«Я часть той силы…»: в «Шишковке» представят программу о Михаиле Булгакове

17 мая в библиотеке им. В. Я. Шишкова пройдет программа, посвященная 130-летию Михаила Булгакова. Публику ждет интересная лекция от филологов, уникальные иллюстрации к культовому роману и постановка от Литературного театра.

По профессии он — врач. После революции воевал в рядах Добровольческой армии. Просил Сталина дать ему возможность уехать, но получил отказ. Его пьесы сначала ставились в театрах, а потом запрещались к постановке. Самый известный роман «Мастер и Маргарита» был впервые опубликован спустя лишь почти тридцать лет после смерти писателя и стал культовым для нескольких поколений советских читателей. О биографии и творчестве Михаила Булгакова расскажут доктор филологических наук Елена Худенко и доктор филологических наук, профессор Александр Куляпин, а еще покажут пикантные иллюстрации к роману «Мастер и Маргарита», которые точно не известны широкой публике. Кроме того, аудиторию ждет презентация и совершенно новых иллюстраций к великому произведению: художник-иллюстратор Ксения Паршина познакомит всех со своим видением романа «Мастер и Маргарита»! Но и это не все: Литературный театр библиотеки обрамит все действо инсценировкой рассказа Михаила Булгакова «Был месяц май».

Начало в 18.00. Внимание: программа 18+.

Иллюстрация – от Ксении Паршиной

«В Сибири не было войны, но мы огнем ее задеты»: ко Дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов

С 1 мая в читальном зале открывается выставка «В Сибири не было войны, но мы огнем ее задеты», посвященная Дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.

В героической летописи нашего Отечества одним из самых ярких и незабываемых событий навсегда останется Победа советского народа над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Неустрашимость перед врагом, уверенность в грядущем «победном марше» фронтовиков крепила неустанная поддержка тружеников тыла, в том числе и наших земляков. Так сложилась Великая Победа, годовщину которой в России ежегодно отмечают 9 мая как всенародный праздник.

Более полную информацию можно получить на заявленной выставке, где представлены книги о Великой Отечественной войне; особое внимание уделено материалам о наших земляках.

Выставка продлится до конца мая.

«Зеленая кулинария: блюда из зелени и овощей»

С 1 мая в общем читальном зале работает книжно-иллюстративная выставка «Зеленая кулинария: блюда из зелени и овощей». Зелень делает еду ароматной и аппетитной, а блюда из зелени и овощей – легкие, но сытные.

Все народы сажали овощи и считали их достойными особого внимания. Герои Гомера отдыхали от своих подвигов, угощаясь тарелкой фасоли или гороха, – писал знаменитый английский шеф-повар XIX века Алексис Сойер.

Когда сенаторы пришли уговаривать императора Диоклетиана вернуться к власти, он отказался, сказав, что если бы они видели, какую замечательную капусту он выращивает, то больше не стали бы досаждать ему.

Римляне, например, культивировали щавель и ели его тушеным с горчицей, сдабривая небольшим количеством растительного масла и уксуса.

А хрен в древнем мире, наоборот, был в опале. «…Надо быть совершенно сумасшедшим, чтобы купить хрен, когда на рынке есть рыба!» – так считал древнегреческий поэт Амфис. Тем не менее… Апиций, полулегендарный древнеримский гурман и чревоугодник времен правления императора Тиберия, в своей кулинарной книге уделял внимание хрену и рекомендовал подавать это растение с перцем и гарумом (рыбным соусом).

Блюда из овощей и зелени бывают весьма разнообразными: салаты, соленья, супы, овощная икра… Вильям Похлебкин пишет о том, что в средние века салаты, например, готовили из зеленого лука, перьев чеснока, мяты и листьев петрушки. Затем французы ввели в состав салата латук – растение с нейтральным вкусом, состоящее из одних листьев. Именно латук получил во всех странах название салата.

Тема еды, в частности, блюд из овощей и зелени, широко распространена в русской литературе.

Вот как описывается салат в рассказе А. И. Куприна «На покое»: «…Так и в меню стояло: салат а-ля Лидин-Байдаров. Понимаешь: положить груздочков солененьких, нарезать тоненько крымское яблоко и один помидорчик и накрошить туда головку лука, картофеля вареного, свеклы и огурчиков. Потом все это, понимаешь, смешать, посолить, поперчить и полить уксусом с прованским маслом, а сверху чуть-чуть посыпать мелким сахаром. И к этому еще подается в соуснике растопленное малороссийское сало, знаешь, чтобы в нем шкварки плавали и шипели…

– Уд-ди-вительная вещь! – прошептал Байдаров, даже зажмурясь от удовольствия.»

А вот описание блюд из овощей и зелени у Ивана Шмелева в повести «Лето Господне» сквозь призму восприятия семилетнего мальчика Вани: «В передней стоят миски с желтыми солеными огурцами, с воткнутыми в них зонтичками укропа, и с рубленой капустой, кислой, густо посыпанной анисом, – такая прелесть. Я хватаю щепотками, – как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во весь пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно?»

Надо сказать, что именно зелень зачастую придает блюдам «национальную» окраску. Руккола и фенхель – Средиземноморье, кинза – Кавказ и Азия, укроп – Россия. Пожалуй, лишь петрушку можно считать универсальной пряной зеленью.

На выставке представлен ряд книг, из которых читатели узнают о многообразии овощей и зелени, их применении, познакомятся с овощными блюдами различных народов. Полезные советы по кулинарии, в которых обобщен многолетний опыт специалистов, помогут приготовить вкусные и полезные блюда из овощей и зелени в домашних условиях.

Выставка будет работать до 16 мая.

«Государственная Дума: роль и место в политической системе России» к 115-летию открытия 1-й Государственной Думы

С 1 мая в общем читальном зале (4 этаж) открывается книжно-иллюстративная выставка «Государственная Дума: роль и место в политической системе России».

2021 год является юбилейным в истории российского парламентаризма: 115 лет назад в России начала свою работу Государственная Дума как первый в России избранный населением представительный законодательный орган. Дума I созыва провела одну сессию и просуществовала 72 дня, с 27 апреля (10 мая) по 9 (22) июля 1906 года, после чего была распущена императором Николаем II.

Исторический опыт Государственной Думы показал тесную взаимосвязь ее деятельности с общеполитическими, экономическими и социальными процессами, происходящими в стране.

Власть Российской Федерации осуществляет сегодня демократическую политику – политический режим, дающий гражданам право участвовать в принятии политических решений и выбирать своих представителей в органы власти. С каждым годом Государственная Дума – нижняя палата Федерального Собрания, высший законодательный орган власти в Российской Федерации наряду с Советом Федерации, правовой статус которой определен в пятой главе Конституции Российской Федерации, – играет всё более важную роль в политической жизни общества. Об этом говорят широкие полномочия Думы, определенные в 103-й статье Конституции РФ. Это и дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации, и решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации, и назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации и др.

В документах и материалах, представленных на выставке, анализируются правовой статус Государственной Думы, исторические предпосылки ее создания. С опорой на исторические документы раскрывается вопрос о полномочиях представительного органа, дается оценка эффективности ее деятельности в России.

Выставка продлится до 15 мая.

Программа «Рукописи не горят»

Программа «Рукописи не горят»На Патриарших вновь сгущаются тучи и творится что-то странное. А как иначе, ведь 15 мая в 14.00 Киноклуб покажет самую мистическую версию «Мастера и Маргариты». Широкий зритель знаком с сериалом Владимира Бортко, а вот фильм не менее знаменитого Юрия Кары оказался незаслуженно обделен вниманием. Пора это исправить, не так ли?

«Как причудливо тасуется колода карт», – говорит Воланд в бессмертном романе Михаила Булгакова. Вряд ли Юрий Кара, задумав снять свою версию «Мастера и Маргариты» в 1994 году, мог предположить, что зритель увидит это фильм только спустя 17 лет.

Снег в октябре в Крыму, авария с участием режиссера и некоего Коровьева, прорыв трубы в театре Эрмитаж – вот только часть мистических событий, случившихся на съемках этой картины. Но настоящая мистика – это актерский состав, который просто потрясает! Анастасия Вертинская, Михаил Ульянов, Валентин Гафт, Сергей Гармаш – даже в крошечном эпизоде задействованы только актеры первой величины. А музыка Альфреда Шнитке не оставляет сомнений – фильм необходимо видеть.

Торопитесь, ведь Аннушка уже пролила масло…

Отдел гуманитарной литературы
Тел. 50-66-21
М. В. Базиченко

«Человек. Ученый. Гражданин»

21 мая 2021 года отмечается 100-летие со дня рождения Андрея Дмитриевича Сахарова. Сотрудниками зала общественных наук к этой дате подготовлена книжно-иллюстративная выставка «Человек. Ученый. Гражданин».

Андрей Дмитриевич Сахаров оставил след в истории как талантливый физик, общественный деятель, правозащитник и гуманитарный мыслитель планетарного масштаба, лауреат Нобелевской премии мира. Недаром его называют человеком эпохи. Жизнь и деятельность этой незаурядной личности неотделимы от величайших исторических процессов второй половины ХХ века, которые определили будущее не только нашей страны, но и всего человечества. Идеи Сахарова продолжают сохранять свою значимость для науки и для современного мира в целом.

Свое кредо А. Д. Сахаров сформулировал еще в Нобелевской лекции 1975 г., но и сегодня его слова продолжают звучать так же актуально:

«Я убежден, что международное доверие, взаимопонимание, разоружение и международная безопасность немыслимы без открытости общества, свободы информации, свободы убеждений, гласности, свободы поездок и выбора страны проживания. Я убежден также, что свобода убеждений, наряду с другими гражданскими свободами, является основой научно-технического прогресса и гарантией от использования его достижений во вред человечеству, тем самым основой экономического и социального прогресса, а также является политической гарантией возможности эффективной защиты социальных прав».

Академик Сахаров по-прежнему остается для нас образцом ученого и гражданина.

Выставка доступна в общем читальном зале (4 этаж) с 1 по 31 мая.

«Цензурушка, голубушка, нельзя ли пропустить?»

В мае в едином читальном зале начинает работать книжно-иллюстративная выставка «Цензурушка, голубушка, нельзя ли пропустить?». Она посвящена истории российской цензуры XIX–XX вв. и приурочена ко Всемирному дню свободы печати.

Выставка позволит посетителям окунуться в противоречивую, драматичную историю цензуры в России – от начала становления цензурного аппарата до настоящего времени. Экспозиция представит более чем двухвековую панораму российского надзора за печатью сквозь призму судеб и общественно-политических взглядов известных прозаиков, поэтов, журналистов, критиков, издателей, цензоров, диссидентов.

Недавно рассекреченные архивные документы, сенсационные научные исследования, мемуары участников этого подчас кровавого процесса, неожиданные имена, факты и запрещенные книги – в течение всего мая только для читателей «Шишковки»!

Отдел гуманитарной литературы, тел. 506-621
Мария Гамлетовна Дарбаян

 

Байбурова, Р. М. Без добрых дел блаженства нет…

В книге рассматривается многогранная просветительская деятельность Императорской Академии художеств во второй половине XVIII века: формирование уникальной общедоступной музейной коллекции, проведение публичных выставок, создание первой библиотеки, продажа произведений искусства, печатание книг и д.р.

Автор книги Байбурова Римма Михайловна и ее знания в области русской культуры XVIII века позволили решить в представленной книге ряд вопросов. Например, прояснилась спорная до сих пор дата возникновения культурного центра. Императорская Академия стала гигантским государственным экспериментом по созданию «новой породы» людей. Ее главной задачей стало из 5-6 детей низшего сословия взрастить художественных мастеров. Данный эксперимент не увенчался успехом, однако Академия художеств стала ядром культурной жизни Петербурга и мощным просветительским центром столицы и страны.

Байбурова, Р. М. Без добрых дел блаженства нет… : просветительская деятельность Академии художеств в XVIII веке / Римма Байбурова ; Рос. акад. художеств, Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразит. искусств РАХ. — Москва : БуксМАрт, 2020. — 207 с.

Бессон, Люк. Несносный ребенок : автобиография

Люк Бессон – поистине культовый режиссер, автор таких ярких фильмов как «Леон», «Голубая бездна», «Пятый элемент», «Такси», «Жанна д’Арк» и др. Но не все догадываются, какие сложности пришлось пройти режиссеру в начале пути.

Перед вами – автобиография Люка Бессона, где он искренне рассказывает о первых тридцати годах жизни, откровенно говорит о родителях и неприкаянном детстве, об одиночестве, любви к музыке и дельфинам. В книге рассказана долгая история становления режиссера. Как из подростка, убегающего от реальности, получился гениальный режиссер. Бессон повествует, как трудности, с которыми он столкнулся, не сломили его, а закалили характер, а из личных душевных ран родились образы, навсегда вошедшие в историю мировой культуры.

Бессон, Люк. Несносный ребенок : автобиография / Люк Бессон ; пер. с фр. О. И. Яриковой. – Москва : АСТ, 2021. — 477, [2] с.

Павлов, А. В. Бесславные ублюдки, бешеные псы : вселенная Квентина Тарантино

Одни считают его безумцем, другие – гением. Фильмы Квентина Тарантино пропитаны фирменной эстетикой, диалогами и, конечно, сюжетами.

Книги о Тарантино начали появляться едва ли не сразу после премьеры «Бешеных псов», и вряд ли их поток иссякнет в ближайшее время. Данную книгу можно рассматривать как целую исследовательскую работу в области уникальных жанров тарантиновских фильмов. В хронологическом порядке издание рассказывает о фильмах, к которым режиссер имел отношение. Александр Павлов повествует о трех периодах творчества Тарантино – о криминальном кино, о вторжение режиссера на территорию грайндхауса и об утверждение Тарантино на территории грайндхауса.

Павлов, А. В. Бесславные ублюдки, бешеные псы : вселенная Квентина Тарантино / Александр Павлов ; [Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Рос. Федерации]. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Дело, 2020. — 422, [1] с.

123327