Главная » Рекомендации депутатских слушаний


Рекомендации депутатских слушаний

Постановление
от 5 февраля 2008 г. N 27
О рекомендациях депутатских слушаний на тему «О проблемах и перспективах сохранения и развития библиотечного дела в Алтайском крае»

 

Приложение к Постановлению краевого Совета народных депутатов
от 5 февраля 2008 г. N 27

Рекомендации депутатских слушаний на тему
«О проблемах и перспективах сохранения и развития библиотечного дела в Алтайском крае»

Библиотеки Алтайского края сегодня выполняют важнейшие социальные и коммуникативные функции, являются одним из базовых элементов культурной, образовательной и информационной инфраструктуры края, вносят весомый вклад в его экономическое развитие.

Библиотечная сеть в Алтайском крае самая большая в Сибирском федеральном округе и включает 1138 государственных и муниципальных общедоступных библиотек. Жизнеспособность библиотечной отрасли Алтайского края во многом определяется деятельностью государственных библиотек, методических центров: Алтайской краевой универсальной научной библиотеки имени В.Я.Шишкова, Алтайской краевой детской библиотеки имени Н.К.Крупской и Алтайской краевой специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих. Алтайский край стремится всеми силами обеспечивать их устойчивое развитие: наращивать библиотечные фонды, компьютерный парк, внедрять в практику работы новые информационные технологии.

В Алтайской краевой универсальной научной библиотеке имени В.Я. Шишкова создана современная высокоскоростная локальная вычислительная сеть на 81 рабочее место. Это позволяет создавать собственные электронные ресурсы, предоставлять их читателям, передавать часть ресурсов в муниципальные библиотеки Алтайского края, готовить методические и обучающие материалы, обучать и консультировать библиотечных работников. С 2005 года функционирует портал в сети «Интернет» «Информационно-библиотечные ресурсы Алтайского края».

Реализация комплексного плана «Сельская культура Алтая: от сохранения к устойчивому развитию. 2002 — 2006 годы» позволила осуществлять централизованное комплектование фондов муниципальных библиотек, издание литературы краеведческой тематики, мероприятия по сохранению библиотечных фондов, автоматизацию библиотек.

В декабре 2006 года в Алтайском крае принята краевая целевая среднесрочная программа «Культура Алтайского края» на 2007 — 2010 годы. На ее реализацию запланированы определенные финансовые средства, что позволит поддерживать на приемлемом уровне состояние библиотечной отрасли Алтайского края.

Принят закон Алтайского края «О библиотечном деле в Алтайском крае», подготовлен Модельный стандарт деятельности муниципальных библиотек края. Эти документы определяют основные направления организации библиотечного обслуживания на территории муниципальных образований.

Начата модернизация муниципальных библиотек путем создания модельных библиотек. В соответствии с краевой целевой программой «Культура Алтайского края» на 2007 — 2010 годы планируется ежегодно открывать 4 модельные библиотеки.

Создание шестидесяти центров правовой и муниципальной информации позволяет формировать действующую инфраструктуру свободного доступа населения к правовой и иной социально значимой информации.

В целом муниципальные библиотеки края обладают значительными возможностями для совершенствования информационно-библиотечного обслуживания населения. Вместе с тем некоторые острейшие проблемы в библиотечной отрасли остались неурегулированными.

Реорганизация действующей системы библиотечного обслуживания повлекла за собой сокращение штатов библиотек, увеличение с 200 человек до 319 числа библиотекарей, работающих в режиме сокращенного рабочего дня.

Пять бывших центральных библиотек (в Благовещенском, Ключевском, Советском, Третьяковском и Шелаболихинском районах) утратили свой статус, став поселенческими.

Имеет место неоправданная ликвидация библиотек в ряде поселений, что влечет усиление многих социальных проблем жителей села.

Темпы обновления библиотечных фондов отстают от темпов списания ветхой литературы. Новые поступления составили лишь 1,8 процента при необходимой замене 30 процентов фонда. Недостаточные объемы финансирования приводят к тому, что библиотечные фонды практически не обновляются, новых поступлений недостаточно для удовлетворения информационных потребностей населения.

Несмотря на внедрение новых информационных технологий, на местах этому направлению все еще уделяется мало внимания.

Местные бюджеты районов не в состоянии обеспечить все необходимые расходы сельских библиотек. В основном финансируются заработная плата, текущие коммунальные платежи и в минимальном размере подписка на периодические издания. Таким образом, за рамками многих местных бюджетов по-прежнему остается финансовое обеспечение комплектования библиотечных фондов, технической оснащенности, укрепления материальной базы. В ряде районов и поселений не выделяются денежные средства на подписку периодических изданий и приобретение литературы для библиотек, чем нарушаются конституционные права граждан на доступ к информационным ресурсам.

На изношенный на 70 — 80 процентов книжный фонд сельских библиотек начисляется непомерно высокий налог на имущество.

Низкая заработная плата снижает престиж профессии библиотечного работника.

Для преодоления кризисного состояния сельских библиотек, сокращения разрыва между городом и селом в уровне доступности информации на федеральном, региональном и местном уровнях необходима корректировка политики в отношении сельских библиотек, концентрация сил и возможностей всех заинтересованных организаций.

В целях сохранения и развития библиотечного дела, соответствующего задачам, определенным Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, и оперативного решения вышеозначенных проблем участники депутатских слушаний рекомендуют:

1. Алтайскому краевому Совету народных депутатов обратиться к Правительству Российской Федерации с предложениями:

  • о внесении поправок в Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» с целью вывода текущего комплектования библиотек из конкурсных процедур;
  • о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части возмещения налога на добавленную стоимость издательской продукции, предназначенной для библиотек, и систематизации налоговых льгот для библиотек (освобождение библиотек от уплаты налога на имущество либо исключение библиотечных фондов из состава основных фондов, с которых взимается налог на имущество);
  • о необходимости разработки и принятия приоритетного национального проекта «Культура»;
  • об ускорении разработки и принятия изменений в федеральную целевую программу «Культура России (2006 — 2010 годы)» в части развития библиотечного дела.

2. Администрации Алтайского края:

  • предусмотреть возможность перехода с 2009 года на нормативно-подушевое финансирование библиотечного обслуживания с учетом потребностей населения в новой литературе и современного технического оснащения библиотек;
  • в связи с выделением в 2008 — 2010 годах дополнительных средств федерального бюджета на комплектование муниципальных библиотек направлять средства краевой целевой программы «Культура Алтайского края» на приобретение литературы по следующим тематическим блокам: право, здоровый образ жизни, краеведение, экологическая и сельскохозяйственная литература, литература для семейного чтения;
  • с целью расширения участия муниципальных библиотек Алтайского края в конкурсе на получение грантов в сфере культуры рассмотреть возможность установления нескольких дополнительных номинаций с одновременным увеличением общей выделяемой суммы средств;
  • предусмотреть в рамках краевой целевой программы «Культура Алтайского края» средства на улучшение материальной базы муниципальных библиотек (библиотечное оборудование, мебель, оргтехника);
  • разработать нормативные правовые акты, предусматривающие систему мер по привлечению молодых специалистов для работы в библиотечной сфере, в том числе денежное поощрение лучших библиотекарей, внедряющих инновационные формы работы, за высокое профессиональное мастерство;
  • принять решение об издании книг «Библиотечная серия» (целевые комплекты книг для муниципальных библиотек по льготным ценам) по примеру издания серии «Городская библиотека», поддержанному администрацией города Барнаула;
  • способствовать сохранению централизованных библиотечных систем в качестве основной формы организации библиотечного обслуживания населения.

3. Органам местного самоуправления:

 

  • принимать и реализовывать муниципальные программы развития библиотечного дела с учетом обеспечения полного доступа населения края к информационным ресурсам Алтайского края, страны, мира; обеспечить в полном объеме финансирование этих программ;
  • осуществлять поддержку инновационных проектов муниципальных библиотек путем проведения городских (районных) конкурсов;
  • ежегодно предусматривать в местных бюджетах средства:
    1) на стимулирующие выплаты работникам сферы культуры в размере не менее 50% фонда оплаты труда;
    2) на осуществление подписки на периодические издания: не менее 10 наименований для поселенческих и детских библиотек и не менее 25 наименований для межпоселенческих библиотек и центральных библиотек городских округов;
    3) на осуществление работ по подключению муниципальных библиотек к сети «Интернет» (абонентская плата, частичная оплата трафика за использование сети «Интернет» для нужд библиотеки);
    4) на амортизацию компьютерной и офисной техники.
  • при передаче библиотек в состав культурно-досуговых центров заключать соглашения между администрацией поселения и администрацией района о передаче полномочий по комплектованию, методическому и информационно-библиографическому обеспечению деятельности поселенческих библиотек;
  • оказывать содействие в расширении нестационарных форм обслуживания населения (выделение помещений для организации пунктов выдачи, транспорта для доставки литературы, дополнительных средств для создания обменных фондов на базе районных библиотек);
  • ввести в штатные расписания центральных библиотек должности технического персонала по обслуживанию и ремонту компьютерной техники и переплетчика;
  • при определении приоритетов в материальном и финансовом обеспечении муниципальных библиотек, изменении территориальной структуры, оптимизации библиотечной системы муниципального образования руководствоваться действующими в Российской Федерации нормативами, нормами и стандартами;
  • обеспечивать в библиотеках безбарьерную среду для инвалидов (устройство пандусов, поручней, широких дверных проемов, оснащение специальными техническими средствами).

Комментарии: