Skip to main content

Любовь с первой фразы

Первая фраза зачастую является одним из залогов успеха литературного произведения. Она бывает спокойно-рассудительной и умудренно-просветленной, а иногда – яркой, парадоксальной и даже афористичной. Однако и эпически длинные, и краткие, бьющие не в бровь, а в глаз, первые фразы имеют шанс зацепить внимание читателя, чтобы затем держать его в неослабевающем напряжении на протяжении всей книги.

Первые фразы представленных ниже в нашем рейтинге произведений (в хронологии  их написания) в полной мере соответствуют всему тексту целиком, что подтверждается непреходящей значимостью этих литературных памятников для культуры нашей страны.

Любовь с первой фразы

Александр Пушкин. «Евгений Онегин»

«Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог».

Всем со школьной скамьи известно начало романа в стихах «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина – легкое, брызжущее иронией и интонационно очень доверительное. Виссарион Белинский утверждал, что «Евгения Онегина» можно назвать «энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением». Творение Пушкина настолько точно воссоздает первоосновы русского бытия, что перестает быть картиной, изображающей жизнь, а становится рамой, в которой мы видим и себя, и нашу жизнь, и былую эпоху, и даже наше будущее, оно становится тем самым магическим кристаллом, о котором писал поэт…

 Любовь с первой фразы Лев Толстой. «Анна Каренина»

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Все смешалось в доме Облонских».

Так начинается знаменитый во всем мире роман Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина». Начало спорное, но споры до сих пор вызывает не только оно. И поныне бушуют страсти по поводу нравственных проблем, поднятых писателем в романе. Это история любви замужней женщины к блестящему офицеру, губительной для Анны, но завораживающей своей страстностью и самоотверженностью. Лев Толстой пишет о вечных ценностях: о любви, вере, семье, человеческом достоинстве.

 Любовь с первой фразы

Николай Гоголь. «Ревизор»
«Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить пренеприятное известие: к нам едет ревизор».

Фраза Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского, городничего из комедии «Ревизор» Николая Васильевича Гоголя, давно ушла в народ, став излюбленной в устах чиновников всех рангов, сообщающих своим подчиненным о грядущей проверке. Уездный безымянный городок, изображённый в пьесе, благодаря мастерству писателя становится обобщением всей России. Николай Гоголь нарисовал картину всеобщего мошенничества, взяточничества и произвола, дал неподражаемые портреты всякого рода мошенников, плутов и взяточников, ставших героями его  и по сию пору злободневной пьесы.

 Любовь с первой фразы

Александр Куприн. «Суламифь»

«Царь Соломон не достиг еще среднего возраста – сорока пяти лет, – а слава о его мудрости и красоте, о великолепии его жизни и пышности двора распространилась далеко за пределами Палестины».

Столь высокопоэтично начинается повесть «Суламифь» Александра Ивановича Куприна, написанная по мотивам библейской «Песни песней» и рассказывающая о том, как «посетила царя Соломона – величайшего из царей и мудрейшего из мудрецов – его первая и последняя любовь». Всего семь дней длилось счастье возлюбленных, но, несмотря на трагический финал, эта яркая романтическая легенда звучит вдохновенным гимном самому сильному и возвышенному чувству!

 Любовь с первой фразы

Михаил Булгаков. «Мастер и Маргарита»

«Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина».

Так интригующе начинается роман «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова. Блистательный шедевр писателя – феерическая сатира на быт и нравы Москвы 30-х годов 20 века, одновременно пронзительная история любви Мастера и Маргариты и вечная библейская тема борьбы добра со злом, роман о Понтии Пилате внутри романа…

И так как в романе есть параллельное повествование, его начало, очень запоминающееся, тоже достойно цитирования: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».

 Любовь с первой фразы

Михаил Булгаков. «Белая гвардия»

«Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская – вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс».

Поистине ветхозаветно страшно начинает свой роман «Белая гвардия» Михаил Афанасьевич Булгаков. Это история о «смутной мгле», павшей на родную землю, это история Гражданской войны, братоубийственного времени, история краха традиций и устоев, история кровопролития, рассказанная глазами очевидца и участника событий. Михаил Булгаков воплотил в «Белой гвардии» свою идею сохранения дома, родного очага после всех потрясений революции и гражданской войны. Дом, который старается сохранить в океане общественных бурь Алексей, – это дом Турбиных, в котором угадывается булгаковский дом на Андреевском спуске в Киеве.

 Любовь с первой фразы

Илья Ильф, Евгений Петров. «Двенадцать стульев»

«В уездном городе N* было так много парикмахерских заведений и бюро похоронных процессий, что, казалось, жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться, остричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть».

Столь многообещающее начало предполагает нечто искрометно потрясающее. И Илья Арнольдович Ильф и Евгений Петрович Петров, замечательные писатели-сатирики, творившие в тандеме, не обманули ожидания своих читателей. История двух аферистов – несчастного «отца русской демократии» Кисы Воробьянинова и никогда не унывающего «великого комбинатора» Остапа Бендера – читается на одном дыхании. Блистательная сатира остается актуальной и в наше время, заставляя смеяться до слез и сопереживать героям.

 Любовь с первой фразы

Юрий Олеша. «Зависть»

«Он поет по утрам в клозете. Можете представить себе, какой это жизнерадостный, здоровый человек. Желание петь возникает в нем рефлекторно».

Такое смелое начало мог позволить себе только незаурядный человек и неординарный писатель, каким был Юрий Карлович Олеша. «Зависть» – произведение, рассказывающее о драме интеллигента, который оказывается «лишним человеком» в послереволюционной России. Поступательный ход времени в романе олицетворён в раблезианской фигуре власть имущего «обжоры» Андрея Бабичева, тоску по минувшему воплощает собой его брат Иван, карикатура на Дон Кихота.

 Любовь с первой фразы

Александр Солженицын. «Один день Ивана Денисовича»

«В пять часов утра, как всегда, пробило подъем – молотком об рельс у штабного барака».

Будничной и оттого ужасающей кажется читателю первая фраза знаменитого рассказа «Один день Ивана Денисовича» Александра Исаевича Солженицына, ведь в нем показана самая «обычная» жизнь сталинского лагеря начала 1950-х годов. Главное для героя рассказа – русского мужика Ивана Денисовича Шухова – не «просто» выжить в жестоких условиях лагеря, но и сохранить чувство собственного достоинства, осмысленность даже такого существования.

 Любовь с первой фразы

Евгений Водолазкин. «Лавр»

«В разное время у него было четыре имени. В этом можно усматривать преимущество, поскольку жизнь человека неоднородна».

Казалось бы, подобным началом Евгений Германович Водолазкин раскрывает все карты своего романа «Лавр», но вот сумеет ли читатель понять, что значат они? Герой романа «Лавр» – средневековый врач. Обладая даром исцеления, он, тем не менее, не может спасти свою возлюбленную и принимает решение пройти земной путь вместо нее. Так жизнь превращается в житие. Он выхаживает чумных и раненых, убогих и немощных, и чем больше жертвует собой, тем очевиднее крепнет его дар. Но возможно ли любовью и жертвой спасти душу человека, не сумев уберечь ее земной оболочки?

 

 

X