Skip to main content

«Инклюзивное образование в России»

В читальном зале ОНЛ с 1 декабря работает выставка «Инклюзивное образование в России», приуроченная к Международному дню инвалидов, который по инициативе ООН с 1992 года отмечается в мире 3 декабря.

В настоящее время в России насчитывается более 2 млн детей с ограниченными возможностями здоровья, из них около 613 тыс. – дети-инвалиды. В ФЗ № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ» говорится, что «…создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья». Отмечено, что дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на получение качественного образования.

Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ОВЗ на образование, с учетом их психофизических особенностей, рассматривается как одна из приоритетных задач. Инклюзия в России является одним из стратегических направлений реализации права каждого ребенка на образование.

Голиков, Н. А. Ребенок-инвалид: обучение, развитие, оздоровление. Дети с особой миссией / Н. А. Голиков. – Ростов н/Д : Феникс, 2015. – 428, [1] с.

Данная монография посвящена одной из актуальных медицинских, социальных, психолого-педагогических проблем – обучению, оздоровлению и развитию детей с особой миссией. Таковыми автор называет детей-инвалидов, поскольку убежден, что у этих маленьких граждан России действительно особая гуманитарная миссия – сделать мир человечнее, добрее и отзывчивее. Автор предлагает оригинальные технологии социальной, психолого-педагогической реабилитации детей-инвалидов, оптимизации качества их жизни. Особое внимание Н. А. Голиков уделяет инклюзии детей с дополнительными образовательными потребностями в интегрированные классы различных типов с их здоровыми сверстниками. Данное издание наполнено живыми, конкретными примерами из реальной практики работы с детьми и их родителями. Книга написана практикующим психологом, много лет исследующим проблемы подрастающего поколения, включая тяжелобольных детей. Работая психологом, заведующим кафедрой возрастной и педагогической психологии, деканом психологического факультета университета, проректором по учебной работе вуза, наконец, директором школы, лицея, он всегда тактично соприкасался с судьбою детей с особой миссией, помогая им и тем, кто рядом с ними, находить в каждом индивидуальные «точки отсчета» начала их преображения.

Координация работы специального психолога и специалистов образовательных организаций : учебное пособие / А. С. Ковалева. – Барнаул : АлтГПУ, 2018. – 240 с. Эта книга содержит систематизированный теоретико-методологический материал по вопросам координации работы специального психолога и специалистов образовательных организаций. В издании раскрываются методологические, нормативно-правовые, методические и содержательные аспекты деятельности специального психолога. Конкретизируются актуальные направления и формы координации деятельности специального психолога и специалистов образовательных организаций по созданию инклюзивной образовательной среды.

В разделе, посвященном инклюзивному образованию дошкольников, представлен ряд книг, среди которых – Специальное и инклюзивное образование в современном детском саду : сборник материалов из опыта работы / сост. Н. В. Нищева. – Санкт-Петербург : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – Вып. 1. – 240 с.

Данная книга – это сборник из серии «Библиотека журнала «Дошкольная педагогика», выпуск 1, в котором представлены материалы из опыта работы педагогов коррекционных групп ДОО и педагогов, занимающихся инклюзивным образованием детей с особыми образовательными потребностями. Сборник содержит материалы по организации работы в логопедических группах ДОО, группах для детей с нарушениями зрения и слуха, задержкой психического развития и нарушением интеллекта, для детей с ранним детским аутизмом. В материалах сборника изложена игровая, познавательная, исследовательская и творческая деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, приведены конспекты занятий и непосредственно образовательной деятельности, подборки сюжетно-ролевых и речедвигательных игр, сценарии праздников и развлечений.

На выставке представлены также книги, освещающие инклюзивное образование в рамках школьного обучения. Особый интерес представляет сборник Организация и содержание работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях региона (на примере Алтайского края) : сборник методических материалов / сост. В. В. Зикратов. – Барнаул : Алтайский дом печати, 2016. – 134 с.

В сборнике представлен опыт образовательных организаций, входящих в региональную инновационную инфраструктуру Алтайского края (региональные инновационные площадки, региональный банк лучших педагогических практик). Раскрывается опыт организации и содержание работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на этапе введения ФГОС НОО ОВЗ, а также в системе дошкольного образования.

На выставке представлены и другие книги, а также статьи из периодических изданий, посвященные данной теме.

Выставка будет работать до 31 декабря.

«Инклюзивное образование в России»
«Инклюзивное образование в России»
«Инклюзивное образование в России»
X