Skip to main content

Обозримые горизонты

С середины 1980-х и в течение, примерно, 10 лет библиотекари активно и массово занимались своего рода GR (government relation). Но тогда этого термина не было, а был план по обзорам литературы в органах власти и учреждениях. «Шишковка», получающая литературу по разным направлениям, знакомила представителей этих самых сфер с новинками по темам их профессиональной деятельности. По сути, библиотека тогда была грандиозным аккумулятором знаний, но чтобы получить их, нужно было идти в библиотеку. Это сейчас легким движением мышки мы в пару кликов можем добраться из любой точки планеты ко многим информационным ресурсам. А тогда… И библиотекари решили выступить вот таким офлайновым аналогом интернета, организовав работу по отраслевым обзорам непосредственно в месте запроса, там, где в информации нуждались. Делалось это с тремя целями, а именно: привлечение новых категорий читателей, формирование и поддержание имиджа библиотеки в соответствующих кругах и обеспечение знакомства экспертного сообщества с новыми технологиями и прочими ноу-хау, которые могут вывести Алтайский край к неким новым горизонтам. Такие обзоры оказались крайне востребованными: любому ведомству или предприятию было очень удобно на своей территории собрать специалистов и оптом ознакомить их с новинками по теме, будь то какие-то научные труды, пособия, прикладные издания или издания по иностранному опыту в аналогичной сфере. И очень быстро учреждения стали уже сами заказывать «Шишковке» обзоры на ту или иную тему: все понимали, что сотрудники и организации в целом не смогут совершенствоваться без освоения чего-то нового, без понимания, что вообще происходит в индустрии, — и не смогут сохранять конкурентоспособность (последнее, конечно, актуальным стало уже в начале 1990-х).

Каждый отдел, работающий с читателями, имел свою «клиентскую базу» в соответствии со своей спецификой. Неохваченным не остался никто: вузы и училища, милиция, крупные больницы и промышленные предприятия, — все систематически получали свою порцию обзоров. А одной из ключевых категорий клиентов в этом направлении деятельности были властные структуры. В какой-то момент к движению подключился и сам крайисполком (администрация региона). Первой делать там обзор литературы выпало Ольге Колбашевой, которая совсем недавно вышла на работу в отдел общественно-политической литературы. Дипломированный историк, она быстро «схватила» тематику отдела и сделать любой обзор не представляло труда. Но вот идти к первым лицам региональной власти молодому специалисту было страшновато. Да вот же еще проблема: пойти-то не в чем! И с одеждой, и с косметикой в те времена было ох, как непросто. А ответственность не позволяла пойти абы как. Ольгу снаряжали в путь всем коллективом: сообща собрали гардероб, сделали макияж и прическу, и на торжественном вдохе, Ольга Николаевна пошла дебютировать. Стоит сказать, в зале перед ней собрались люди, должности которых аналогичны нынешним главам управлений и министрам. Но, во-первых, Ольга была отлично подготовлена, а, во-вторых, публика была более чем доброжелательна: всем собравшимся на самом деле было интересно, какие книги вышли по их теме и помогут им, быть может, лучше управлять вверенной территорией. И потому уже через пару минут мандраж библиотекаря исчез и все пошло отлично!

Стоит сказать, после таких обзоров спрос на новинки действительно, существенно увеличивался. Кто-то приходил в библиотеку сам и, если издание не выдавалось на дом, изучал литературу в зале. А кому-то стопочки заказанных книг относили непосредственно по месту работы. В середине-конце 1990-х интернетизация естественным образом свела ту практику отраслевых обзоров на нет. Но и сейчас некоторые читатели «Шишковки», в те годы занимавшие определенные посты, еще помнят те обозримые горизонты, которые открывали для них библиотекари.

Обозримые горизонты

На снимке: здание крайисполкома, впоследствии – краевой администрации

X