Главная » Справочно-информационный центр «Экология» » Памятники природы » Слияние Бии и Катуни (остров Иконников)


Слияние Бии и Катуни (остров Иконников)

Место слияния Бии и Катуни (остров Иконников) объявлено памятником природы постановлением Администрации Алтайского края от 25 декабря 2000 г. Находится в Смоленском районе, между селами Смоленское и Точильное. К месту слияния Бия течет с северо-востока, Катунь – с юго-востока. Обе реки огибают обширный остров Иконников (площадь 1400 га) и напротив с. Сорокино сливаются в единый поток – Обь. Площадь, занимаемая памятником природы – 1240 га.

Место слияния Бии и Катуни очень красиво. Две реки, одновременно мощные несут свои воды, сходясь в еще более мощную струю – Обь. Но эти две реки имеют разный цвет. Некоторое время реки несут свои воды, почти не смешиваясь.

Это место окружено легендами. Самая известная из них – легенда о реках Катуни и Бии.

У хана Алтая была прекрасная дочь Катынг. Безумно любил ее своенравный отец. Понимал он, что рано или поздно придется девушку отдать замуж, придется расстаться с ненаглядной дочерью. Но хотел он, как можно дольше удержать свою Катынг дома. Чтобы никто не видел ее красоты, хан построил для нее замок высоко в горах. Никто не мог попасть в эти места, потому что не было туда никаких дорог. Но птицы, прилетавшие с востока, пели для Катынг песни о красоте и уме парня по имени Бий, который живет далеко в степях. А ветры, пролетавшие мимо замка, шептали красавице о любви Бия к Катынг. Разгорались в мыслях девушки прекрасные мечты о счастье с любимым человеком. И вот однажды, наслушавшись щебетанья птиц и шороха ветра, Катынг решила сбежать из заточения и встретиться с долгожданной любовью.

Подкараулила смелая девушка, когда уснет ее могучий отец, спрыгнула с высокой скалы и побежала навстречу любимому. Проснувшись, хан Алтай не нашел своей дочери. Поняв, что любимая дочь покинула его навсегда, он послал вдогонку самых ловких и сильных богатырей с приказом догнать беглянку и вернуть назад. Но ни один из воинов хана не смог настичь Катынг, которая, ловко прыгая с камня на камень, стремительно бежала все дальше и дальше. Самым быстрым и проворным оказался богатырь по имени Бабырхан. Он уже ухватил Катынг за рукав платья, но она, рванувшись, оторвала рукав и устремилась дальше. Так и не догнали богатыри красавицу Катынг, которая встретилась со своим любимым Бием, и они побежали дальше вместе, слившись в одно целое – реку Обь.

С тех пор эти влюбленные неразлучны. А грозный хан Алтай в жестоком гневе своем и в слепой ярости превратил богатырей в камни. Так и стоят они каменными громадами: Сартыкпай, Сарлык и Бабырган, который стал последней горой Северного Алтая.

Место, где берет начало Обь, издревле считалось сакральным у окрестных алтайских племен. На старинных картах Сибири на месте Бийска указывается название фантастических городов или же местоположение легендарной языческой святыни, которую русские назвали «Золотая баба». Это божество особо чтили по всему Приобью. О нем сложены предания у ненцев, хантов, манси. Во время похода Ермака святыню спрятали в недоступном месте где-то в Северном Алтае. Есть предположение, что тайным местом нового поклонения этой богине было урочище Вихоревка – там, где в Бию впадает Иконниковская протока реки Катуни. Загадки окружают эти места. Считают, например, что две реки сливались раньше в другом месте, там, где теперь находится Иконниковская протока. А как раз напротив впадения в Бию этой протоки лежит местность, известная как Вихоревка. Оба этих топонима, возможно, объясняют многое в истории этого края. Скорее всего, русский топоним «Вихоревка» – это результат фонетической адаптации более древнего названия, возникшего, вероятно, еще в VIII – VII вв. до н. э., когда на Алтае господствовали европеоидные племена самодийцев. Относящийся именно к устью Бии, первоначально он звучал примерно так: «Би-хара», что означало – «место (земля) в устье реки». Спустя века топографическая нагрузка топонима была усилена древними тюрками. Словом «хар» (отсюда в русский язык перешло слово «яр») они обозначали высокий и обрывистый берег, и поэтому на ряде древнетюркских языков новый топоним мог звучать как «Бихара-ус» – «высокий яр в устье реки». Если использовать широко распространенное в алтайских диалектах монгольское слово «хайра» – «святой», то получается другое смысловое значение топонима – «Би-хайра», то есть «святое устье реки». А если заглянуть в еще более архаичные языки, то на санскрите «Вихара» — это место поклонения божествам. В XVIII в. русские поселенцы превратили этот топоним в более привычную, удобную для языка и слуха Вихоревку.

В районе Вихоревки была удобная переправа для древних караванов, которая открывала кратчайшие пути в Монголию и Китай. Здесь же была построена первая в этих местах казачья крепость. Сейчас воссоздана часть ее стены.

В этом месте много озер и болот, на берегах которых гнездится водоплавающая дичь. Растительность острова – злаково-разнотравно-осоковые закустаренные луга в сочетаниях с тополевыми, ивовыми зарослями. Естественные ландшафты острова представляют интерес как местонахождение памятников природы – старых ветл, как территория распространения зарослей облепихи – генофонда этой культуры и как древний путь миграции животных. Флора острова насчитывает около 100 видов растений. К реликтовым растениям относится, в частности, какалия копьелистная.

Для фауны рыб этот участок важен как главный миграционный путь ценных видов рыб – сибирского осетра и нельмы к местам нереста в нижнем течении Катуни. Место слияния Бии и Катуни отличается живописным пейзажем, обилием песчаных пляжей и мест водной рекреации, а также зарослями кустарников и околоводной растительности. Остров Иконников интенсивно посещают туристы, любители рыбной ловли, водной рекреации, сборщики ягод. Отмечено вытаптывание лугов и уничтожение кустарников, «стихийные» костровища и горы мусора.

Режим охраны. На территории памятника природы запрещается: отвод земель под виды пользования, противоречащие целям и задачам памятника природы; распашка земель; разработка и реализация проектов, связанных с нарушением естественных экологических систем и природного равновесия; прокладывание новых коммуникаций (дорог, трубопроводов. ЛЭП; рубки леса, за исключением санитарных по материалам фитосанитарного обследования; повреждение деревьев, кустарников прибрежноводной и водной растительности; изменение видового состава флоры и фауны, в т. ч. акклиматизация и интродукция чужеродных видов; применение любых ядохимикатов; охота; любые действия, приводящие к изменению гидрологического режима, в том числе забор воды, сброс воды, регулирование водотока, спрямление русел рек, устройство запруд антропогенного происхождения; изыскательские работы и разработка любых полезных ископаемых; взрывные работы; использование моторных плавательных средств всех видов в период нереста рыбы; загрязнение и захламление территории, складирование и захоронение любых отходов; разбивка туристических стоянок, разведение костров за пределами отведенных мест; сенокошение методом от периферии к центру; сжигание сорняков и остатков растительности; разорение гнезд и нор животных; осуществление хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду и ведущей к деградации или уничтожению природных объектов, а также портящей его эстетический вид.

Использование памятника природы допускается в следующих целях: научных (мониторинг состояния окружающей природной среды, изучение функционирования и развития природных экосистем и их компонентов и т.п.); эколого-просветительских (проведение учебно-познавательных экскурсий, организация и обустройство экологических учебных троп, снятие видеофильмов, фотографирование и т.д.); рекреационных (сбор ягод, рыбная ловля удочкой); природоохранных (сохранение генофонда видов живых организмов, обеспечение условий обитания редких и исчезающих видов растений и животных).

Литература

  1. Алтай. Жемчужина и сердце Евразии / [авт.-сост. С. М. Бурыгин]. – М. : Вече, 2010. – 283 с. : ил. – (Исторический путеводитель).
  2. Дзагоева, Е. А. Перспективы экскурсионной деятельности в окрестностях о. Иконников / Е. А. Дзагоева // Известия Бийского отделения Русского географического общества. – Бийск, 2007. – Вып. 28. – C. 62–64.
  3. Достопримечательности Горного Алтая : путеводитель / [авт.-сост. Т. А. Акимова и др. ; гл. ред. Е. Злобин]. – Барнаул : Пять плюс, 2008. – 170 с.
  4. Красная книга Алтайского края / Администрация Алт. края, Упр. природ. ресурсов и охраны окружающей среды Алт. края ; редкол.: С. И. Авцинов и др. – Барнаул, 2002 – Т. 3 : Особо охраняемые природные территории / И. В. Андреева и др. – [2-е уточн. и доп. изд.]. – 2009 (Концепт). – 272 с. : ил., карты. Слияние Бии и Катуни (остров Иконников). – С. 238–239.
  5. Лариков, Н. М. Состояние природы острова Иконников в пределах историко-ландшафтного памятника «Вихоревская переправа» / Н. М. Лариков // Алтай: экология и природопользование : материалы I рос.-монгол. конф. молодых ученых и студентов. – Бийск, 2002. – С. 76–78.
  6. Особо охраняемые природные территории г. Бийска : справ. изд. / Е. А. Дзагоева, Г. С. Петрищева, Н. А. Цехановская, С. Л. Бакланова ; Бийск. гос. пед. ин-т, Ком. экологии и охраны окружающей среды при адм. г. Бийска. – Бийск : НИЦ БиГПИ, 1999. – 86 с.
  7. Панфило, Е. Девять памятников природы Смоленского района / Е. Панфило // Комсомольская правда. – 2007. – 29 сент. – (Земля и люди. – С. 1, 2 : фото).

Фото с сайта


Комментарии: