Главная » Ресурсы » Краевой центр консервации библиотечных фондов » О ЦЕНТРЕ


ОПЕРАТИВНАЯ КОНСЕРВАЦИЯ

Оперативной консервацией в АКУНБ занимается переплетчик документов Елена Владимировна Полукчу.

ОПЕРАТИВНАЯ КОНСЕРВАЦИЯ

Первая справа Елена Владимировна Полукчу

Книги, к сожалению, не вечны. От частого пользования, неправильного обращения или неумелого хранения книги неизбежно ветшают, утрачивают первоначальный вид. Издания, выпущенные в мягкой обложке, изнашиваются еще быстрее. Возникает необходимость оказать срочную помощь книге: сделать мелкий ремонт или даже заново переплести.

ОПЕРАТИВНАЯ КОНСЕРВАЦИЯ

Наиболее характерное повреждение книг – отрыв головки корешка

Даже при правильном обращении любая книга, журнал, газета рано или поздно будут нуждаться в переплете. С годами накапливается большое количество таких документов. Как правило, мелкий ремонт книги осуществляют, используя скотч, канцелярский (силикатный) клей, лейкопластырь. Такой «ремонт» вредит книге!

Нельзя самостоятельно ремонтировать редкие книги. Такие издания нуждаются в профессиональной реставрации, требующей специальных знаний и навыков, а также наличия оборудования и материалов. Чтобы замедлить процесс старения и предотвратить повреждение редкого документа в нашей библиотеке, его помещают в микроклиматический контейнер (по размеру документа). Текущий ремонт и переплет книг требует большой аккуратности, бережного отношения к книге, точного соблюдения технологии переплетных операций. Памятка для организации переплетных работ в библиотеке

Технологическая схема переплетных операций

  1. I. Разбор книги:

— отделение блока от переплетной крышки;

— разборка блока на тетради или листы;

— очистка корешков тетрадей или листов от остатков клея и ниток;

— осмотр и ремонт листов.

  1. II. Изготовление блока при шитье:

— комплектование книжного блока;

— шитье блока.

III. Обработка блока после шитья:

— приклейка форзацев, обрезка;

— сушка блока под прессом.

  1. IV. Изготовление переплетных крышек

— раскрой картонных сторонок;

— заготовка отстава;

— раскрой переплетной ткани;

— изготовление крышки.

  1. V. Соединение блока с переплетной крышкой:

— вставка блока в крышку;

— прессовка готовой книги;

— осмотр готовой книги.

В сложившейся практике переплетных работ в ОКБФ АКУНБ используют следующие материалы.

Материалы

  1. Бумага:

— для форзацев: моющиеся обои («Венеция», «Саратовские обои»);

— для ремонта листов книги: равнопрочная, калька, писчая;

— для обложки: глянцевая цветная;

— для прокладки листов после ремонта: фильтровальная, газетная (чистая).

  1. Картон.
  2. Переплетные материалы: бумвинил, коленкор.
  3. Для скрепления блока: полиграфическая марля.
  4. Для корешков: бязь.
  5. Нитки хлопчатобумажные ЛЛ 100 армированные.
  6. Клей: ПВА, КМЦ, крахмальный.

Клеи используются для реставрации листовых материалов и переплетов, изготовления коробок, папок, футляров, для наращивания уголков картона, переплетных крышек и других работ. Из большого ассортимента выпускаемых промышленностью клеев только немногие удовлетворяют требованиям, предъявляемым к клеям для реставрации книг. Клей должен обладать хорошими клеящими свойствами, быть удобным в работе, образовывать долговечную, прочную, эластичную, неблестящую, обратимую пленку, не оказывать разрушающего действия на реставрируемые материалы. Это: мучной клей, крахмальный клей, клей из метилцеллюлозы (КМЦ), поливинилацетатная эмульсия (ПВА). Наиболее удачным из готовых клеев считают ПВА. Клей обладает всеми качествами, необходимыми при работе с бумагой. Быстрота высыхания (схватывание клея) – одно из главных его преимуществ перед другими клеями. При высыхании он превращается в прозрачную плёнку. Клей не имеет неприятного запаха, гигиеничен и легко смывается с рук. Перед употреблением его следует перемешать. В случае загустения клей ПВА можно разбавить водой. ГОСТ 7.50-2002 Консервация документов. Общие требования – рекомендует дисперсию поливинилацетатную гомополимерную грубодисперсную по ГОСТу 18992-80. В ОКБФ им пользуются с 2005 г.

«ГОСТ 7.50-2002 Консервация документов. Общие требования» – важный документ в правильной организации хранения фондов библиотеки, где имеются рекомендации по расходным материалам для реставрации документов.

ОПЕРАТИВНАЯ КОНСЕРВАЦИЯ

Переплетенные книги АКУНБ

Подготовкой переплетчиков документов в Алтайском крае не занимается ни одно учебное заведение. В АКУНБ этой профессии обучаются методом «из рук в руки» – от работающих сотрудников опыт передается к вновь пришедшим. Профессию переплетчика отличают такие качества как аккуратность, терпеливость, иначе документ, в который вложен труд, будет иметь неприглядный вид, им будет неудобно пользоваться.

ОПЕРАТИВНАЯ КОНСЕРВАЦИЯ

Помещение ОКБФ

В 2014 г. переплетчик документов КЦКБФ принимал участие в организации и проведении семинара «Сохранность фондов: готовность к аварийным ситуациям» и мастер-класса по реставрации с участием специалистов Российской национальной библиотеки (РНБ) федерального центра консервации библиотечных фондов (ФЦКБФ) (г. СПб.), который проходил в АКУНБ. В рамках семинара состоялся мастер-класс по реставрации Н. А. Куликовой, реставратора высшей категории ФЦКБФ. Надежда Алексеевна посетила наш отдел, ответила на вопросы, поделилась опытом и оценила работу по переплету. Ее сорокалетний опыт работы в реставрации бумаги, консультации по сложным ситуациям в реставрации книг были очень интересными и познавательными.

Заместитель директора федерального Центра консервации библиотечных фондов РНБ (г. СПб.) к. т. н. Т. Д. Великова продемонстрировала фильм «Реставрация книг, изготовленных способом бесшвейного переплета», созданный в ФЦКБФ РНБ (СПб.) и после семинара «Сохранность фондов: готовность к аварийным ситуациям» подарила его АКУНБ. Было интересно сравнить то, что демонстрировалось в фильме, с тем, как пропилочные книги делаются в центре. В КЦКБФ есть еще фильмы по переплету: «Ремонт книг», «Мелкий ремонт и реставрация книг». Фильмы систематически пересматриваем, что позволяет улучшать качество работ по ремонту документов и экономить расходные материалы. В 2015 г. на телеканале «Культура» прошел документальный фильм «Переплетное дело», который показал, что профессия переплетчика востребована и развивается.

Полученные знания используются в организации работы отдела консервации библиотечных фондов и консультировании муниципальных библиотек края в рамках деятельности краевого центра консервации библиотечных фондов (КЦКБФ). Переплетчик документов участвует в методической работе по вопросам сохранности фондов библиотек края: осуществляет практическую и консультационную помощь. В 2015 г. стажировались два сотрудника муниципальных библиотек – села Калманка и Первомайского района.

Процесс обучения сотрудников муниципальных библиотек был организован оптимально, и за короткое время стажировки они освоили пять технологий переплета документов: 1) прошивную, 2) пробивную, 3) пропилочную, 4)экономичную, 5) брошюровочную.

Находящиеся в длительном пользовании издания, естественно, постепенно разрушаются. Ветшают углы и кромки книжных листов, выпадают отдельные листы и тетради, портятся форзацы, иногда книжный блок выпадает из переплетных крышек, рвутся корешок, канты, уголки. Устранение подобных недостатков не составляет особого труда – оно осуществимо без разборки книги и не требует специальных инструментов и приспособлений. Однако нередки такие дефекты, когда изнашиваются и теряются переплетные крышки, ослабевает, а порой и полностью нарушается скрепление тетрадей в корешке книжного блока, повреждаются корешковые поля листов. В этом случае требуется более сложный переплет с разбором документа. Переплет документов – это восстановление их эксплуатационных свойств с сохранением внешнего вида: укрепление книжного блока, форзацев, ремонт или изготовление переплетных крышек. Восстановление книги, то есть устранение дефектов и повреждений, нанесенных временем, должно происходить как можно ближе к оригиналу, с сохранением материалов. Переплет требует мастерства, глубоких знаний, чувства меры, умения достигать прочности и долговечности книги.

Основные принципы реставрации

Поврежденная книга с полки книгохранения попадает в переплетную мастерскую. Задача переплетчика – устранить повреждения, восстановить книгу, сохранив её историческую, информационную и художественную ценность, обеспечить возможность использования её читателями длительное время.

Требования к реставрации каждой книги индивидуальны. Они устанавливаются в зависимости от ценности издания, его уникальности, тиража, количества экземпляров, вида издания, возможности приобретения, степени разрушения и т. д.

В результате длительного опыта, наблюдений, исследований выработаны общие требования реставрации, одобренные секцией по сохранности ИФЛА. Их содержание сводится к следующему:

  1. В первую очередь реставрируют книги, которым угрожает дальнейшее разрушение.
  2. Реставрация не должна нанести ущерба долговечности реставрируемой книги, её информационной и художественной ценности.
  3. Художественно оформленный переплет, корешок переплета, металлические застежки, автографы должны сохраняться и использоваться впоследствии, а неиспользованный материал – возвращаться вместе с отреставрированной книгой хранителю.
  4. Выбору реставрационных материалов уделяют особое внимание. Желательно, чтобы они по природе, внешнему виду и основным техническим показателям были близки материалам реставрируемой книги.
  5. При повторной реставрации может возникнуть необходимость в удалении материалов предшествующей реставрации. Следовательно, клеи должны легко растворяться в воде, чтобы обеспечить обратимость реставрации.
  6. Утраченные цветные части восстанавливаются окрашенными реставрационными материалами.
  7. К важным принципам реставрации относятся экономические показатели – стоимость оборудования, инструментов и материалов, рабочего времени на реставрацию. Процессы реставрации книг с большим трудом поддаются механизации, и стоимость реставрации в настоящее время очень высока. Поэтому снижение стоимости реставрации достигается путём использования достижений научно-технического прогресса, улучшения организации труда, повышения профессиональной подготовки реставраторов.
  8. Очень ветхие книги, которым угрожает разрушение, копируют одним из наиболее безопасных для книги способов, а саму книгу хранят в специальном футляре.

Реставрация книг требует мастерства переплетчиков, знаний технологии ручного переплета и свойств материалов, умения творчески использовать принципы реставрации, обеспечить прочность и долговечность книги. В отделе все сотрудники ознакомились с методическим пособием «Основные технологические процессы реставрации документов», с правилами ведения паспорта реставрации.

В библиотеке организована большая работа по переформатированию краеведческого фонда (на сегодняшний день – это газета «Алтайская правда»), и в этой работе также занят наш отдел: перед «оцифровкой» мы разбираем газеты и после работы сектора оцифровки и микрографии делаем консервационную папку из «родного переплета» подшивки газеты.

Книга – как живой организм. Она рождается, живёт, может заболеть, состариться и даже погибнуть. Продлить жизнь книги, дать возможность насладиться ею не одному поколению читателей, вернуть ей молодость и жизнь – задача переплетчика документов. Главное правило работы – быть внимательным и аккуратным и выполнять заповедь – «НЕ НАВРЕДИ!».

Список литературы в помощь овладению переплетным мастерством

  1. Анисимов В. И. Книжный переплет : краткий конспект по теории и технике переплетного дела с рис. на отд. листах. – Петербург : Гос. изд-во, 1921.
  2. Бауэр Э., Франке А. Переплетное ремесло: полный курс переплетного ремесла / Пер. с нем. – С.-Петербург, 1913. – 224 с.
  3. Белая И. К. Уход за кожаными переплетами в Государственной библиотеке СССР им. В. И. Ленина // Бюллетень ЮНЕСКО для библиотек.– 1959. – № 5/6. – С. 134-135.
  4. Верига В. Переплетное дело и реставрация книг. – Москва : Феникс, 2000. – 307 с.
  5. Джонсон А. Практическое руководство по переплетному делу / пер. с англ. – Москва : Книга, 1989. – 99 с.
  6. Ирошников Ю. П., Ирошникова И. Г. Переплет и реставрация книг в домашних условиях. – Москва : Книга, 1991. – 126 с.
  7. Киселева Л. Внимание: старинные переплеты! // Библиотекарь. — 1965. — № 7. — С. 51.
  8. Консервация и реставрация книг : методические рекомендации. – Москва : ВГБИЛ, 1987. – 210 с.
  9. Мазок Н. Н. Книга должна жить долго: как самому переплести и отреставрировать книгу. – Москва : Книга, 1985. – 233 с.
  10. Мазок Н. Н. Кружок переплетного дела : пособие для руководителей кружков школ и внешкольных учреждений. – Москва : Просвещение, 1982. – 96 с.
  11. Мазок Н. Н. Переплести книгу может каждый. – Москва : Книга, 1970. – 94 с.
  12. Павлов И. П. Производственное обучение переплетчиков. – Москва : Высшая школа, 1991. – 96 с.
  13. Павлов И. П. Ручной переплет : практическое пособие. – Москва : Высшая школа, 1993. – 159 с.
  14. Переплетчик : полное практическое руководство к переплетному делу / сост. В. Верига. – С.-Петербург, 1896. – 278 с.
  15. Практическое руководство по переплетному делу. – Москва : Книга, 1989. – 104 с.
  16. Серов Ю. Ремонт книжных переплетов : в помощь библиотекарю // Библиотекарь. — 1973. — № 10.- С. 59-61.
  17. Симони П. К. Опыт сборника сведений по истории и технике книжного переплетного художества на Руси, преимущественно в допетровское время с ХI по ХVII столетие включительно : тексты, материалы, снимки. – С.-Петербург, 1903. – 310 с.
  18. Симонов Л. Н. Переплетное мастерство и искусство украшения переплета. – С.-Петербург, 1897. – 464 с.
  19. Татиев Д. П. Бумага и переплетные материалы : учебное пособие для вузов. – Москва : Книга,1972. – 147 с.
  20. Тимаев Р., Федоров В. Домашний переплетчик : практическое руководство к переплетному мастерству для самообучения. – Москва : Б. и., 1994. – 64 с. (Деловой журнал для всех. Спец. выпуск.)
  21. Юсупова М. В. Некоторые вопросы старения и реставрации кожаных переплетов книг // Советское библиотековедение. — 1975. — № 3.- С. 112-116.

Комментарии: