Skip to main content

Повести «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя – 65 лет

В отделе абонемента открылась выставка, посвященная этому событию. Первого сентября 1954 г. состоялась первая публикация повести в журнале «Лайф». Пять миллионов экземпляров журнала были распроданы за два дня. В течение трех недель на имя Хемингуэя поступало по 80-90 читательских писем ежедневно. Успех «Старика и моря» стал литературным, культурным событием во всем мире. Время и неизменная любовь читателей показали, что повесть «Старик и море» является лучшим творением Эрнеста Хемингуэя. И не случайно в 1953 г. писатель получил за это произведение Пулитцеровскую премию, в 1954 г. – Нобелевскую премию по литературе.

Подлинный, несиюминутный успех книги неотделим от масштаба личности писателя. Авторы представленных на выставке книг пытались разгадать феномен Эрнеста Хемингуэя – знаковой фигуры, знамени «потерянного поколения», прижизненного классика литературы. Трудно не согласиться с утверждением Б. А. Гиленсона: «Это имя – символ литературного успеха, отточенного мастерства, счастливого совпадения писательской биографии и глубинных особенностей творчества». Свою лепту в разгадку феномена создателя повести внесли Лестер Хемингуэй, младший брат писателя («Эрнест Хемингуэй. Обреченный победитель»), Аарон Эдвард Хотчнер, известный американский драматург, сценарист и близкий друг Хемингуэя на протяжении многих лет, вплоть до смерти писателя в 1961 году («Папа Хемингуэй»), Артуро Марсело Паскуаль, преданный поклонник творчества писателя и его дотошный биограф («Эрнест Хемингуэй»).

Свой кирпичик в создание хемингуаны вложили советские и российские литературоведы, биографы писателя, в том числе Максим Чертанов («Хемингуэй»), Иван Кашкин («Эрнест Хемингуэй»), Ю. Я. Лидский («Творчество Э. Хемингуэя»), И. Л. Финкельштейн («Хемингуэй-романист»), Б. Т. Грибанов («Эрнест Хемингуэй: герой и время»), Н. А. Анастасьев («Творчество Эрнеста Хемингуэя»), З. И. Маянц («Человек один не может…») и др.

В книгах, представленных на выставке, можно найти сведения об истории создания произведения, прототипах ее героев, символическом смысле отдельных образов, о различных версиях философского толкования повести.

X