Skip to main content

«Литературу нужно продвигать агрессивно»

Среди деятелей культуры региона директор Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая Игорь КОРОТКОВ известен своим активным настроем на тесное сотрудничество между учреждениями, ведомствами и сферами. Мы поговорили о том, почему это важно, об открытиях и стереотипах, а также об особенностях продвижения культуры.

Такая душевная потребность, как чтение и беседы с умными собеседниками о литературе, есть лишь у малого числа людей. Однако сейчас спрос на литературу грозит упасть до ничтожной отметки: школа отказалась от воспитательной функции, семья сдалась под натиском технологий. Интерес поддерживается только активной работой библиотек и музеев, которые занимаются продвижением литературы в массы, изданием книг. И в Алтайском крае, если бы не библиотека им. В.Я. Шишкова и наш музей, я уверен – уровень интереса был бы еще более плачевным. Наши усилия могут дать куда большие плоды, если реализовать некую отдельную программу комплексного эстетического воспитания детей, объединяющую культуру, образование и семью. У нас есть наработки: программы, рассчитанные на разную сложность и возрастные категории, предполагающие интересное познание различных видов творчества. Мы готовы к сотрудничеству, но пока вывести программу за рамки музея на административном уровне у нас не получается. Время идет, и поколения детей лишаются огромного пласта в своем развитии, не получают возможного и крайне необходимого эстетического воздействия. То, что есть в школах – оно очень учебное, не приносящее никакого удовольствия. К тому же многое заменяется цифровыми технологиями, что, порой, является просто роковой ошибкой! Сейчас дети думают: если они посмотрели на «Джоконду» через монитор компьютера – то они увидели «Джоконду». Это не так! Только живое соприкосновение даст представление о произведении искусства, причем, любого его вида. Цифровые технологии позволяют познакомиться только с неким образом. Я считаю, надо честно говорить об этом – вот как на сигаретах пишут предупреждения о вреде для здоровья.

В советские годы сложился определенный стереотипный образ музея, — там должно быть тихо, скучно и пыльно. И это во многом мешает современным взрослым идти в музей, вести туда своих детей. Но мы меняемся и понимаем эту исторически сложившуюся проблему, и поэтому у нас так много разных мероприятий, направленных именно на взрослых. Ребенок сам дойти не может до музея и, пока мама не захочет туда сходить, мы его не увидим. Поэтому наша задача заинтересовать, прежде всего, взрослых, показать им, что тут интересно, комфортно и полезно. Побывав у нас однажды, люди уже никогда не вернутся к тому устаревшему стереотипу, и мы хорошо видим, что наша активность приносит плоды: возрастает кратность посещения музея. Чем больше человек ходит на какие-то мероприятия, тем больше открывает себя, новые интересы, заражается каким-то азартом и развивается! Музей и библиотека – это отдушина, здесь не учат, как сейчас всюду – как заработать миллион, как правильно жить. Здесь дают возможность познать мир и себя через творчество, культуру. Мы в этом смысле неисчерпаемы, и путь человека совместно с музеем может быть весьма интересен: сначала он научился у нас чему-то, а потом мы выступили как потребители его труда: книжку издали, выставку сделали, концерт или творческий вечер провели. Это же замечательно!

Многие думают: ну что такое алтайская литература? Кучка амбициозных людей, да и те уехали в Москву… А когда показываешь, что у нас и в 19 и в 20 веке шло активное развитие, мы в чем-то задавали тон в стране, — так удивляются! Для всех настоящим открытием является тот факт, что люди писали, снимали кино, творили здесь, проводили литературные фестивали и были вовсе не оторваны от общей, всесоюзной культурной жизни, — и даже не смотря на отсутствие интернета! В смысле культуры Алтайский край никогда не был провинцией, и сейчас у нас литература и культура вовсе не хуже качеством, чем московская. Просто масштабы другие. Когда это показываешь, удивлению нет предела. И эти чувства становятся отправной точкой для многих на пути изучения местной истории и литературы. Причем, такой путь эффективен и в отношении профильных специалистов. Вот, скажем, у нас учителя все часами могут говорить о «Джоконде», битве при Ватерлоо или Пушкине. А о местных событиях, произведениях и деятелях? Сколько мы боролись с нашими учеными, краеведами и прочими, чтобы занялись Шукшиным, Гребенщиковым, Мерзликиным… Но результат есть: издают, изучают и знают! А как было с Рождественским? Когда мы открывали его музей, нам крутили пальцем у виска: мол, что это за поэт такой, это просто продукт эпохи, встроенный в идеологическую систему, трибун… А мы обнародовали факты, неизвестные широкой публике: например, что Роберт Иванович был в комиссии по наследию Высоцкого и, если бы не он, мы бы книгу «Нерв» вряд ли когда увидели, он ведь открыл Высоцкого как поэта и заслонил его своим авторитетом. Мы напомнили людям, что песни Рождественского звучат во всенародно любимых фильмах, — а ведь многие думали, что это фольклор, народное творчество. Сейчас в Косихе уже не просто гордятся своим земляком, а довольно профессионально его знают, дети пишут сочинения, выигрывают конкурсы, олимпиады… И с имени Рождественского начинают хорошо разбираться в литературе вообще! Потому что нашлись такие формы, которые заинтересовали, активно насаждали это знание и увлекали. Я вообще сторонник того, что литературу нужно агрессивно продвигать, буквально заставлять людей читать. И мы для этого постоянно внедряем что-то новое, у нас появляются единомышленники, с которыми возрастают возможности для продвижения культуры в интересных, нестандартных формах. Но пока, к сожалению, многие идеи не могут быть воплощены: наши экономические возможности не так велики, как наша фантазия, наше историческое наследие и потенциал Алтайского края с точки зрения культуры.

X