Skip to main content

«Я умею создавать сказку»

В сфере книгоиздания есть уникальная профессия, которой в мире владеют единицы – бумажный инженер. Барнаулу повезло: у нас живет один из таких людей, умеющих трансформировать плоский мир в объемный — Алексей ЗАУЭР. О том, что это за работа – создавать из бумаги механизмы – произведения искусства, о внезапном увлечении форматом поп-ап, реализованных проектах и мечтах, поговорили с Алексеем после его фееричного мастер-класса, проведенного в ходе фестиваля «Издано на Алтае».

— В мир полиграфии я попал, начав работать дизайнером в рекламном агентстве. Там у меня появилась страсть к созданию необычной картонной упаковки: делал совершенно нестандартные конструкции, которые собирались без клея. А в 2017 году на просторах интернета впервые увидел поп-ап книгу Роберта Сабуды «Волшебник изумрудного города», — и она изменила мою жизнь! Я был шокирован тогда. И мне очень захотелось попробовать сделать что-то свое. Я окунулся в поп-ап и обрел кумиров — Роберта Сабуду, Мэтью Рейнхарта, Питера Дамена. Пересматривал видео с их работами десятки раз, хотел понять, как же там все устроено. Но при этом я не копировал их работы – мне хотелось создать именно свой проект в этом формате. Первой работой стала книга «Алтайский край», которую выпустила типография «Азбука», где я тогда работал. Сконструированная книга удалась и пошли новые проекты. Я мечтал услышать о них мнение моих кумиров, но даже не подозревал, что  это реально. Но после того, когда я опубликовал свои работы в соцсетях, на меня подписались все мировые лидеры бумажной инженерии и стали оставлять положительные комментарии. Это вдохновляло так же, как и собственно то, что у меня получались проекты!

— Мне хотелось полностью посвятить себя поп-ап – проектам, я мечтал об этом. Но некоторое время удавалось совмещать работу мечты с основной. Так, я успешно поработал на заказчиков из Петербурга, которым я разрабатывал поп-ап конструкции для книг и открыток. А потом был заключен контракт с крупным издательством на разработку большой новогодней поп-ап книги, и мне нужно было экстренно приступать к работе. Сроки были сжатые, совмещать проект с основной работой было нереально, соответственно, пришлось принять решение и уволиться из типографии. Это случилось перед новым 2020 годом. Передо мной была неизвестность и страх остаться без денег, так как гарантий никаких не было. Но меня поддержали близкие, — и у меня началась новая жизнь. Не скажу, что все было гладко, были постоянные задержки с оплатой, да и платили мне меньше обещанной суммы, но, не смотря на это, я делал любимую работу и получал от нее большое удовольствие. Позже начался коронавирус, мне сократили зарплату, а позже и вовсе перестали платить.  Тем не менее, за этот период была создана новогодняя поп-ап книга и открытка с Исаакиевским собором. К сожалению, оба проекта из-за пандемии заморозили и я остался без работы. Но и в мыслях не было искать что-то «из старой жизни» —  я в срочном порядке стал искать новые заказы, отправлял сотни писем всевозможным издательствам и типографиям с предложениями о сотрудничестве. Так у меня появились новые интересные заказы и проекты. Вспоминая этот сложный период, я понимаю, что сделал правильный выбор, который открыл передо мной новые перспективы и возможности.

— Мою новую профессию никто не воспринимал всерьез, было много усмешек. Все начало меняться после выхода репортажей обо мне на телевидении: например, на Первом канале в программе «Доброе утро», а затем — с появлением крупных заказчиков, которые хотят полиграфических чудес. Параллельно в интернете распространилась моя работа, ставшая популярной головоломкой – так называемый «плоский шар Зауэра». За несколько лет решить эту пространственно-стереометрическую задачку так никто и не смог. Мне нравится фраза Шарль де Голль «Выбирайте трудный путь, на нем вы не встретите конкурентов», можно сказать, что это мой девиз. Поэтому, какие бы ни были риски у моей профессии, да еще в нынешние времена – уверен, все будет хорошо. Да, в кризисные времена больше всего страдают творческие профессии. Но и в сложные времена людям охота получать сказку, а сказку я умею создавать! На сегодняшний день заказы есть, и я рад этому. Среди крупных проектов можно выделить две книги: «Конек Горбунок», «Театр кукол С. В. Образцова».

— По образованию я учитель математики и информатики, и знание математики, безусловно, помогает в работе, ведь приходится строить различные сечения, высчитывать углы и пропорции. Также у меня хорошо развито пространственное воображение, я в голове представляю будущую конструкцию в объеме, продумываю ее механизм. Я словно погружаюсь в другой мир, такой необычный объемный бумажный мир, и мне нравится находиться внутри этого мира. Пока сидишь над проектом, постоянно думаешь о механизме, представляешь, как это должно работать. И нередко это растягивается надолго, и с домочадцами в этот период бывает сложно взаимодействовать, но я привык к этому. Везде есть свои нюансы.

И, конечно, мне сейчас очень кстати опыт работы в типографии: я знаю все нюансы и требования допечатной подготовки файлов, процесс постпечатной обработки продукции. И работая над конструкцией, всегда думаю о ее производстве. Важно, чтобы технически возможно было сделать нужную деталь, продумать весь процесс сборки конструкции. Людям должно быть максимально понятно и просто собирать макет. В этом есть своя прелесть, то есть, с одной стороны, важно придумать интересную и необычную модель, а с другой – она должна очень легко и просто собираться. Один экземпляр не так сложно сделать, сложнее продумать его так, чтобы в тираже он всегда собирался однозначно, к тому же конструкции должны быть максимально надежными и прочными.

— В простых конструкциях есть своя прелесть, я всегда ставлю перед собой задачу в простой конструкции сделать так, чтобы она отличалась своей неординарностью от всех других. Но очень нравится делать сложные проекты. Сейчас самая сложная моя конструкция – Исаакиевский собор, который выглядит максимально реалистично. На эту работу даже Артемий Лебедев сделал положительную рецензию. Интересная судьба у моего шара, который я сделал в книге  «Экотором». Поставил себе задачу изобразить экотром в объеме, который имеет форму усеченного икосаэдра. Было очень сложно его придумать, я работал над ним несколько недель, даже думал оставить затею и сделать что-то попроще. И представить не мог, что шар вызовет такой ажиотаж и интерес у других бумажных инженеров – в интернете, на международных форумах эта головоломка получила название «плоский шар». Я не думаю, что великие мастера, работами которых я восхищаюсь, хотели разгадать секрет, у них много других интересных проектов и гениальных решений, просто у них не было подобной задачи.

— Начиная работу над книгой я, конечно, знакомлюсь с содержанием, в этом особая прелесть работы (хотя вообще я человек нечитающий). Я читаю, смотрю мультфильмы и сказки, если они есть. Узнаю какие-либо исторические факты. Ведь, в большинстве случаев, я сам предлагаю заказчику, что можно сделать на развороте и как это будет выглядеть и работать, а для этого надо владеть материалом максимально! Но при этом я считаю, что объемные иллюстрации в книге – это не дополнение к содержанию, а сами по себе содержание. Чем сложнее и интереснее конструкция, тем больше она может рассказать читателю. А если в конструкции присутствует анимация или смена сцены, то это уже целый театр на развороте книги.

5 фактов из жизни

  • В детстве Алексей мечтал стать мультипликатором, ходил в художественную школу. Потом увлекся резьбой по дереву, и появилась страсть к созданию мягкой мебели. Учась в школе, наш собеседник «в одни руки» сделал диван, который до сих пор используется. Став старше, занимался перетяжкой мебели и «обычные советские кресла преображались в современные, как в модном журнале».
  • Работы Алексея Зауэра есть у коллекционеров многих стран мира, также из-за рубежа нередко поступают заказы. Одним из них была конструкция национального театра Нигерии.
  • В активе нашего героя – оформление 6 книг: «Алтайский край», «Белокуриха», «Экотром», «Приключение новогодних игрушек», «Союзмультфильм» и «совершенно необычная книга, которую пока афишировать не могу». В работе – еще две. А книга-мечта для Алексея – «Маша и медведь». «Обожаю этот мультфильм. Даже в голове продумал уже развороты для книги!»
  • .Алексей не считает свой талант превращать плоское в объемное чем-то уникальным не смотря на то, что в мире бумажных инженеров – единицы. По мнению нашего собеседника, в его работе больше мастерства, чем искусства. «Передо мной стоит четкая задача, которую нужно решить. Когда образ становится реальным – задача выполнена!»
  • Даже самые «простые» проекты бумажной инженерии – весьма трудоемкие и требуют много времени. Например, для разработки небольшой открытки требуется собрать около 15 моделей, чтобы отточить конструкцию до идеала.

 

X