«Троллинг меня удручает»
Журналист, поэт, писатель и телеведущий, член Союза российских писателей, член Международного Пен-клуба Владимир ТОКМАКОВ хочет издать лирический сборник «Стихи из захолустья», переиздать расширенный вариант романа-путеводителя «Сбор трюфелей накануне Конца света», издать уже готовую книгу интервью и воспоминаний, в которую включены беседы с местными и российскими известными писателями. И, главное, мечтает дописать новый роман с рабочим названием «Запретная книга Белого Бурхана». А пока Владимир рассказал нам о продвижении современной литературы, о критике и удачном совмещении литературы и журналистики.
В школе, как и все, наверное, я сочинял поэтические частушки об учителях, и они имели определенный успех. А серьезно писать стихи стал достаточно поздно, лет в семнадцать-восемнадцать. В этом возрасте великий французский поэт-символист Артюр Рембо сочинять уже бросил! Я этому поэту поклонялся просто в юности, равно как и его последователям-сюрреалистам. Они научили меня, что кроме окружающего мира есть тот, что прячется в нашем подсознании – а это целая неведомая вселенная, требующая своего воплощения. Это совсем другая работа со словом, создание принципиально новых образов.
Сейчас очень много пишущих людей. Но я думаю, их процент всегда одинаков, в советские годы было ничуть не меньше: как в Италии все поют, у нас – все пишут стихи. Но много ли сейчас пишущих талантливо? Сегодня мы наблюдаем определенную трагедию молодых писателей: в стране, и особенно в провинции, почти полностью утрачен институт литературных редакторов. Отсюда катастрофическое снижение профессионализма и куча безграмотного бреда, вываливаемого на литературные сайты. Молодежь собирает под своими опусами сотни, а то и тысячи лайков, и вполне довольна жизнью. У каждого сообщества в интернете свои кумиры и непререкаемые авторитеты, которые плевать хотели на профессиональную критику. А вообще интересных прозаиков и поэтов сейчас точно не меньше, чем было в прошлом веке. А вот читатель исчез. У людей больше нет мотивации к чтению качественной современной литературы или классики. Зачем? Уровень личной культуры на общественное положение и материальный достаток никак не влияют. Культурным и грамотным человеком больше быть не обязательно. Обязательно стать богатым, это да. Если и читают, то ради развлечения, чтобы убить время, поэтому издательства предпочитают издавать толстые романы. У нас на Алтае сегодня живут интересные и талантливые поэты, прозаики, драматурги. Они очень разные: Александр Строганов, Михаил Гундарин, Наталья Николенкова, Елена Ожич, Дмитрий Мухачев, Елена Гешелина, Фарида Габдраупова, Владислав Пасечник, Александра Вайс, Александра Малыгина… А многих ли из них знает читающая публика в Сибири, я уж не говорю обо всей России? В сегодняшних рыночных условиях и невероятного разгула масскульта, талантливой книге нужна мощная реклама, рецензии в газетах и журналах, постоянное, а не одноразовое внимание прессы. Нужна поддержка книжных магазинов: рекламные акции, туры по городам, автографсессии, цветные афиши. Да-да, а как иначе-то в век цифровых технологий? Ничего этого в провинции, конечно же, нет. Я в качестве журналиста делаю все возможное в смысле продвижения нашей литературы: пишу рецензии, организую публикации в сибирских журналах, устраиваю интервью на нашем телеканале «Катунь 24», провожу в Шишковке презентации и творческие встречи. А вообще основную функцию по продвижению сейчас несут библиотеки. Это последняя цитадель читающей России. Сюда сместился литературный центр тяжести: здесь проходят презентации, литературные вечера, творческие встречи, дискуссионные столы и прочее. Библиотеки до недавнего времени влияли даже на издательскую политику, помогали писателям, закупая их книги. Если еще где-то и интересуются по-настоящему и бескорыстно современными авторами – то только здесь, в библиотеках. Думаю, писатели это понимают и ценят.
Я пишу для читателей, и не верю тем, кто говорит, что они пишут только для себя и небольшого круга посвященных. Думаю, все мечтают и о профессиональном признании, и о тиражах, гонорарах, премиях. Просто не все готовы в этом признаться. Хороших критиков мы, авторы, должны холить и лелеять, носить на руках и платить дополнительный гонорар из своего кармана за каждый объективный, конструктивный, критический разгром. Профессиональный взгляд со стороны помогает увидеть ошибки, которые раньше не замечал. Если критика конструктивна, помогает мне избавиться от недостатков, способствует, так сказать, творческому росту – я к ней отношусь положительно. А если это необъективный, а то и просто оскорбительный троллинг – меня это огорчает и удручает. Но, так или иначе, я читаю все отзывы о себе.
Журналистские «корочки» помогают открывать такие двери, которые обычному человеку бы не открылись. Они дают возможность заглянуть за кулисы, увидеть изнанку мира. Или быть свидетелем того, что происходит в «коридорах власти». Это возможность познакомиться со многими, уникальными, интереснейшими людьми, которые нас окружают, и рассказать об их судьбах, непростом жизненном пути. Поэтому писатель во мне помогает журналисту, а журналист – писателю. Для творчества это то, что надо – постоянный спор с самим собой. Журналистика – замечательный питательный бульон, из которого можно до бесконечности черпать темы, типажи, наблюдения, следить за метаморфозами языка… Короче, улавливать дух времени, чтобы знать, на каком историческом фоне будут действовать твои герои. Главное вовремя из журналистики уйти, пока мозги не одеревенели от газетных штампов, глаз не замылился, творческий драйв и зуд не прошел. Но с этим сложно: кушать-то все хотят, надо где-то работать. У провинциального писателя только два пути, более-менее связанных с творчеством – журналистика или преподавание. «Поколение дворников и сторожей, потерявшихся на просторах великой страны», как пел когда-то Гребенщиков, сейчас не актуально.
5 фактов из жизни:
- Первая журналистская публикация Владимира Токмакова состоялась в 1987-м в газете «Пограничник на Тихом океане».
- В 1989-м Владимир Токмаков придумал Неформальное Литературное Объединение «ЭРА» (Эпицентр Российского Авангарда). Это было первое неформальное литературное объединение на Алтае.
- В 2010-м стихи Владимира Токмакова были опубликованы в США в антологии «Топ-20. Лучшие поэты России».
- В числе любимых писателей Владимира Токмакова значатся Харуки Мураками, Миларад Павич, Умберто Эко, Нил Гейман. «Они показывают, как можно работать на стыке массовой и элитарной литературы. Говорить просто о сложном, незаметно для читателя подводить его к вечным вопросам бытия, жизни и смерти, к проблеме выбора, смысла жизни и многом другом. Сегодня без этой школы писателю никак. А русскому языку нужно учиться у Бунина, Зайцева и Шмелева. Это норма, тот самый классический русский литературный язык, когда неважно о чем, важно как», — говорит Владимир.
- Роман-поэма В. Токмакова «Детдом для престарелых убийц», изданный в Барнауле в 2001 году, был назван первым постмодернистским романом на Алтае.