Skip to main content

«АЙГОР ПОУЗ. ОСОБЫЙ ВЗГЛЯД»

20 июня в ГХМАКе состоялась презентация фильма известного западноевропейского художника АЙГОРА ПОУЗА.

«L’Image Qui Parle. Altaï. L’été 2011» или «Говорящий Образ. Алтай. Лето 2011»

Создание фильма стало важным событием не только для художественного музея, но и культурного пространства всего города после открытия выставки автора в июле 2011 г. Экспозиция произведений художника, выполненных в технике точечной живописи (TATTOO PAINTING), привлекла внимание знатоков изобразительного искусства и многочисленных зрителей.

Уже первые кадры фильма захватывают воображение. Рука художника, взмахом пера, начинает историю… ставя точку! Первую из десятков, сотен тысяч, а то и миллионов, поставленных им в работе над произведениями. Из этого ключевого жеста на наших глазах происходит рождение удивительной вселенной – художника, поэта, философа и музыканта, фотографа и литератора, камерамэна и, в первую очередь, личности – Айгора Поуза. Новаторство, присущее ему в перечисленных сферах творчества, нашло отражение и в драматургии фильма. Являясь режиссёром этой яркой визуальной симфонии, Поуз представляется мне, скорее, её композитором. А наполняя показ образов мелодией и ритмом, одухотворяя каждый кадр музыкальным видением, – ещё и дирижёром. В этом найденном автором художественном методе легко улавливается послание – разделить со зрителем ВДОХновение!

Продолжая кинематографическую сагу жизни, работы и странствий в Европе, фильм «Говорящий Образ» прибавляет к истории Айгора новую, сибирскую главу. Городские пейзажи Парижа, Антверпена, Цюриха, Брюсселя и их обитателей сменяются здесь увиденным автором на родине после десятилетий разлуки. Барнаул предстаёт памятными, с высоты птичьего полёта, местами, уголками детства. Камера объективно фиксирует современные высотки и доживающие свой век покосившиеся домишки. Скорость современного мегаполиса – и неспешность пожилых людей, живущих в мире деревянных заборчиков с котами на крышах и воробьями на заборах. Ритмичными планами Айгор рисует картину Барнаула своего детства и юности.

Фильм включает множество событий: открытие выставки, встречи со зрителями и выступление Л. Норгелене с докладом «Айгор Поуз. Говорящий образ» на форуме современного искусства в стенах художественного музея; презентацию его творчества в Ротари-клубе, где искусствовед знакомила слушателей с эстетическими воззрениями мастера, демонстрировала репродукции его работ и один из снятых в Бельгии фильмов.

Вошли в «Алтай. Лето 2011» и эпизоды, связанные с уникальным для края событием – двуязычным суарэ «Айгор Поуз. Особый взгляд», организованным французским центром в лице Светланы Беляевой, искусствоведом и арт-критиком Любовью Норгелене и Алтайской краевой универсальной научной библиотекой имени В. Я. Шишкова (Галина Федотова, Ирина Дунина, Елена Березикова, Артем Мандров).

Присутствие самого автора, его энергия, выверенность речи, каждого слова и монолога на безупречном русском и французском языках позволили провести этот мини-спектакль на высочайшем уровне. Связь с культурой Франции осуществлялась через искусство творившего в ней нашего соотечественника.

Чтение прозы, стихов и афоризмов носило форму игры. Приглашённая для участия в вечере француженка Сара Буро читала тексты на русском, в то время как сам автор произносил их на французском языке. Декламация сопровождалась композицией Поуза «Animal Soul» и проекцией на экран его графических произведений. Вниманию зрителей и слушателей было также представлено слайд-шоу из подборки живописи московского и парижского периодов под будоражащую воображение «GoingOut» – другое произведение из его аудио-альбома «TakeCare» («Береги Себя»). А заканчивался «Особый взгляд» ещё одной премьерой. В России, в Барнауле в тот вечер был впервые показан фильм-балет «Mystery» из его прогремевшей на весь мир боди-арт эпопеи.

Для всех, кому посчастливилось оказаться тогда в краевой библиотеке, в особенности студентам иностранного факультета, молодёжи, подобная возможность прямого общения с автором на изучаемом языке на примере его «говорящих» работ поистине бесценна. Но, пожалуй, красноречивей всего говорит сам образ нашего земляка Игоря Познякова. Говорит о формировании собственной жизни, взглядов, о построении Себя; являясь своеобразным примером в покорении пространств планеты. Такая личностная многогранность, стремление к достижению поставленной цели впечатляет, поражает, вызывает восхищение!

В который раз хочется привести его афоризм:

«ЖИЗНЬ ЕСТЬ ХОЛСТ. КРАСЬ!»

Эти слова, на мой взгляд, были девизом той незабываемой встречи.

Любовь Норгелене

X