Skip to main content

Федор Достоевский: «Желаю в Барнаул»

25 ноября в конференц-зале краевой библиотеки состоялось заседание литературно-просветительского лектория, организованное и проведенное при информационной поддержке отдела абонемента и посвященное 200-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского. Лекцию «Федор Достоевский: «Желаю в Барнаул» прочитала Е. Ю. Сафронова, доктор филологических наук, доцент кафедры литературы Алтайского государственного педагогического университета, член Международного общества Достоевского.

Елена Юрьевна Сафронова – известный ученый-достоевист, немало сделавший для того, чтобы «белых пятен» в биографии писателя, в дни его пребывания в Барнауле, стало как можно меньше. Так, например, опираясь на архивные разыскания, она определила, кто из барнаульских докторов верно диагностировал болезнь Ф. М. Достоевского в середине февраля 1857 г. Е. Ю. Сафронова полагает, что «честным и дельным» барнаульским доктором, поставившим диагноз: настоящая эпилепсия, мог оказаться только Иван Антипович Преображенский, коллежский советник, исправлявший должность Инспектора Алтайских госпиталей. До момента постановки диагноза И. А. Преображенским Достоевский был искренне убежден: у него нервные припадки, не более. В письме брату Михаилу от 9 марта 1857 г. Федор Михайлович признается: «Если бы я наверно знал, что у меня настоящая падучая, я бы не женился»… Это – лишь один из многих фактов из жизни ссыльного писателя, когда он останавливался в нашем городе по пути из Семипалатинска в Кузнецк и обратно, прозвучавших в лекции Е. Ю. Сафроновой.

Во второй части своей лекции Елена Юрьевна убедительно доказывала, что можно и нужно говорить о причастности Барнаула к творческой лаборатории комической повести Достоевского «Дядюшкин сон». Она оспаривает общепринятое мнение о том, что Мордасов – это собирательный образ провинциального сибирского городка того времени, а Барнаул – лишь один из его прообразов. В «Дядюшкином сне», считает ученый, зашифрованы барнаульские топонимы и упомянуты истории из реальной жизни Барнаула середины XIX в. Особенности образной системы повести, полагает Е. Ю. Сафронова, отсылают к реалиям горнозаводского дела на Алтае. В тексте повести также нашла отражение черная легенда о Барнауле, который проклял его основатель Акинфий Демидов. Есть в ней и элементы авторской пародии на свои взаимоотношения с первой супругой Марией Исаевой и знаменитым географом Петром Семеновым-Тян-Шанским.

Яркая и доступная по манере подачи, лекция Е. Ю. Сафроновой оказалась чрезвычайно содержательной и познавательной даже для искушенных слушателей, хорошо знакомых с жизнью и творчеством великого русского писателя, так как, к сожалению, не все жители нашего города отчетливо представляют, какую важную роль сыграл Барнаул в судьбе опального писателя. Эта роль не исчерпывалась только транзитным значением Барнаула от места службы к месту, где жила Мария Дмитриевна Исаева, возлюбленная писателя, ставшая его первой женой.

Нет, Барнаул для Достоевского в сложный период его жизни прежде всего – средоточие культуры Сибири середины XIX в. Этому способствовала развитая горнозаводская промышленность Колывано-Воскресенских заводов. Барнаул являлся центром горнозаводского округа, в нем проживали горные инженеры – люди образованные, хорошо разбиравшиеся в искусстве, литературе. В городе работали музей, картинная галерея, хор и любительский театр горных офицеров… Во время своих приездов в Барнаул Достоевский завел немало знакомств среди горных инженеров и чиновников, которые были рады случаю пообщаться с писателем – человеком выдающегося ума и образованности. Они охотно помогали Федору Михайловичу в его многотрудных житейских обстоятельствах, за что он им был благодарен. Отношение к ссыльным людям в Сибири всегда было участливым, сострадательным.

X