Skip to main content

Образ отца в художественной литературе

В России в третье воскресенье октября отмечают День отца – соответствующий Указ подписал Президент России в 2021 г. «в целях укрепления института семьи и повышения значимости отцовства в воспитании детей».

Наверное, большинство из нас согласится с тем, что отец – это не вторая мать, не замена матери, а именно отец, нечто отдельное. Особая ответственность за формирование у детей уважительного отношения к окружающим, себе, закону, нормам морали, своему здоровью и личной безопасности, сознательное отношение к учебной деятельности должны ложиться в семье на отца. Своим воспитанием папа показывает ребенку внешний мир. Это его пример учит активности, творчеству, умению преодолевать трудности, идти против течения, изменять окружающий мир и помогать нуждающимся в защите. Ребенок пристально присматривается к поведению отца. Он ожидает, что слова отца будут соответствовать его действиям.

Образ отца в художественной литературеВестли Анне-Катрине «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик»

«Жила-была большая-пребольшая семья: папа, мама и целых восемь детей… И ещё с ними жил небольшой грузовик, который они все очень любили. Ещё бы не любить – ведь грузовик кормил всю семью!» Вот так писательница представляет своих героев. Она рассказывает о жизни многодетной семьи, в которой родители всегда находят общий язык с детьми. Автор не скрывает, что любит своих героев, и её любовь передаётся читателям. «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик» – книга для семейного чтения, в которой юному читателю без нравоучений и назидательности, с юмором преподносятся уроки жизни.

Папа в книге норвежской детской писательницы Анне-Катрине Вестли – воплощение спокойствия и уверенности в себе. У него есть одно проверенное средство: как только начинают закипать мозги и всем в доме хочется поругаться друг с другом, надо выйти из дома и начать бегать. Нарезать круги до тех пор, пока злость не выветрится. Он вообще мастер нетривиальных решений: то смастерит деревянную повозку, чтобы бабушка вместе со всеми смогла поехать в путешествие за границу, то устроит внеплановый поход.

« – Конечно это очень плохо, – сказал он (Папа). – но самое плохое, что у нас так мало места. Здесь даже посердиться негде по-настоящему.
– Как же негде? – удивилась Мона. – Разве мне сердитой надо больше места, чем не сердитой?
– Несомненно, – ответил папа<…>». 

Образ отца в художественной литературеГайдар Аркадий «Голубая чашка»

Семья с дочкой в конце лета снимают дачу в Подмосковье с целью провести там долгожданный отпуск. Спустя три дня по приезде к маме пришёл её старинный приятель, полярный лётчик. Уделяя всё внимание гостю, она обижает других членов семьи. Окончательно оформляет конфликт неизвестно кем разбитая мамина голубая чашка. Маленькая Светланка и ее папа обиделись на маму и отправились куда глаза глядят… Добрая лирическая повесть рассказывает о том, как много они увидели за этот долгий день и как чудесно он закончился.

«– Я вчера ночью проснулась, смотрю, мама отложила книгу, повернулась к тебе и долго на тебя смотрит.
– Эко дело, что смотрит! Она и в окошко смотрит, на всех людей смотрит! Есть глаза, вот и смотрит.
– Ой, нет! – убежденно возразила Светлана. – Когда в окошко, то смотрит совсем не так, а вот как…
Тут Светлана вздернула тоненькие брови, склонила набок голову, поджала губы и равнодушно взглянула на проходившего мимо петуха.
– А когда любят, смотрят не так.
Как будто бы сияние озарило голубые Светланкины глаза, вздрогнули опустившиеся ресницы, и милый задумчивый Марусин взгляд упал мне на лицо». 

Гарднер Крис «В погоне за счастьем»

«В погоне за счастьем» – автобиографический роман американца Криса Гарднера. Крис Гарднер – уроженец бедного негритянского квартала в Милуоки. После окончания военной службы он приезжает в Сан-Франциско – город пьянящей свободы и безграничных возможностей. Крису удается получить место стажера в престижной брокерской фирме, но все складывается не так, как он планировал. В течение года он – бездомный отец-одиночка с малолетним сыном Кристофером на руках, безмерно любящий своего сына и убежденный в том, что сделает своего сына счастливым, несмотря ни на какие трудности.

«Вот главный урок, который извлек я и который должен усвоить любой родитель: наши дети не хотят нас расстраивать. Они хотят, чтобы мы были счастливы».

Образ отца в художественной литературеГолявкин Виктор «Мой добрый папа»

Кто не рыдал над одноимённым фильмом «Мой добрый папа» с Александром Демьяненко и Людмилой Гурченко в главных ролях? Он снят по повести Виктора Голявкина, удивительно светлой в начале и драматичной в финале. Папа Пети – широкой души человек. В то время как все семьи оптом закупают сервизы и прочие элементы мещанского быта, папа мальчика покупает мандарины для детворы и тазик мороженого на всех. Когда в войну станет нечего есть и нечего продавать, они часто будут вспоминать этот тазик, широкие папины жесты и то, как с ним рядом было хорошо. 

«Возвращались домой солдаты. Но мой папа, мой добрый папа, он никогда не вернётся».

Образ отца в художественной литературеДрагунский Виктор «Денискины рассказы»

Прототипом главного героя рассказов стал сын писателя, Денис Драгунский, впоследствии известный журналист и драматург; в одном из рассказов («Сестра моя Ксения (Новогодний подарок)») упоминается рождение младшей сестры Дениса Кораблёва Ксении, прототипом которой стала дочь Виктора Драгунского Ксения Драгунская, также впоследствии известный драматург. Как писал Юрий Нагибин в юбилейном очерке о Драгунском, «Денискины рассказы» выросли из его безмерной любви к сыну, из жадного внимания к раскрывшемуся перед ним миру детства». И как же повезло этому Дениске с родителями, прежде всего с папой! Его папа умеет сочинять удивительные задачки, показывать фокусы и много еще чего!

«Однажды мы с папой пошли в зоопарк, и я скакал вокруг него на улице, и он спросил:
– Ты что скачешь?
А я сказал:
– Я скачу, что ты мой папа!
Он понял!»

Образ отца в художественной литературеДружков Юрий «Кто по тебе плачет»

Мало кто знает, что человек, подаривший нам друзей детства Карандаша и Самоделкина, писал большие серьёзные книги. «Кто по тебе плачет» – роман, написанный Юрием Дружковым в стол, был обнаружен его сыном после смерти писателя. И хотя это история в стиле «Остаться в живых», главное в ней – не приключенческий сюжет, а размышления отца о выросшем сыне. Трогательные слова о том, как много значат дети, чему они учат и какие слова звучат в душе у каждого отца.

«Воробушек мой! Ты одарил меня этим благом – благом заботы не о себе, не о своих делах и печалях, не о своей карьере, не о своём удовольствии – заботы о другом. Человек не может ни о ком не заботиться».

Образ отца в художественной литературеКиселев Владимир «Девочка и птицелет»

Оле Алексеевой 13 лет. Кто-то скажет – еще совсем ребенок! Да разве могут быть у детей настоящие проблемы? Но в этой полудетской-полувзрослой жизни уже есть место и большой чистой мечте, и первой любви, и столкновениям с трудностями и бедами. Семья, школа, друзья, увлечение химией, общее с друзьями дело, сочинение стихов, размышления о будущем… Как же трудно понять, кто ты на самом деле! И как же трудно, а порой и болезненно, понять взрослых и то множество противоречий, которые они так охотно впускают в свой мир… Произведение Владимира Киселева – искреннее и честное повествование о том, как сложна на самом деле жизнь подростка и какова роль отца в ней.

«Мама сказала, чтобы я вернулась из школы пораньше, потому что я должна ухаживать за больным, а папа сказал, что раз в доме тяжелобольной, то я могла бы и вообще не ходить в школу, а ухаживать за ним. Но мама посмотрела сначала на его очень серьезное лицо, потом на мое очень серьезное лицо и сказала, что этот номер не пройдет и чтобы я отправлялась в школу».

Образ отца в художественной литературеКнорре Федор «Оля»

Знаете, каково это – переехать в совершенно чужой город, да еще и в самый разгар зимы? Вот и Оле долго все вокруг казалось непривычным, посторонним и скучным. Но впереди у девочки новые знакомства, волнительные переживания, первая любовь и… война – испытание, вопреки всему спасшее ее семью и научившее главному – не бояться быть рядом с теми, кто тебе дорог.

Повесть Федора Федоровича Кнорре о семье цирковых артистов – это глубокая и мудрая история о детстве и взрослении, о человеческих отношениях друг с другом и с окружающим большим миром, главное в которых – любовь. Любовь к родителям, которые тоже иногда могут ошибаться; к друзьям и тем, с кем лишь на недолгие мгновения свела судьба; к каждому живому существу, будь то серая ворона или индийский слон. «Оля» – это история о мужестве и силе духа, которые бывают нужны не только тогда, когда за окном война.

«Отец у нее был странный человек: как запертый дом. Может, там внутри мягкие ковры, кальяны, серебро, да? А может, голые стены, трещины, тарантул бегает? Никто не знал».

Образ отца в художественной литературеЛи Харпер «Убить пересмешника»

Отец рассказчицы, Аттикус Финч, стал образцом морали для многих читателей, а также примером честного адвоката. При этом урок высокого гражданского и человеческого мужества, который даёт нам Харпер Ли, тем весомее, что Аттикус – в общем-то обычный, незаметный человек, показан через восприятие ребят, горячо переживающих все его поступки и у нас на глазах приобретающих что-то важное. В романе американской писательницы Харпер Ли проводится мысль о том, что дети обладают врожденным чувством справедливости и приобретают предрассудки лишь под влиянием окружающих.

Аттикус берётся за заведомо проигрышное дело, чтобы защитить Тома Робинсона, чернокожего человека, который был обвинён в изнасиловании молодой белой женщины, несмотря на то, что многие из граждан не поддерживают адвоката. Другие дети дразнят Джима и Джин из-за действий Аттикуса. Джин хочет встать на защиту чести своего отца, хотя он сказал ей не делать этого. Со своей стороны, Аттикус сталкивается с группой людей, намеревавшихся линчевать Тома. Эта опасность миновала, когда Джин, Джим и Дилл стыдят толпу, заставляя их смотреть на ситуацию с точки зрения Аттикуса и Тома.

«Аттикус поднялся и пошел в другой конец веранды. Он долго и старательно изучал там ветку глицинии, потом вернулся ко мне.

– Прежде попробуй выучиться одному нехитрому фокусу, Глазастик, – сказал он. – Тогда тебе куда легче будет ладить с самыми разными людьми. Нельзя по-настоящему понять человека, пока не станешь на его точку зрения…
– Это как?
– Надо влезть в его шкуру и походить в ней».

Образ отца в художественной литературеЛиндгрен Астрид «Рони, дочь разбойника»

Рони, главная героиня повести-сказки шведской детской писательницы Астрид Линдгрен, – единственная дочь атамана разбойников Маттиса и его супруги Ловисы. Шайка Маттиса живёт в лесной глуши в старом замке, расколотом надвое молнией в ночь рождения девочки. Рони – смелая, добрая и искренняя, гордость отца, любимица всех его подчинённых. Большую часть времени она проводит, бродя по отцовскому замку и его окрестностям. Она счастлива и даже не догадывается о своём одиночестве. Ей только предстоит узнать, что в неведомом мире, в котором все необычно, таинственно и странно, есть место и дружбе, и любви.

«Так Рони было разрешено ходить, куда ей вздумается. Но перед этим Маттис предупредил ее о тех опасностях, которые ей угрожали.
– Значит, так: остерегайся злобных друд, и серых гномов, и разбойников Борки.
– А как я узнаю, что это злобная друда, или серый гном, или разбойник Борки?
– Сама разберешься, – ответил Маттис.
– Ясно, – сказала Рони.
– А еще смотри не заблудись, – продолжал Маттис.
– А что мне делать, если я заблужусь?
– Найди нужную тропинку.
– Ясно, – сказала Рони.
– И еще смотри не упади в реку.
– А что мне делать, если я упаду в реку?
– Выплыви.
– Ясно.
– А еще смотри не загреми в пропасть. – Маттис вспомнил о той бездонной пропасти, которая возникла в ту ночь, когда молния ударила в разбойничий замок.
– А что мне делать, если я все-таки в нее загремлю?
– Тогда ты уже ничего не сможешь сделать, – произнес Маттис и вдруг так горько застонал, словно вся печаль мира собралась в его груди.
– Ясно, – сказала Рони, когда Маттис перестал стонать. – В таком случае я постараюсь не упасть в пропасть. Еще есть какие-нибудь другие опасности?
– Конечно, полным-полно, но их ты сама увидишь. А теперь иди!…»

Образ отца в художественной литературеМаккарти Кормак «Дорога»

Действие постапокалиптического романа американского писателя Кормака Маккарти происходит спустя годы после глобальной катастрофы. Главные герои – отец и маленький сын, родившийся уже после катастрофы, – пытаются пешком пересечь территорию бывших США и выйти к далекому и желанному морю. Они страдают от болезней, голода и страха перед другими людьми – бандитами и каннибалами. Отец болен, кашляет кровью и осознает, что скоро умрет. Последние надежды на будущее для сына он возлагает на путешествие к морю; он повторяет сыну «мы хорошие» и «мы несем огонь» в противовес потерявшим человеческий облик бандитам.

Раненный стрелой в ногу отец просит сына бросить его и двигаться дальше в одиночку. Сын уходит, но потом возвращается и остается в лагере, пока отец не умирает во сне. Позже сын встречает доброжелательно настроенную семью – мужчину, женщину и двоих детей, которые забирают его с собой; сын продолжает разговаривать с покойным отцом, как если бы тот находился рядом.

«Потом они с мальчиком сидели у костра и доедали последние крекеры с сосисками из алюминиевой банки. В кармане своего рюкзака он обнаружил ополовиненный пакетик с порошком какао, развел его для сына, а себе налил кипятку, сел и стал дуть на край кружки.
– Ты ведь обещал так не делать, пап.
– Чего не делать?
– Сам знаешь.
Вылил кипяток обратно в кастрюлю, забрал у сына кружку, отлил себе чуть-чуть какао и вернул кружку.
– Все время приходится за тобой следить.
– Да, нехорошо.
– Если ты не держишь слово в мелочах, то обязательно нарушишь в главном. Ты сам так сказал.
– Знаю, знаю. Больше не буду».

Образ отца в художественной литературеПанюшкин Валерий «Отцы»

«Отцы» – это проникновенная и очень добрая книга-письмо взрослой дочери от любящего отца. Журналист и публицист Валерий Панюшкин пишет, обращаясь к дочке Вареньке, припоминая самые забавные эпизоды из ее детства, исследуя феномен детства как такового – с юмором и легкой грустью о том, что взросление неизбежно. В своей книге автор передал всё, что чувствует каждый отец, наблюдающий, как быстро летит время. И хотя это вроде бы самый естественный процесс в мире – взросление, читать «Отцы» без слёз невозможно.

Но это еще и книга о самом Панюшкине: о его взглядах на мир, семью и нашу современность. Немного циник, немного лирик и просто гражданин мира! Полная искренних, точных и смешных наблюдений за жизнью, эта книга станет лучшим подарком для пап, мам и детей всех возрастов!

«Дело в том, моя милая, что есть какой-то день, когда запоминаешь своего ребёнка на всю жизнь. Ребёнок потом растёт, взрослеет, ты видишь, как он взрослеет и растёт, но стоит закрыть глаза, и ребёнок предстаёт перед тобой таким, каким ты его запомнил в Тот Самый День».

 Ренберг Туре «Шарлотта Исабель Хансен»

«Шарлотта Исабель Хансен» – оптимистическая человеческая комедия норвежского писателя Туре Ренберг о перипетиях создания и воссоздания семьи…

Ярле Клеппу двадцать пять, он без пяти минут выпускник университета, подающий блестящие надежды исследователь творческого метода Марселя Пруста. Он вполне счастлив своим рафинированным академическим существованием и необременительными отношениями с красавицей Хердис. «Жизнь на службе у мысли» – такой видится ему собственная судьба. Пока однажды он не получает официального предписания пройти ДНК-тест на установление отцовства. Для Ярле это как гром среди ясного неба. Теперь от столкновения с реальной жизнью ему не уйти, придется срочно повзрослеть. Но хочет ли Ярле, способен ли он, сумеет ли?.. Сумеет ли стать папой маленькой Лотте? Да, пусть и не сразу…

«Он обратил внимание на то, что Шарлотта Исабель молча шла рядом с ним, доверчиво ожидая, что он сдержит обещание почитать что-нибудь, и он осознал там и тогда, что нарушить это обещание он не сможет».

Образ отца в художественной литературеСароян Уильям «Папа, ты сошел с ума»

Повесть американского писателя Уильяма Сарояна «Папа, ты сошел с ума» – простая и трогательная книга, состоящая из небольших историй c двумя персонажами: отцом и его десятилетним сыном. Они собирают ракушки, готовят «рис по-писательски», путешествуют, разглядывают облака и звезды, обсуждают разные пустяки и важнейшие темы на свете. Перед ними открывается бесконечный мир, полный красоты и тайны.

«Отец мой знает, что временами я злюсь на него, а порой даже ненавижу. Он сам сказал мне однажды. Что знает, а я-то все время думал. Что это мой секрет. Он говорил со мной об этом, как о чем-то вовсе нас не касающемся. Он сказал, что вполне естественно. Чтобы сын время от времени испытывал ненависть к своему отцу. А равно и к матери, иногда же – ко всем на свете.

– Человек способен любить,  – сказал он, – но способен также и ненавидеть. В основном он, конечно, любит, но и без ненависти ему не обойтись. Ненависть – полезнейшее чувство, если его правильно понять».

Образ отца в художественной литературеСиболд Элис «Милые кости»

Эта сильная, драматическая книга американской писательницы Элис Сиболд не об убийстве, не о насилии, а о жизни. Жизни после смерти. Жизни тех, кто остался. Наверное, поэтому она написана таким на удивление светлым языком. Джек Сэлмон, отец Сюзи, которая в возрасте 14 лет была изнасилована, убита и расчленена человеком, жившим по соседству, одержим поисками убийцы дочери, постепенно отчуждается от остальных членов семьи, и в результате Абигайль, мама Сюзи, решается бросить всех и начать новую жизнь вдали от беды, которая не покидает их дом. Однако именно Джек не дает распасться семье, в которой растут младшие сестра и брат Сюзи – Линдси и Бакли. У Джека было любви столько, что ее хватило на то, чтобы вырастить детей нормальными людьми и вернуть обратно в семью Абби.

«В последний раз он нашел меня на полу за несколько месяцев до моей смерти, но тогда вместе со мной под одеялом лежал Бакли: одетый в пижаму, с любимым плюшевым медведем под мышкой, он свернулся калачиком, уткнувшись мне в спину, и мирно сосал палец. Тогда у папы впервые промелькнула грустная мысль о бренности отцовства. Впрочем, он дал жизнь троим детям, и это утешало. Что бы ни случилось с ним самим или с Абигайль, эти трое будут друг другу опорой. В этом смысле начатая им линия жизни представлялась вечной, как уходящая вдаль стальная проволока: даже если когда-нибудь, в глубокой, убеленной сединами старости, ему суждено соскользнуть вниз, она все равно не порвется.

Теперь Сюзи воплотилась в его маленьком сыне. Люби живых. Так он повторял себе раз за разом, твердил эти слова в уме, но мое присутствие было для него неподъемным грузом, который все время тянул назад, назад, назад. Он посмотрел в упор на ребенка, прижатого к груди.
– Кто ты? – помимо своей воли спросил он. – И откуда?
Я не сводила глаз с отца и брата. Истина оказалась совсем не такой, как нам объясняли в школе. Истина заключалась в том, что граница, разделяющая живых и мертвых, подчас бывает смутной и зыбкой».

Образ отца в художественной литературеСьюзанн Жаклин «Одного раза недостаточно»

Майк Уэйн – главный герой романа «Одного раза недостаточно» американки Жаклин Сьюзанн – известный продюсер. Его бродвейские постановки имеют бешеный успех, снятые им фильмы получают «Оскара», женщины бросаются ему на шею. Но в жизни Майка есть только одна любовь – дочь Дженюари. Ради нее он готов пожертвовать всем. И дочь отвечает ему тем же. Преклонение Дженюари перед отцом, которого она считает идеальным мужчиной, определяет ее жизнь, метания в поисках любимого человека, а в конечном счете – ее судьбу… 

«Мне не нужен весь мир. Я просто хочу иметь что-то, ради чего есть смысл каждое утро вставать с постели».

Образ отца в художественной литературеТолстой Алексей «Приключения Буратино, или Золотой ключик»

Разве папа Карло не является примером хорошего папы? Он любящий, заботливый, добрый, способный на самопожертвование… Список прекрасных черт характера папы Карло можно продолжать и дальше, но все их стоит, суммировав, подвести под определение: папа Карло – настоящий папа!

«Он скоро вернулся, но без куртки. В руке он держал книжку с большими буквами и занимательными картинками.
– Вот тебе азбука. Учись на здоровье.
– Папа Карло, а где твоя куртка?
– Куртку-то я продал. Ничего, обойдусь и так… Только ты живи на здоровье.
Буратино уткнулся носом в добрые руки папы Карло.
– Выучусь, вырасту, куплю тебе тысячу новых курток…»

Образ отца в художественной литературеФоер Джонатан Сафран «Жутко громко и запредельно близко»

В бестселлере «Жутко громко и запредельно близко» американского писателя Джонатана Сафрана Фоера мальчик вспоминает своего папу, погибшего в одной из башен-близнецов 11 сентября 2011 года. Это был очень хороший папа, который за 9 лет присутствия рядом с сыном успел заложить в него все качества настоящего человека. Оставшись один, сын разбирается с загадками, оставленными отцом.

Осматривая кладовку отца, Оскар находит в вазе небольшой конверт с ключом; на конверте он видит надпись «Блэк». Охваченный любопытством, Оскар намеревается связаться с каждым человеком по фамилии Блэк в Нью-Йорке, чтобы найти замок, к которому подходит отцовский ключ. В романе также существует параллельное повествование, которое, по сути, сводится к серии писем. Некоторые из них написаны дедушкой Оскара и адресованы отцу мальчика, другие же написаны бабушкой Оскара и адресованы самому главному герою.

«Он твердил, что всё будет хорошо. Я была ребёнком, но знала, что всё хорошо не будет. Он не был обманщиком. Он был отцом».

Чехов Антон «Дома»

Читая этот рассказ, понимаешь, насколько важно решать все проблемы со своими детьми спокойно, убеждая их в своей правоте. И неважно, сколько лет ребенку.

Семилетний Серёжа, рано лишившийся матери, очень любит папу. Он совсем не боится, что тот накажет его за проступок. Гувернантка Сережи обеспокоена тем, что семилетний ребенок начал курить, и просит помощи у его отца, прокурора окружного суда. Тот начал беседу с сыном в мягком, сдержанном тоне. Сережа слушал отца, но думал о своем, задавал разные вопросы. Ему хотелось, чтобы папа объяснил ему и другие вещи. Долго объяснял отец своему семилетнему сыну, что плохо, приводя примеры и доводы из жизни, но понял, что логики и морали недостаточно, необходимо чувствовать заодно с ребёнком. Евгений Петрович Быковский сдаётся, отправляет сына спать, сымпровизировав перед сном сказку.

Незамысловатая сказка о царе, у которого сын умер, потому что курил, вызвала сочувствие и подействовала на Серёжу лучше всяких доводов. Ребёнок не приемлет казённости и формализма. Его убеждает бросить курить нелепая сказка, сочинённая отцом. Отец понял, что в разговоре с сыном логики и морали недостаточно, необходимо чувствовать заодно с ребёнком, любить его.

«Прокурор чувствовал на лице его дыхание, то и дело касался щекой его волос, и на душе у него становилось тепло и мягко, так мягко, как будто не одни руки, а вся душа его лежала на бархате Сережиной куртки. Он заглядывал в большие, темные глаза мальчика, и ему казалось, что из широких зрачков глядели на него и мать, и жена, и всё, что он любил когда-либо».

Шолохов Михаил «Судьба человека»

Война разрушила счастье семьи Андрея Соколова, как разрушила она и счастье многих других семей. Ужасы фашистского плена вдали от родины, гибель самых родных и близких людей тяжело легли на душу солдата Соколова. Все выдержал Андрей Соколов, так как одна вера поддерживала его: война кончится, и он вернется к своим близким и родным людям, ведь его так ждала Ирина с детьми. Из письма соседа Андрей Соколов узнает, что Ирина и дочери погибли во время бомбежки, когда немцы бомбили авиазавод. Одна надежда – сын Анатолий, который успешно воевал, получил шесть орденов и медалей. Но и этим мечтам Андрея Соколова не суждено было сбыться. Девятого мая, в День Победы, убил Анатолия немецкий снайпер. Остался Андрей совсем один на целом белом свете.

Тяжелое неизбывное горе, казалось, навсегда поселилось в его сердце. Глубоким лиризмом проникнут рассказ Соколова о событии, которое перевернуло всю его жизнь – встрече с одиноким, несчастным мальчиком у дверей чайной: «Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки – как звездочки ночью после дождя!» А когда Соколов узнает, что у мальчика отец погиб на фронте, мать убило во время бомбежки и никого у него нет, и жить негде, закипело у него на душе и решил он: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети. И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло».

Так нашли друг друга два одиноких, несчастных, покалеченных войной человека. Они стали нужны друг другу. Забота о мальчике стала самым главным в его жизни. Сердце, которое закаменело от горя, стало мягче. На глазах изменился мальчик: чистый, подстриженный, одетый в чистую и новую одежду, он радовал глаза не только Соколова, но и окружающих. Ванюшка старался быть постоянно с отцом, не расставался с ним ни на минуту. Горячая любовь к приемному сыну переполняла сердце Соколова: «Проснусь, а он у меня под мышкой приютился, как воробей под застрехой, тихонько посапывает, и до того становится радостно на душе, что и словами не скажешь!» Встреча Андрея Соколова и Ванюши возродила их к новой жизни, спасла от одиночества и тоски, наполнила жизнь Андрея глубоким смыслом.

X