Механикус, колдун и гений: на «Открытой библиосреде» рассказали о Ползунове
8 августа, в ходе проекта
Биография Ивана Ползунова полна как славными делами, так и загадками. И о том, и о другом специалисты отдела краеведения библиотеки подготовили масштабную программу, в которой постарались охватить все самое интересное, — и, конечно же, загадочное. Как отметили гости, программа стала «ух, какой познавательной» и открыла даже знатокам нечто новое. Скажем, знаете ли вы, что:
— У маленького Вани был прекрасный почерк, который изумлял учителей, притягивая своим изяществом и красотой. Именно в школе Ползунов стал получать свое первое жалованье – 3 руб. 60 коп. в год. Однако долго посещать школу Ползунов не смог – его таланты были примечены специалистами, и в 1742 году совсем юный Иван Ползунов был переведен в механические ученики с жалованьем на время обучения «по полтине на месяц», то есть те же 6 руб. в год.
— По прибытии в Барнаул Ползунов не слишком восхищался городом – он показался ему маленьким и неприглядным после Екатеринбурга.
— В Барнауле у Ползунова был свой дом. Он не сохранился, но известно, что он располагался по адресу Пушкина-78.
— Встреча Ползунова с Ломоносовым, о которой рассказывает картина барнаульского художника Ивана Харина «Ползунов у Ломоносова в Кунскамере», — это миф.
— Ползунов увлекался изготовлением барометров, которые нужны были ему, вероятно, для изучения воздушных явлений. На эту догадку наводят два дошедших до наших дней предания.Одно из них гласит, что барнаульцы подозревали Ползунова в колдовстве. Он будто бы мог навести на завод и поселок тучу с дождем или прогнать ее за Обь как овечку. «Колдовать» Ползунову помогали, безусловно, сделанные им барометры. Эта присказка звучала так: «Ползунов осилил самого черта — согнул его в бараний рог и засадил под стекло. Черт стрелками водит, показывает, какая будет погода».
— Прославившая механикуса машина строилась в двух местах. Отливка и обработка цилиндров, поддонов и других крупных частей производилась в одном из цехов сереброплавильного завода, где можно было использовать водяное колесо, токарные, плющильные станки, вододействующие молоты. Мелкие детали отливались и оковывались в помещении временно закрытого стекольного завода на правом берегу пруда (на современной улице Мамонтова, сейчас рядом с этим местом находится Барнаульский дрожжевой завод). Для этого была построена небольшая плавильная печь с кузнечным горном. Ни одна из требуемых деталей прежде не изготовлялась не только в Барнауле, но и в стране! В августе 1765 г. на специально построенном плоту Ползунов сплавил в верховья пруда, к стекольному заводу, наиболее громоздкие части будущей машины, которые трудно перевести на лошадях. Сюда же были доставлены материалы для машинного дома. В награду за машину Ползунов получил от царицы 400 рублей.
— Ползунов умер, не дожив неделю до пуска машины. Изобретателя похоронили на единственном тогда барнаульском кладбище рядом с Петропавловской церковью на нынешней площади Свободы. Собор был разрушен в 1934 г., могила великого изобретателя исчезла еще раньше… Кстати, некоторые исследователи считают — что спустя некоторое время его тело было перезахоронено на Нагорном кладбище.
— 22 мая была произведена проверка машины и принято решение, что ее можно эксплуатировать. 7 августа машина дала первое дутье. Она работала с небольшими перерывами до 10 ноября. В этот день у нее прогорел котел, склепанный из тонкой листовой меди. Еще Ползунов указывал, что такой котел «к первоначальной только пробе годен». Но сделать более прочный на Барнаульском заводе не было возможности. Общее время полезной работы машины составило 1023 часа (42 суток 15 часов). За это время было получено серебра 14 пудов 38 фунтов, золота 14 фунтов 22 золотника. За вычетом всех расходов на постройку машины, оплату плавильщиков, даже 400 рублей награды Ползунову, чистая прибыль все равно составила 11016 рублей 10,25 копейки. А ведь машина работала менее полутора месяцев, да и то не на полную мощность: обслуживала всего три печи, а могла бы 10-12. Но, тем не менее, машину и не пытались ремонтировать, решено было, что в дальнейшем «пущать ее в действо, по изобилию в здешнем заводе воды, за нужно не признавается». Есть несколько причин того, почему после смерти Ползунова его машина работала очень недолго. Во-первых, не было самого изобретателя — некому было ее «курировать». Во-вторых, машина получилась громоздкой. Но самое главное в том, что феодальной экономике эта машина была не нужна. Водоналивные колеса, которые требовали только небольшого ремонта, и дешевая рабочая сила позволяли получать серебро и по старой технологии. Трагедия Ползунова заключалась в том, что он опередил свой век…
Всю программу внимательно слушал артист театра Музыкальной комедии Михаил Лямин, который открыл вечер арией из мюзикла «Ползунов». Он думал. Что споет и откланяется, но тема зацепила и не позволила уйти! Вот что артист театра Музыкальной комедии рассказал о своей работе над ролью:
— Я изначально боялся, что персонаж будет со мной воевать, что мне будет сложно найти что-то в себе такое, что позволит представить Ползунова. Но я осознал своего персонажа ближе к премьере – специфика профессии такова, что самые главные черты персонажа могут «прийти» в самый последний момент. И когда это пришло, я понял, что у нас с ним много общего, например, почти болезненная тяга создавать что-то, мастерить. Я вообще с детства мечтал быть изобретателем!
Кстати, мюзикл «Ползунов» скоро снова на сцене Алтайского театра музыкальной комедии: 23 сентября всех ждут в зрительном зале!
Во второй части, как всегда, прошли занятия Павла Ладыгина и Школы Владимира Суркова. В этот раз, кстати, знакомились с тайцзицюань.
Следующая
Справка