Главная » Ресурсы » Региональный центр доступа к ресурсам Президентской Библиотеки им. Б. Н. Ельцина в Алтайском крае


Главные мастерские Алтайской железной дороги – памятник истории и памятник архитектуры

Главные мастерские Алтайской железной дороги – памятник истории и памятник архитектуры

Дегтярев Данил Сергеевич, кандидат исторических наук, старший преподаватель Алтайского государственного университета.

22 марта на площадке Алтайского регионального центра Президентской библиотеки прошла очередная встреча краеведческого лектория. Кандидат исторических наук, преподаватель АлтГУ Данил Сергеевич Дегтярев прочитал широкой аудитории слушателей увлекательную лекцию, посвященную истории возникновения Барнаульского вагоноремонтного завода или Главных железнодорожных мастерских.

Строительство главных мастерских было начато в 1913 году. Местом их возведения был выбран Барнаул, так как именно он был крупнейшим городом на Алтайской железной дороге, которая шла в Новониколаевск через Барнаул до Семипалатинска. Мастерские были призваны обеспечивать железную дорогу восстановленным подвижным составом и запасными частями. После открытия они сразу же стали крупнейшим предприятием города по числу занятых на нем работников. Сформировался завод на двух будущих улицах: Водопроводной и бульвара 9 Января.

В рамках лектория Данил Сергеевич поделился результатами своих исследований, в ходе которых он вместе с коллегой Евгением Клепиковым определил, что на сегодняшний день в том или ином виде сохранились все крупные производственные здания и сооружения Главных железнодорожных мастерских, именно в этом и состоит их уникальность. Это 10 промышленных сооружений и около 8 жилых зданий (казарм), относящихся к периоду строительства Алтайской железной дороги. И многие из них имеют статус памятников истории и памятников промышленной архитектуры. Среди них – вагонный цех, кузнечный, кузнечно-прессовый, энергетический цех, градирня, водонапорная башня, литейный паровозный цех, материальный склад и казармы для рабочих, которые были реконструированы под детский сад «Теремок», поликлинику, заводской музей.

Также участники встречи узнали, что в ходе своей поисковой работы наши молодые ученые обнаружили загадочный дом № 74 на улице Водопроводной. У него совершенно другая архитектура, но он находится на территории вагоноремонтного завода. И пока неизвестно, относится ли этот таинственный дом к уникальному производственному комплексу начала XX века.

Список рекомендованной литературы по теме:

  1. 80 лет Барнаульскому вагоноремонтному заводу / [сост. Л. Азисова; ред. Р. Иванова; фот. И. Азисова и др.]. – Барнаул : Алтай, 1997. – 24 с.
  2. Барнаульский ордена Трудового Красного Знамени вагоноремонтный завод. – Барнаул : Алтай, 2001. – 12 с.
  3. Баталова, Т. И. 80 лет со времени открытия Алтайской железной дороги / Т. И. Баталова // Страницы истории Алтая. 1995 г. – Барнаул, 1994. – С. 102-105.
  4. Баталова, Т. И. 90 лет со дня начала действия станции Барнаул Алтайской железной дороги / Т. И. Баталова // Барнаульский хронограф : календарь знаменат. и памят. дат. 2006 г. – Барнаул, 2005. – С. 32-34.
  5. Баталова, Т. И. Железнодорожное строительство на Алтае в начале ХХ в. / Т. И. Баталова // История Алтайского края, XVIII – XX вв. – Барнаул, 2005. – С. 216-225.
  6. Баталова, Т. И. Историография частного железнодорожного строительства в Сибири [в т. ч. на Алтае] / Т. И. Баталова // Вопросы истории и историографии Алтая и Сибири : [межвуз. сб. науч. тр.]. – Барнаул, 1994. – С. 105-118.
  7. Баталова, Т. И. Источники финансирования частного железнодорожного строительства Сибири / Т. И. Баталова // Предприниматели и предпринимательство в Сибири (XVIII – начало XX вв.) : [межвуз. сб. науч. ст.]. – Барнаул, 1995. – С. 153-174.
  8. Баталова, Т. И. Первый опыт эксплуатации частных железных дорог Сибири // Актуальные вопросы истории Сибири. – Барнаул, 2007. – Ч. 2. – С. 130-133.
  9. Баталова, Т. И. Положение строительных и транспортных рабочих на частных железных дорогах Алтая: [нач. ХХ в.] / Т. И. Баталова // Историческое краеведение: теория и практика : материалы Рос. науч.-практ. конф. – Барнаул, 1996. – С. 186-190.
  10. Баталова, Т. И. Станция Барнаул Западно-Сибирской железной дороги. Расположена на 228-м км главного алтайского направления линии Новосибирск – Семипалатинск / Т. И. Баталова // Барнаул : Энцикл. – 2000. – 279 с.
  11. Баталова, Т. И. Строительство Алтайской железной дороги: [нач. XX в.] / Т. И. Баталова // Нижнее Причумышье : очерки истории и культуры : материалы краев. науч.-практ. и метод. конф. – Тальменка, 1997. – С. 80-81.
  12. Дамм, М. В. 75 лет со дня основания Алтайского вагоностроительного завода (ныне – ОАО «Алтайвагон») / М. В. Дамм // Алтайский край, 2016 : календарь знаменательных и памятных дат. – Барнаул, 2015. – С. 80-83.
  13. Коновалов, П. С. Рабочая сила на строительстве Алтайской железной дороги (1913–1915 гг.) / П. С. Коновалов // Исторический опыт хозяйственного освоения Западной Сибири. ХVIII – ХХ вв. : темат. сб. ст. – Томск, 1994. – С. 96-106.
  14. Кочеринский, Ю. С. БВРЗ [Барнаульский вагоноремонтный завод]: переходный период и перспектива на будущее / Ю. С. Кочеринский // Вагонник. – Барнаул, 2012. – Янв. (№ 1).
  15. Макаревич, В. И. История Алтайской железной дороги (1897–1917 гг.) : автореф. дис. … канд. ист. наук / В. И. Макаревич ; [Усть-Каменогор. пед. ин-т]. – Новосибирск : [б. и.], 1974. – 25, [1] с.
  16. Организация, планирование и управление на вагоноремонтных предприятиях : [учеб. для студентов вузов ж.-д. трансп.] / [В. М. Меланин и др.] ; под ред. В. М. Меланина. – М. : Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. трансп. : Трансп. кн., 2008. – 381, [1] с.
  17. Открытое акционерное общество «Барнаульский вагоноремонтный завод», 1917–2007 / [текст: О. Юровская ; ред. совет: И. Л. Волдачинский и др.]. – Новосибирск : Приобские ведомости, 2007. – 141, [2] с.
  18. Промышленность. Рабочие в начале XX века / [сост. Ю. С. Булыгин, А. Л. Кунгуров и др.] // Хрестоматия по истории Алтая. – Барнаул, 2003. – С. 255-262.
  19. Рогачева, А. История предприятия, год 1933-й : [Барнаульский вагоноремонтный завод] / А. Рогачева // Вагонник. – Барнаул, 2012. – Июль (№ 4).
  20. Скубневский, В. А. Алтай в эпоху капитализма (1861 – февраль 1917) // Энциклопедия Алтайского края. – Барнаул, 1995. – Т. 1. – С. 122-133.
  21. Скубневский, В. А. Алтайской железной дороги акционерное общество / В. А. Скубневский // Энциклопедический словарь по истории купечества и коммерции Сибири : в 2 т. – Новосибирск, 2012. – Т. 1 : А-Л. – С. 21.
  22. Скубневский, В. А. Алтайской железной дороги АО – учреждено для строительства железной дороги Новониколаевск – Барнаул – Семипалатинск, с веткой от станции Алтайской до Бийска / В. А. Скубневский, А. В. Старцев, Ю. М. Гончаров // Предприниматели Алтая 1861–1917. – Барнаул, 1996. – 33 с.
  23. Юдалевич М. Алтайская железная дорога : [история стр-ва] / М. Юдалевич // Барнаул (1730–1917) . – Барнаул, 1992. – С. 169-170.
  24. Юдалевич, М. Историограф алтайских заводов [А. И. Кулибин] / М. Юдалевич // Барнаул (1730–1917). – Барнаул, 1992. – С. 50-51.
  25. Юртайкина Т. И. Актуальные вопросы грузового вагоностроения в России и Алтайском крае / Т. И. Юртайкина // Актуальные вопросы функционирования экономики Алтайского края : сб. ст. молодых ученых. – Барнаул, 2013. – Вып. 5. – С. 315-327.

Комментарии: