Skip to main content

«Искусство отражать жизнь»

С 18 марта по 18 апреля в отделе редких книг работает выставка «Искусство отражать жизнь», посвященная истории русского театра. Посетители увидят книги по истории театра, мемуары и биографии театральных деятелей.

Предтечей театра на Руси были выступления бродячих артистов – скоморохов. Свои представления они разыгрывали прямо на улице, во время народных гуляний. Чуть позже набрал популярность школьный (церковный) театр, который пытался противостоять «бесовским играм» скоморохов.

Попытки создать придворный театр предпринимали еще первые цари из династии Романовых. Так, Михаил Федорович в год своего избрания на царство (1613) отдал приказ о сооружении особой «потешной палаты». Царь Алексей Михайлович дважды пытался создать театр при дворе, приглашая иностранные театральные труппы. К сожалению, эти попытки не увенчались успехом. Петр I понимал всю идеологическую важность театра, также пытался создать театр, но только уже публичный. Театральный репертуар того времени состоял из переводных немецких, французских и итальянских произведений.

В 1732 г. в Петербурге был открыт Сухопутный шляхетный корпус. Программа обучения в нем включала в себя не только военные дисциплины, но и искусства. Постепенно корпус стал питомником русской классической драматургии и классического театра. Кадеты обучались музыке и риторике, декламации и выступали в качестве исполнителей – как в корпусе, так и вовне. Они изучали французский язык и для практики разыгрывали пьесы на французском. Кадеты организовали Общество любителей русской словесности, где представляли свои первые опыты сочинений и переводов. В октябре 1747 г. один из членов этого общества А. П. Сумароков обратился в типографию с просьбой напечатать его первую трагедию «Хорев», ставшую родоначальницей русской классической драматургии. В конце 1749 г. кадеты исполнили эту трагедию в своих стенах. Об этом доложили императрице. А. П. Сумароков продолжал писать пьесу за пьесой. Все они по очереди исполнялись при дворе. Так начался русский классический театр.

Театр стал развиваться не только в столицах, но и в провинции, в частности, в среде ярославского купечества. В январе 1752 г. Елизавета приказала «…ярославских купцов Федора Волкова с братьями, <…>, и кто им еще потребен будет, привезти в Петербург». С ними было предложено организовать «на имеющемся в Большой Морской немецком театре» «партикулярные комедии». В феврале они уже были в Петербурге, а 18 марта в присутствии императрицы и «некоторых знатных персон» ярославцы дебютировали в комедии Димитрия Ростовского «О покаянии грешного человека». Не известно, какое впечатление произвел спектакль на императрицу, но в сентябре некоторых ярославцев отдали для обучения «словесности, языкам и гимнастике» в Шляхетный корпус.

Императорский указ об учреждении «русского для представления трагедий и комедий театра» в бывшем доме графа Головкина на Васильевском острове состоялся 30 августа 1756 г. Директором театра был назначен А. П. Сумароков.

В фонде отдела редких книг хранятся книги по истории становления и развития русского театра, вышедшие в разные годы. На выставке «Искусство отражать жизнь» читатели увидят двухтомный труд театроведа и доктора искусствоведения В. Н. Всеволодского-Гернгросса «История русского театра» (1929); мемуары и воспоминания актеров и работников театра, вышедшие в издательстве «Academia» в 30-40-х гг. XX в.; книги из серии «Жизнь замечательных людей» об актерах Ф. Волкове, М. С. Щепкине, В. И. Качалове, режиссерах Е. Б. Вахтангове, А. Я. Таирове, С. Михоэлсе. Всего на выставке представлено более 40 экземпляров редких книг.

 

«Искусство отражать жизнь»
«Искусство отражать жизнь»
«Искусство отражать жизнь»

Анастасия Тетерина
Отдел редких книг, тел. 50-66-29

X