Главная » Интервью » «Физика и лирика у меня в гармонии»

«Физика и лирика у меня в гармонии»

Его песня «Читай, развивайся!» вот уже почти четыре года – неофициальный гимн «Шишковки». Он способен обучить азам игры на гитаре любого и легко идет на творческие эксперименты. Благодаря ему сотни людей смогли выйти на сцену или обрести себя в новом качестве. Это лишь малая часть того, что можно сказать о Павле ЛАДЫГИНЕ — лидере группы «Горизонталь», основателе и преподавателе Школы игры на гитаре, а еще — заместителе декана Физико-технического факультета АлтГУ. О том, как совместить в себе «физика и лирика», о жизни и творчестве – от первого лица.

— Песни у меня, можно сказать, в крови. Есть видео, где мне пара лет, папа держит меня на руках, и под песни Леонида Агутина танцует со мной, кружится, качает, нам весело. Мама пела мне колыбельные про мужика, который потерял «дуду» и про серого волка, обожающего детские бока. Прабабушка и вся родня в конце каждого застолья пела песни. Дед был самоучкой в освоении семиструнной гитары, да и отец с друзьями любили под шестиструнную «Машину времени» поиграть. И эта сильная эмоциональная связь с родными под музыку подогревала интерес. В пятом классе я нашел себя в клубе авторской песни «Лесовичок», одним из руководителей которого теперь и являюсь. Поездки на фестивали, девочки, которые хотели меня слышать, собственное творчество ради любви девчонок, победы на конкурсах, обучение у мастеров гитарой песни, хорошие оценки моего творчества мастерами (в т.ч. А. Городницким), разучивание моих песен другими людьми, а теперь еще и победы моих учеников на конкурсах гитарой песни – все это волшебная часть моего пути, свернуть с которого было бы предательством к себе и моему творческому окружению. А физика… Забавно, но среди физиков я самый не физик. Да, я сдавал ЕГЭ по физике. Это была необходимость, чтобы поступить на направление «Информационная безопасность» в АлтГУ, которое мне было интересно с 10 класса (мне попалась в руки хакерская программка, которая дала проявиться интересу в сфере защиты данных). Умение учиться довело меня до аспирантуры по «Физике и астрономии»! Но здесь я чужой, конечно. С 1 курса я стал выступать, побеждать за университет. Мне назначили повышенную стипендию, за которую приходилось вывозить сессии на «хор» и «отл» и петь. Помню, по английскому у меня выходила четверка по рейтингу, но преподаватель оценила мое появление в студенческой газете и поставила «отл». Мое стремление к творчеству привело к тому, что в июле этого года меня назначили заместителем декана по внеучебной и воспитательной работе. Так что у меня все в гармонии – и физика, и лирика.

— У современного человека абсолютно нет свободного времени, у всех кипит мозг. Приходишь домой уставший, включаешь интернет – стандартный рецепт современного досуга. Какой тут культурный и интеллектуальный досуг, тем более вне дома? Выход «в свет» теперь приходится планировать задолго до даты, а организаторам бить во все колокола, звонить, писать, приглашать, уговаривать прийти, найти время. Теперь приходится объяснять, почему нельзя не прийти. Брюзжать на новые поколения не хочется, однако, читал о временах, когда на концерты бардов люди приходили толпами. И это при отсутствии какой-либо рекламы вообще! В те времена был дефицит информации, говорят. Сейчас, видимо, возникает новая формация общества, существовать в которой нам придется научиться. В «реале» нас будет все меньше, ценность встреч, определенно, возрастет, но это будет что-то родственное любви к опере и балету – события для людей с особым вкусом. Меня самого трудно куда-то вытащить, на самом деле. Но при этом я сторонник ввязываться во все, что полезно для себя, семьи, друзей и моих проектов, и получаю немалое удовольствие, когда сам приношу пользу. Проект «Шишковки» «Открытая Библиосреда» – прекрасное место для того и другого. Когда Наталья Сычева предложила мне попреподавать гитару в Библиосредах, я сразу согласился. В образовательных учреждениях летом с посещаемостью все плохо, времени у меня было достаточно, чтобы раз в неделю на улице с интересными людьми о гитаре поговорить, да и реклама была не лишней. Но рекламу, визитки я так за три года и не взял с собой. Я приобрел «летних» учеников, и одну замечательную ученицу Машу, которая пришла после Библиосред учиться основательно. Мы дали подержать гитару большому количеству людей, которые смогли принять решение, идти учиться или не идти, а значит оградили от лишних затрат. Мы играли на сцене с учениками и набирались опыта выступлений. Мы здорово проводим время, знакомимся, общаемся, дружим. Вообще то, что происходит с «Шишковкой» сегодня, это, на мой взгляд, просто волшебство какое-то. Говоря о ней языком музыки, это, определенно, рок-н-ролл. Стильно, молодежно, с драйвом, быстро, очень громко, для нашего времени очень свежо. Здесь коллективное исполнение с большим количеством слушателей/посетителей/поЧитателей. И каждый день истории «Шишковки» – хит!

— У меня есть глобальная мечта: успеть реализовать все задуманное. В музыкальном плане — это поспособствовать росту образованности людей в отношении того, что они слушают. Я считаю, что плейлист или репертуар нужно подбирать с особой тщательностью. Мне кажется, что хитовые песни могут быть умными, с хорошим текстом внутри, грамотной речью, произношением, полезными темами внутри. Вот «Песня о друге» Высоцкого, например, делится опытом в выборе настоящего друга. Полезная ведь песня? А что же ее так не пиарят, как треки Бузовой? Наша Школа говорит так словами Дмитрия Маликова: «Новые песни пишет тот, у кого плохие старые». В российской культуре полно хороших песен, актуальных и полезных в наши дни. Мы немного влияем на наших учеников, и они постепенно начинают вслушиваться в Окуджаву даже. Так что будем надеяться, звезды не перестанут сходиться.

— Важно вовремя распознать в своем желании серьезность намерений к изменениям. Ко мне приходят взрослые люди, начальники, управленцы и говорят: «Всю жизнь мечтал, научите!» Начинаешь выстраивать процесс, а ученик, оказывается, не готов меняться. Он отвык делать то, что ему говорят, он стесняется своих неумелых пальцев, он обещает поработать дома, а дома – прежний мир, в котором он на гитаре не играл. Дела, семья, работа… И первые шаги нам даются с трудом, отчего многие сдаются, так и не освоив азов. При этом в нашей Школе есть успешные примеры преобразования себя. Представьте: вам больше 40 лет, вы не предрасположены к музыке, не чувствуете ритм, не слышите разницы между высотой звуков, для вас проигрыши и соло-части не представляют ценности, ведь там нет слов. Но вдруг какая-то причина привела вас учиться играть на гитаре. Тут начинается настоящая работа. Вы настроены серьезно, Школа – тоже. Мы учим вас слышать звуки, мы повторяем с вами одно и то же сотни раз за урок, мы обсуждаем одно и то же из занятия в занятие. Иногда опускаются руки, приходит раздражение, но мы справляется, и в какой-то момент – начинает получаться! «Дрессировка» дает плоды, и вы исполняете свою первую песню. Пускай она на двух аккордах, и многие ее разучивают не за 6 месяцев, а за один урок, но для вас это не важно. Вы приобрели слух. Это вызывает бурю положительных эмоций, особенно у вас. Не зря начинали, не зря мучились, а, если есть результат, значит вы не безнадёжны. У меня такой ученик сейчас обучается. И мы уже доказали друг другу, что петь и играть на гитаре может каждый. Если ищете себя в чем-то новом, нужно подготовиться к небыстрому результату, выключить перфекционизм и вспомнить себя детсадовцем, который когда-то впервые взял в руки ручку, чтобы учиться писать (вспомните, как было сложно, как хотелось все бросить, какая была ручка неудобная и буквы кривые). И после этого можно отдаваться новому делу.

— Сейчас к книгам себя подойти заставляю, а потом заставляю остановиться: сначала дела не подпускают к чтению, потом чтение к делам не отпускает. А первым читательским увлечением стали «Денискины рассказы» Драгунского. Читал взахлеб! У меня мама – педагог, она знала, чем увлечь меня. В третьем классе она купила мне книгу «Гарри Поттер и Тайная Комната», которая влюбила в себя так сильно, что родителям потом пришлось собрать мне всю коллекцию: желание перечитывать эти книги в любой момент и не бояться, что такое сокровище заберут, было сильным! С тех пор все хорошие книжки люблю иметь на полке. Наверное, из всего того, что я уже прочел в своей жизни, еще не раз буду возвращаться к Гарри Поттеру (3 раза – маловато!), никогда не расстанусь с книгой «S.N.A.F.F.» В. Пелевина, так как, вероятно, он прав. И «Денискины рассказы» сначала куплю, а потом подарю сыну.

5 фактов из жизни

  • У Павла нет музыкального образования, ноты он изучал самостоятельно и уверен, что ноты — это высшая математика, а для тех, кто хочет петь под гитару для себя и друзей, можно обойтись и без музыкальной школы. · В детстве Павел однажды украл у родителей 200 рублей у родителей. «Очень меня увлекала игра в «фишки» по подъездам в то время, а отказ покупать их привел к такому поступку. Наказание было хорошим».
  • Павел Ладыгин окончил школу с серебряной медалью из-за химии, зато бакалавриат и магистратуру — с красным дипломом, потому что на физтехе химии нет.
  • Иногда Павел играет в Dota 2. «Считаю, что киберспорт — это очень здорово, если в меру и с умом».
  • Песня «Читай, развивайся» была написана в 2015 году, в перерывах между оформлением диплома. «Я брался за гитару и хотел изложить мысли по поводу того, как много вокруг советчиков, мотиваторов, лайфхаков, умных людей, которые любят «учить». И мне захотелось выразить мысль, мол, «думай своей головой», и что все эти советы исходят от людей, которые своим советам не следуют даже больше остальных. Но во время написания я осознал, что вообще-то «полезно проговаривать ртом» некоторую информацию, которая «без конца забывается». Напоминать себе о том, что нужно книги читать, спать иногда, продолжать учиться и «искать плюсы» мне приходилось в безрифмовой форме постоянно. Но так как диплом делать не хотелось, песня написалась быстро и стала моей напоминалочкой».

Комментарии: