогда это все  не было в радость, не хотелось профукать свою жизнь. И когда четко сформировалось внутреннее ощущение, что родилась я не для этого, я уволилась.  И стала писать.

— Писательский труд для меня – обычная работа. Не жду, когда муза придет, сажусь каждое утро за рабочий стол и вперед. После обеда обычно начинаю проговаривать какие-то диалоги, записывать, вычищать. И так, примерно, года два над каждой книгой. За это время от первоначальной идеи мало что остается. Но это и не важно, наверное. Роман  «Время женщин» начался во сне: я тогда работала еще над другой книгой, и мне начали сниться какие-то диалоги. Так продолжалось около полугода и потом стало понятно: это новый роман. Я писала его в 2008-2009 годах, когда, как говориться, ничто не предвещало. А сейчас его читаешь и понимаешь, что история получила новое звучание.  Когда писала, я, естественно, имела ввиду прошлое. Но у нас какая-то дурная бесконечность. На которую мы периодически, к сожалению, выруливаем…

— Какое оно, время женщин? Когда оно? Если посмотреть на нашу историю, то время женщин у нас – всегда.

— Современные литературные критики – это такая история… Их читаешь, и часто возникает ощущение, что критик говорит о себе. Первый абзац – название произведения и о чем оно, а потом человек пишет о себе: о своем внутреннем мире, жизненном опыте и так далее. Мне это не интересно вне зависимости от того, хвалебная рецензия или ругательная. Так что в последнее время я отзывы и критику не читаю.

— Литература сейчас – это абсолютно свободная область, в крупных издательствах сейчас вообще нет цензуры, поэтому каждый может выбрать действительно то, что он хочет. Если говорить о том, что интересно мне из вышедшего в последние годы, то список будет таким: Орхан Памук «Меня зовут Красный» и «Стамбул – город воспоминаний», Иэн Маккьюэн «Искупление» и «Амстердам», Эдуард Кочергин «Ангелова кукла», Николай Кононов «Фланер» и «Парад» и сборник рассказов «Саратов», Ксения Букша «Завод «Свобода».

Конечно, мы не утерпели и спросили актеров, какими были ощущения от того, что автор присутствовал в зале в день премьеры спектакля. Ребята сказали, что волнение удвоилось, было страшно что-то забыть, переврать. Но, чувствуя «добрую и ласковую» отдачу от зала, артисты справились со страхами. Директор театра драмы Любовь Березина поинтересовалась у автора, каковы впечатления от постановки. И вот что сказала Елена Чижова:

— Было бы странно, если бы Марина Глуховская, самостоятельный и опытный режиссер, пошла по чьей-то дорожке. Литература и театра – это два совершенно разных языка. Режиссер должен вытащить не просто литературные смыслы, как писатель, а создать для зрителей сверреальность, самодостаточное, живое, осмысленное пространство. С этой точки зрения, я считаю, получилась блестящая работа. Я вчера была просто счастлива. Так что поздравляю всех участников и сердечно благодарю!

Сезон только начался и у всех есть возможность познакомиться с постановкой: вас ждут в театре драмы! А «Шишковка» ждет всех, кто еще не читал романы Елены Чижовой или мечтает перечитать – у нас в фонде есть почти все ее произведения!

 

Справка

Елена Чижова — лауреат премии «Русский Букер» (роман «Время женщин»), «Северная Пальмира» («Крошки Цахес»), автор книг «Лавра», «Полукровка», которые входили в шорт-лист премии «Русский Букер». Ее произведения пользуются популярностью у читателей как в России, так и в других странах: книги Чижовой переведены на европейские языки, а также арабский и китайский. Роман «Время женщин» очень любим и театральными режиссерами: первые постановки были в театре «Современник» (Москва) и  «БДТ им. Г.А.Товстоногова» (Санкт-Петербург). В 2018 году спектакль по роману Елены Семеновны поставили в Алтайском краевом театре драмы им. В. М. Шукшина – постановка «Время женщин» открыла новый сезон.

Время женщин - всегда
Время женщин - всегда
Время женщин - всегда
Время женщин - всегда
Время женщин - всегда
Время женщин - всегда
Время женщин - всегда
Время женщин - всегда
Время женщин - всегда
Время женщин - всегда
Время женщин - всегда
Время женщин - всегда
Время женщин - всегда
Время женщин - всегда
Время женщин - всегда
Время женщин - всегда
Время женщин - всегда
Время женщин - всегда
Время женщин - всегда
Время женщин - всегда
Время женщин - всегда
X