Skip to main content

Рукописные и старопечатные книги кириллической традиции XVI — начала XX вв.

КВЗ штамп штамп штамп

Уникальной коллекцией является это небольшое собрание книг. В него входит полтора десятка рукописных книг, хронологически охватывающих XVI — нач. XX вв, 6 книг, напечатанных на Московском печатном дворе в XVII в. и 97 печатных книг XVIII — нач. XX в.

Особенность этой коллекции заключается в том, что в ней собираются издания, написанные и напечатанные кириллицей до 1917 г.

Коллекция имеет большое значение для истории науки и культуры, так как русская книга с момента ее возникновения была одним из средств распространения грамотности, т.е. имела просветительское значение.

Активное формирование коллекции началось в самом начале 80-х гг. прошлого столетия. До этого времени библиотека располагала всего лишь двумя экземплярами старопечатных книг. Это были Обиходник (конец XIX в.) и Катихизис (1788), которые, по всей вероятности, попали в библиотеку в далекие 20-е гг. XX в.

Рукописные и старопечатные книги кириллической традиции XVI -  начала XX вв. За время, прошедшее с начала планомерного комплектования фонда отдела редких книг, эта коллекция значительно увеличилась. Часть книг была куплена в букинистических магазинах города, на аукционах, у частных лиц, другая — дары жителей г. Барнаула и Алтайского края. Сегодня коллекция рукописных и старопечатных книг насчитывает 112 экземпляров, из которых 15 рукописных книг.

Несмотря на небольшой объем, коллекция обладает несомненной историко-культурной и источниковедческой значимостью. К таким уникальным книжным памятникам, как рукописные сборники, преимущественно старообрядческого происхождения, добавляются издания московского Печатного двора XVII в., а также редкие, не всегда находимые в справочной литературе издания старообрядческих типографий конца XVIII-XIX вв.

Самое раннее рукописное произведение относится к 50-м годам XVI века. Оно оказалось «укрытым» в один переплет со старообрядческим Соборником 1787 г. Видимо по своему содержанию Беседа Василия Великого «Разорю житница моя» как нельзя лучше сочеталась с поучительными и душеполезными произведениями Соборника XVIII в., где в числе прочих находятся сочинения того же автора.

Большой интерес представляют также и другие рукописные книги, входящие в эту коллекцию: богато иллюстрированный Сборник старообрядческий четьего характера, лицевой, начала и конца XVIII в., содержащий 19 миниатюр, выполненных пером тушью и красками по ходу повествования; Сборник старообрядческий служебный, середины и конца XVIII в., выполненный полууставом разных рук черными чернилами и киноварью; Праздники господские и нарочитым святым (на крюковых нотах), второй половины XIX в., с искусно выполненными красочными заставками и инициалами; Сборник слов и поучений, конец XIX — начала XX в.; а также старообрядческий сборник историко-полемического характера «Книга Сергея Александрова Матвеева», конца XIX — нач. XX в. Рукописный Апокалипсис толковый конца XIX в. содержит 72 красочных миниатюры.

Среди старопечатных книг в коллекции представлена Минея общая, увидевшая свет 6 ноября 1609 г. — первая книга, которую самостоятельно напечатал Никита Федоров Фофанов, обучившийся типографскому мастерству, очевидно, у мастера Андроника Тимофеева Невежи, ученика первопечатника Ивана Федорова. Минея общая — толстый том объемом в 752 страницы — представляет собой сборник молитвословий. Другой старопечатной книгой является второй том двухтомного Октоиха, вышедшего в свет 23 сентября 1618 г. — последний труд мастера Никиты Федорова Фофанова.

В коллекции представлены также и другие книги XVII в., напечатанные на Московском печатном дворе: Апостол, 1644 г., Поучения Ефрема Сирина, 1647 г., Псалтырь и Кормчая, напечатанные в 1653 г.

Интересны по своему репертуару печатные книги XVIII — нач. XX в., изданные в типографиях Киева, Вильно, Гродно, Почаева, Супрасля, Уральска, Москвы, Санкт-Петербурга: Служебник, 1762 г. и Последование на день Святыя Пасхи, 1764 г., изданные в Киево-Печерской лавре; Евангелие-тетр, 1790; Цветник Аввы Дорофея, 1790; Патерик Азбучный, 1791; Часослов, 1793; Триодь цветная, 1793; Новый Завет, 1807; Молитвослов, 1828; Устав о христианской жизни, ок. 1868; Златоуст, 1884; Пролог, 1886 и многие другие. Конечно, физическое состояние книг оставляет желать лучшего. Но, если вспомнить о том, сколько веков назад они были написаны и напечатаны, то чувство сожаления сменяется радостью. Радостью за то, что они дожили до нашего времени, сохранили на страницах своих тот бесценный материал, который завещали нам наши предки.

Значение коллекции многократно возрастает благодаря многочисленным пометам и разного рода записям на книгах: владельческим, купчим, запродажным, вкладным. Из них мы узнаем не только кому и в какое время книги принадлежали, кому были переданы, подарены или проданы, сколько они стоили, но и названия церквей, монастырей и «домов», хранивших их по завещанию, а также названия уездов, волостей и деревень, где жили их владельцы.

На своих страницах книги эти сохранили также устойчивые выражения, пословицы и поговорки, встречающиеся в записях: «Величание паде с небес, а смирение возвышает на небеса…» (Соборник, 1787 г.), «Рыба рада воде, а писец рад последней строке» (Октоих, 1618 г.), «Да повинуется жена мужу…» (Катехизис малый, 1902), «Тот счастлив и славен, кто подает» (Толкование воскресных Апостолов, 1826 г.), «Гори для людей без остатка, как свеча…» (Евангелие-тетр, 1910 г.)

Представление о ценности собрания можно получить только после составления научного каталога. В 2006 г. отдел редких книг АКУНБ совместно с отделом рукописей и редких книг ГПНТБ СО РАН в серии «Книжные памятники и книжные собрания» издали каталог «Старопечатные и рукописные книги кириллической традиции в собрании отдела редких книг Алтайской краевой универсальной научной библиотеки им. В.Я. Шишкова», с выходом которого в научный оборот введены уникальные рукописные и печатные книжные памятники Алтайского края, являющие собой богатый материал для исследователей.

 

X