Skip to main content

«Массовая литература – это простое и быстрое утешение»

8 минут в день тратит среднестатистический россиянин на чтение, — таков грустный вердикт аналитиков. Наталья ПОДКОРЫТОВА, член постоянного комитета секции по формированию библиотечных фондов Российской библиотечной ассоциации, заведующий отделом комплектования отечественной литературы ГПНТБ СО РАН (Новосибирск), рассказала о том, как же это случилось, о литературе для горничных, а также о том, сколько романов «Анна Каренина» написал Л. Толстой.

— Я думаю, «самая читающая страна», которой мы себя считали — это миф. Да, в советское время хорошее образование было престижно и это, равно как и ограниченный круг развлечений, способствовали чтению. Но вот насколько? В советское время только 4% населения имели личные библиотеки объемом более 1 тыс. книг (а сейчас и к 1% не приближаемся). Если ты мог показать 15 комплектов собраний сочинений, ты условно входил в некий элитный круг, которому доступны особые ресурсы. И даже если ты ничего не читал из этих собраний – книжка была элементом высокого статуса и вообще присутствовала в жизни человека. А потом все «смыла» волна 90-х, когда образованный человек с глубоким кругозором стал «ботаником» и стало понятно, что начитанность не кормит и не обеспечивает светлого будущего. Родители работали на нескольких работах, не было времени уделять внимание воспитанию детей, приучению их к книгам. Цены на книжки стали свободными, покупательская способность упала, — вслед за престижем книги как таковой. И вот поколения, росшие в этот период, стали взрослыми, родителями. Не имея сформированной потребности читать и оказавшись в избыточной с точки зрения информации среде, они и уже их дети и дают эту статистику. Свой вклад в проблему вносит и другая беда — обилие реформаций в нашем образовании. Школе сказали, что вы оказываете услуги, а это же не так! Статус образованного человека, занимающегося важнейшей социальной деятельностью, был низведен, и это повлияло на дальнейшее развитие общества. Сейчас детей не учат читать, понимать текст, видеть, как он сплетен. И даже если ребенок или молодой человек читает, он не умеет понимать и интерпретировать текст, и объем «загруженной» в человека информации оказывается бесполезен. Умберто Эко сказал: «Чтение — это машина для производства собственных мыслей». То есть мы не просто переливаем информацию из одного сосуда в другой, а воспринимаем книгу так, как откликается на нее наше сознание, а не как заложил автор. Чтение – это граница между авторским и читательским сознанием, и на этом стыке рождается у читателя собственное произведение. Вот как героиня романа «Анна Каренина» говорила: «сколько сердец, столько и видов любви», — и сколько сознаний, столько романов «Анна Каренина» написал Лев Толстой. Но такому чтению, а не «углубленному просмотру», какой превалирует в обществе, нужно учить.

— Как мне кажется, – хотя пока это на уровне интуиции, — есть некоторые подвижки, говорящие о начале изменения ситуации. Хотя бы уже говорят о том, что нельзя отрываться от «старой» культуры, текстовой среды, что это плохо и опасно. А если есть осознание проблемы и понимание, что ее надо решать – это уже шаг вперед. Престиж разумного человека начинает потихоньку повышаться, у современной молодежи, хоть она и не блещет знаниями, есть интерес к обучению, тяга к новым возможностям, — в том числе образовательным. Эти люди внутренне свободны и им интересно жить – это внушает оптимизм. Но тут возникает другая проблема: как эту активную молодежь направить в верном направлении? Ведь раньше текстовое пространство создавалось людьми с определенным уровнем образования и культуры, обязанностями перед читателем. А сейчас массовая безграмотность, среда наводнена «произведениями», далекими от понятия «литература». И библиотеки в этом вопросе призваны играть важнейшую роль: именно они, формируя фонды, могут быть своего рода навигаторами для людей, предоставляя доступ к действительно качественной литературе и вести разъяснительную работу, формировать условия для того, чтобы пользоваться этими ресурсами было комфортно. Все это делается сейчас, и, что важно, библиотека — это единственный бесплатный социальный институт, который предоставляет человеку возможности какого-то личностного роста. Если у вас заложены основы, привита привычка к чтению и есть умение и потребность получать от книги удовольствие, то сидя в хорошей библиотеке можно получить хорошее образование! Но в одиночку библиотеки не смогут сделать чтение текстов необходимым и переломить ситуацию, это комплексная задача, в решении которой завязано множество институтов.

— Сейчас мы наблюдаем взрыв популярности массовой литературы, которую Пушкин в 19 веке назвал «литературой для лакеев и горничных». Пушкин говорил, что не стоит презирать ее, она служит своей цели. Это, наверное, такая упрощенная форма передачи информации о жизни, о трендах, явлениях, вещах и событиях, средство адаптации к жизни. Основоположник русского направления семиотики Юрий Лотман говорил, что массовая литература выполняет свою социальную миссию. Возможно, это некий бульон, в котором варится большая литература. Сейчас этот жанр давлеет , но прорываются наверх и новые имена. Это уже более высокий класс, который поднимает и свою аудиторию. Существуют также порталы самиздата , где публикуются разными людьми очень разные тексты. Там есть и произведения очень низкого качества. Не верю, конечно, что в этом бульоне варится будущий Достоевский. За последние годы этот фон дал нам только одно, более или менее заметное в своем сегменте имя – Макс Фрай, — так говорят эксперты. Но кто знает, что будет дальше? Барбара Картланд, создатель незатейливых дамских романов, вошла в Книгу рекордов Гиннеса как один из самых «многотиражных» авторов. Такая литература, наверное – это не только средство приспособления, но и способ бегства от жизни. Помогает скрыться от реальности в некой розовой карамели, где прекрасная, но бедная принцесса всегда находит своего принца. Это утешение: простое и быстрое. Такие книги тоже нужны, пусть читают хотя бы их. Ведь чтение даже таких простых книг дает возможность человеку понять другого, увидеть в другом личность со своими особенностями, желаниями, потребностями. Если понимаешь – хотя бы не так резко будешь судить кого-то за что-то. И грубости и жестокости в обществе будет меньше.

5 фактов по теме*

  • В России около 5 тыс. издательских организаций, наша страна входит в пятерку мировых лидеров издательской деятельности
  • Средний пользователь в России потребляет различные виды медиа 8 часов в день. Из этого количества времени только 8 минут занимает чтение книг
  • 11% россиян читают ежедневно, 17% — раз в неделю, 36% — не читают ничего
  • Рынок электронных книг в России оценивается в 2,5 млрд. руб. Это 2% от общемирового рынка
  • 37% по названиям и 11% по тиражам, — такова доля регионов в издательском рынке РФ (остальное – у Санкт-Петербурга и Москвы).

* По данным за 2015 г., по информации из докладов «Левада-центр», ВЦИОМ и ЮНЕСКО

X